Действуют с 29 июня 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по анализу адресной инвестиционной программы города Москвы (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы", Стандартом 1.1. "Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы" и Планом методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы).
1.2. Основной целью разработки Методических рекомендаций является повышение качества проведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий за счет регламентации и упорядочения работ по анализу адресной инвестиционной программы на этапах формирования и исполнения бюджета города Москвы.
1.3. Область применения Методических рекомендаций - мониторинг исполнения бюджета города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве; контрольные мероприятия, проводимые КСП Москвы; экспертиза проектов законов города Москвы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в закон о бюджете города Москвы, об исполнении бюджета города Москвы, проектов государственных программ города Москвы в части расходов в рамках АИП.
1.4. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
- адресная инвестиционная программа (далее - АИП) - документ, устанавливающий распределение расходов бюджета города Москвы на текущий, очередной финансовый год и плановый период, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ города Москвы и мероприятий, не включенных в государственные программы города Москвы (далее - мероприятия АИП), главным распорядителям бюджетных средств на реализацию объектов АИП*(1);
- бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества*(2);
- капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты*(3);
- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)*(4);
- объекты АИП - объекты капитального строительства, реконструкции, сноса, приобретение подвижного состава общественного транспорта, приобретение объектов недвижимости для нужд органов исполнительной власти города Москвы; объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества, строительство (приобретение) которых осуществляется казенными, государственными унитарными предприятиями города Москвы, государственными бюджетными и автономными учреждениями города Москвы за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых на осуществление капитальных вложений, а также юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет бюджетных инвестиций; объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) государственной собственности других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, находящиеся на территории города Москвы и территориях других субъектов Российской Федерации, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и реставрацию которых планируется осуществлять путем софинансирования за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета города Москвы; объекты культурного наследия, в случае если при проведении работ по их сохранению и приспособлению для современного использования затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта*(5);
- проектно-изыскательские работы (далее - ПИР) - комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, рабочей документации, составлению сметной документации для осуществления строительства (нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения) объектов, зданий, сооружений;
- проектная документация - документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта*(6);
- укрупненные инвестиционные проекты (мероприятия) - комплекс мероприятий АИП, который может включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, проектно-изыскательские работы, снос или техническое перевооружение взаимоувязанных или однотипных отдельных объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимости, оплату принятых расходных обязательств и осуществление иных капитальных вложений, детализируемый в процессе реализации АИП*(7).
2. Информационная основа проведения анализа АИП
Информационной основой анализа АИП в ходе формирования и исполнения бюджета города Москвы является информация, полученная из следующих источников:
1. Сводная бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств города Москвы*(8) и отчеты об исполнении бюджета, формируемые и представляемые в КСП Москвы в соответствии со ст. 41 Закона города Москвы от 10.09.2008 N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" и Регламентом информационного взаимодействия между Департаментом финансов города Москвы и КСП Москвы*(9).
2. Формы статистической отчетности: экспресс-информация Мосгорстата ("О вводе в действие жилых домов и объектов соцкультбыта" (формируется ежемесячно), "Сводные данные по вводу в действие мощностей" (формируется ежеквартально), "Сведения о выполнении инвестиционной программы Правительства Москвы" (форма N 2-КС (программа), формируется ежемесячно)), экспресс-информация Росстата ("Сведения об инвестиционной деятельности" (форма П-2 (инвест), формируется ежемесячно), "Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию (форма N 1-разрешение, формируется ежемесячно))*(10).*(11)
3. Данные доступных в КСП Москвы автоматизированных информационных систем и городских информационных систем, в том числе Информационно-аналитической системы КСП Москвы (ИАС КСП-М), Информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью (далее - ИАС УГД), Системы автоматизации формирования Адресной инвестиционной программы (далее - АИС "Строительные инвестиции"), Автоматизированной системы управления городскими финансами, Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕАИСТ).
4. Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
5. Годовые отчеты по выполнению государственных программ за отчетный финансовый год, представляемые координаторами государственных программ; сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ города Москвы, представляемый Правительством Москвы одновременно с проектом закона города Москвы об исполнении бюджета.
6. Сведения, предоставляемые согласно соглашениям об информационном взаимодействии КСП Москвы с: Департаментом градостроительной политики города Москвы (реестр строек с указанием перечня реквизитов об объектах строительства)*(12); Департаментом градостроительной политики города Москвы и Комитетом государственного строительного надзора города Москвы (перечень реквизитов данных о выдаче разрешений на строительство, о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию)*(13).
Анализ формирования и исполнения АИП осуществляется с учетом положений действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регламентирующих вопросы предоставления и использования бюджетных инвестиций (приложение 1).
3. Анализ АИП на этапе формирования бюджета
3.1. Анализ соблюдения сроков формирования и утверждения АИП
Действующее Положение о порядке формирования и реализации АИП предусматривает контрольные сроки разработки АИП на первый и второй годы (текущий и очередной финансовые годы)*(14) и плановый период (третий и четвертый годы)*(15).
На этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период целесообразно осуществлять проверку соблюдения следующих сроков*(16):
- до 1 октября проект АИП вносится Департаментом экономической политики и развития города Москвы для рассмотрения на заседании Правительства Москвы (осуществляется проверка установленных сроков по факту рассмотрения проекта постановления Правительства Москвы об утверждении АИП на заседании Правительства Москвы)*(17);
- до 15 октября*(18) утвержденная АИП в составе материалов проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период предоставляется для рассмотрения в Московскую городскую Думу (дата поступления документов в Московскую городскую Думу уточняется на официальном сайте*(19) в разделе "Проекты нормативных правовых актов" либо по дате регистрации сопроводительного письма о направлении материалов законопроекта; проверка наличия в составе материалов законопроекта утвержденной АИП осуществляется при поступлении документов в КСП Москвы для проведения экспертизы проекта бюджета).
3.2. Анализ соблюдения требований к составу и содержанию мероприятий АИП
В отношении мероприятий, предусмотренных адресной инвестиционной программой города Москвы на соответствующие годы*(20), необходима проверка полноты предоставления сведений с учетом установленных требований к составу и содержанию информации*(21) по каждой из следующих групп мероприятий:
- объекты капитального строительства государственной собственности города Москвы, в том числе подлежащие сносу; освобождение территории для нового строительства; укрупненные инвестиционные проекты;
- объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) государственной собственности других субъектов Российской Федерации, реализуемые путем софинансирования за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета города Москвы;
- объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества, строительство (приобретение) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями города Москвы, в том числе казенными предприятиями, государственными бюджетными и автономными учреждениями города Москвы за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых на осуществление капитальных вложений, а также юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет бюджетных инвестиций;
- объекты культурного наследия, в случае если при проведении работ по их сохранению и приспособлению для современного использования затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
- мероприятия, связанные с приобретением подвижного состава общественного транспорта по контрактам;
- мероприятия, связанные с приобретением объектов недвижимости для нужд органов исполнительной власти города Москвы.
Анализ наличия утвержденной проектной документации по объектам капитального строительства и реконструкции, включенным в АИП, осуществляется на основе данных ИАС УГД.
При наличии необходимой детализации мероприятий и непосредственных результатов государственных программ города Москвы осуществляется анализ соответствия АИП утвержденным государственным программам города Москвы на предмет соответствия состава мероприятий, сроков их реализации и иных показателей (например, натуральных показателей по вводу жилья, объектов городской инфраструктуры).
По объектам капитального строительства государственной собственности города Москвы, в отношении которых разработка и утверждение проектной документации в соответствии с нормативными правовыми актами являются обязательными, необходимо осуществлять проверку наличия утвержденной в установленном порядке проектной документации, а также положительного заключения на проектную документацию. При отсутствии проектной документации осуществляется проверка выделения в составе предельного объема бюджетных ассигнований в отношении этих объектов бюджетных средств, необходимых для разработки проектной документации и проведения инженерных изысканий (в случае если проведение таких изысканий необходимо для подготовки проектной документации).
3.3. Анализ правомерности включения мероприятий в АИП
Осуществляется проверка на предмет:
- включения в АИП мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счет текущих расходов (содержание мероприятия АИП не соответствует п.п. 1.2.1.-1.2.12. Положения о порядке формирования и реализации АИП);
- включения в АИП мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счет внебюджетных средств или средств бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации*(22) (за исключением объектов, строительство которых планируется на основании долевого финансирования, или объектов, по которым имеются правовые основания для осуществления бюджетных инвестиций).
По мероприятиям, связанным с предоставлением бюджетных ассигнований государственным предприятиям города Москвы в форме капитальных вложений (за исключением бюджетных инвестиций государственным предприятиям города Москвы в форме капитальных вложений в объекты метрополитена)*(23), предлагаемым к включению в АИП, осуществляется проверка наличия положительного заключения Департамента городского имущества города Москвы на технико-экономическое обоснование.
По мероприятиям, связанным с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, предлагаемым к включению в АИП, проверяется наличие положительного заключения по результатам проведенной независимой экспертизы технико-экономического обоснования проекта.*(24)
При включении объекта капитального строительства в АИП, в том числе при детализации укрупненных инвестиционных проектов, стоимость строительства, реконструкции которого составляет один млрд. рублей и более, проверяется наличие у главного распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС) проведения публичного технологического и ценового аудита в порядке, установленном Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.*(25)
По объектам АИП, по которым принято решение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы, проверяется соблюдение порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы.
3.4. Анализ соблюдения требований к составу мероприятий АИП и объему бюджетных ассигнований
В целях оптимизации бюджетных расходов на реализацию АИП на этапе формирования бюджета необходимо провести анализ состава мероприятий АИП на предмет соблюдения следующих требований:
- принятые расходные обязательства в соответствии с заключенными государственными контрактами (переходящая стройка) имеют приоритет над принимаемыми расходными обязательствами (вновь начинаемая стройка) (п. 2.6.1. Положения о порядке формирования и реализации АИП);
- объемы бюджетных ассигнований по переходящим объектам должны соответствовать объемам бюджетных обязательств, предусмотренным государственными контрактами (договорами), заключенными и действующими в целях реализации АИП предшествующего периода (п. 2.6.2. Положения о порядке формирования и реализации АИП);
- предельный объем бюджетных ассигнований АИП соответствует стоимости объекта согласно заключению государственной экспертизы;
- минимизация доли укрупненных инвестиционных проектов (мероприятий) в общем объеме финансирования АИП.
Пример 1:
При анализе в 2015 году АИП выявлены объекты, по которым предельный объем бюджетных ассигнований АИП превышает стоимость объекта в соответствии с заключением государственной экспертизы:
Таблица 2
(млн. рублей)
Номер объекта |
Предельный объем бюджетных ассигнований в рамках АИП |
Заключение экспертизы |
Отклонение |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
957 |
Детско-взрослая поликлиника с женской консультацией на 750 посещений в смену, поселение Сосенское, поселок Коммунарка (уровень - 2) |
1298,4 |
884,6 |
413,8 |
2412 |
Жилой дом, район Академический, кв.12, корп. 10 (со сносом зданий пятиэтажных жилых домов: ул. Дм. Ульянова, д. 27/12, корп. 4; ул. Дм. Ульянова, д. 27/12, корп. 3 и с инженерной подготовкой территории) |
1140,6 |
910,8 |
229,8 |
|
Итого |
3117,7 |
2361,0 |
756,7 |
Необходимость корректировки предельных объемов бюджетных ассигнований по результатам государственной экспертизы нормативно не определена.
Предложения о совершенствовании Положения о порядке формирования и реализации АИП в части требований к корректировке предельного объема бюджетных ассигнований в течение отчетного финансового года включатся при формулировании рекомендаций по итогам экспертно-аналитических мероприятий.
Пример 2:
В ходе экспертизы проекта закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" по объекту АИП "Реконструкция автомобильной дороги А-101 Москва - Малоярославец - Рославль до границы с Республикой Беларусь на участке от 20 км до 49 км Московской области (Калужское шоссе) до Центральной кольцевой автомобильной дороги, 2 этап" (далее объект) установлено следующее.
По данным ЕАИСТ, в соответствии с условиями государственного контракта N 0173200001415000673 (заключен 15.10.2015) на выполнение подрядных работ государственный заказчик выплачивает генеральному подрядчику в 2015 году аванс в размере 30,0 процента от цены контракта, что составляет 5 653 683,0 тыс. рублей. Указанная сумма превышает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных АИП по объекту на 2015-2016 годы (2 000 000,0 тыс. рублей и 2 300 000,0 тыс. рублей соответственно). При этом предельный объем бюджетных ассигнований по объекту АИП предусмотрен в объеме 2 300 000,0 тыс. рублей без учета аванса 2015 года в сумме 5 653 683,0 тыс. рублей.
Предложения по оптимизации: Сократить объем бюджетных ассигнований по объекту на 2016 год на сумму 1 300 000,0 тыс. рублей ввиду того, что выполнение работ в 2015-2016 годах будет осуществляться в первую очередь в счет погашения аванса.
Анализ укрупненных инвестиционных проектов (мероприятий) АИП
Анализ укрупненных инвестиционных мероприятий АИП основан на определении доли финансирования укрупненных инвестиционных мероприятий в общем объеме финансирования АИП (в процентах, не более пяти процентов). Кроме того, проводится сопоставление доли финансирования укрупненных инвестиционных мероприятий в ходе реализации АИП.
Пример:
При анализе АИП на 2015-2018 годы (в ред. от 30.09.2015 N 630-ПП) установлено, что более 90,0 процента общего объема инвестиционных расходов распределены по государственным программам города Москвы. Вместе с тем в 2016 и 2017 годах порядка 9,1 процента и в 2018 году порядка 19,7 процента программных бюджетных инвестиций составляют укрупненные инвестиционные мероприятия (проекты). При сопоставлении редакций АИП на 2015-2018 годы от 01.09.2015 N 558-ПП и от 30.09.2015 N 630-ПП выявлено увеличение доли финансирования укрупненных инвестиционных мероприятий в 2015 году (с 1,6 до 2,8 процента).
При этом в 2016 году 25,0 процента всех укрупненных мероприятий приходится на укрупненные мероприятия по проектированию и строительству объектов жилого назначения для нужд города Москвы по Государственной программе города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы"*(26): предусмотрено выделение 2 095,6 млн. рублей, при этом адреса конкретных объектов жилого назначения не указаны.
3.5. Анализ мероприятий АИП на предмет правомерности и эффективности использования бюджетных средств, достоверности определения сроков их реализации
Анализ мероприятий АИП на предмет правомерности и эффективности использования бюджетных средств, достоверности определения сроков их реализации осуществляется в основном в ходе проводимых КСП Москвы контрольных мероприятий.
Анализ мероприятий АИП на предмет правомерности использования бюджетных средств
Анализ осуществляется преимущественно на основе фактов завышения стоимости строительно-монтажных работ, установленных в ходе контрольных мероприятий.
Пример:
В ходе контрольного мероприятия*(27) по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, объемов выполненных и оплаченных работ установлено неправомерное завышение стоимости выполненных и оплаченных работ на 38 131,3 тыс. рублей. Предложена корректировка стоимости оплаченных работ при последующих взаиморасчетах.
Анализ мероприятий АИП на предмет эффективности использования бюджетных средств
Пример:
В АИП на 2015 год включен объект "Проектирование и строительство административного здания с подземной автостоянкой по адресу: ул. Б. Дмитровка, д. 14, стр. 1А" с предельным объемом бюджетных ассигнований в сумме 500,0 тыс. рублей, основанием для включения которого являются не исполненные до настоящего времени обязательства города по предоставлению собственникам нежилых помещений соразмерно ранее занимаемой площади. При этом не прорабатывался вопрос реализации проекта за счет средств инвесторов (строительство административного здания в центральной части города является инвестиционно привлекательным проектом); размещение объекта предусмотрено на месте благоустроенного сквера с организованными местами отдыха; требуют обоснования проектные решения в части устройства двухуровневого подземного паркинга. В связи с отсутствием необходимого обоснования строительства рассматриваемого административного здания за счет средств бюджета города Москвы объект предложен к исключению из АИП. Решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (протокол от 23.04.2015 N 11) объект исключен из АИП.
Анализ мероприятий АИП на предмет достоверности определения сроков их реализации
Анализ соблюдения сроков реализации (проектирования и строительства) предполагает оценку сроков, необходимых для завершения отдельных этапов работ с учетом нормативных сроков проектирования, получения разрешительной документации, экспертизы и технологии производства строительно-монтажных работ, а также сопоставление сроков строительства по АИП со сроками, указанными в государственных контрактах.
Выявленные несоответствия подлежат анализу на предмет:
- возможности реализации проекта в установленные сроки с учетом нормативных требований к продолжительности проектирования и строительства;
- возможности полного освоения и достаточности бюджетных ассигнований для обеспечения реализации принятых расходных обязательств в установленные государственными контрактами сроки;
- наличия рисков неисполнения принятых контрактных обязательств в связи с установлением сроков проектирования и строительства, значительно превышающих нормативы;
- наличия иных рисков*(28).
Целью анализа является выявление мероприятий, сроки реализации (проектирования и строительства) которых значительно отличаются от нормативных.
Пример 1:
В ходе контрольного мероприятия*(29) установлено превышение нормативных сроков проектирования и строительства по объекту КП "УГС": разрешение на строительство объекта было получено только 27.01.2014; в период с 24.05.2013 по 27.01.2014 строительство объекта осуществлялось без разрешения на строительство, что является нарушением законодательства Российской Федерации.
Пример 2:
На основе анализа объектов на подверженность риску неисполнения в ходе реализации АИП составляется реестр. Примеры таких объектов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Объект |
Процент исполнения*(30) |
Срок реализации по АИП |
Статус реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
Митинско-Строгинская линия метрополитена от ст. Митино до ст. Парк Победы |
10,7 |
1991-2019 |
Консервация |
Поддержание мощности ДСФ-2 и карьера на месторождении "Нюрин-Саари-1" г. Питкяранта |
0 |
1999-2015 |
Работы приостановлены |
Реконструкция и техническое перевооружение камнеобрабатывающего завода "МКК-Саянмрамор" г. Саяногорск, ул. Индустриальная, д. 17 |
0 |
2000-2015 |
Работы приостановлены |
Вывод по результатам анализа: Анализ объектов, подлежащих реализации согласно АИП, в том числе путем сопоставления данных о реализации объектов ГРБС, свидетельствует о высокой степени риска неисполнения в полном объеме утвержденных объемов бюджетных ассигнований на строительно-монтажные работы в 2015 году.
Предложения: Мониторинг неисполнения объектов АИП путем запроса информации у ГРБС; корректировка объемов бюджетных ассигнований на реализацию АИП с учетом соблюдения технологических требований, а также требований в части определения стоимости строительства, сроков проектирования и производства строительно-монтажных работ, соответствия предельных объемов бюджетных ассигнований принятым расходным обязательствам.
3.6. Предложения по оптимизации бюджетных расходов на реализацию АИП
Оптимизация бюджетных расходов на реализацию АИП предполагает корректировку состава мероприятий и (или) предельных объемов бюджетных ассигнований АИП на реализацию отдельных мероприятий.
Предложения по оптимизации бюджетных расходов на реализацию АИП на этапе формирования бюджета должны быть ориентированы на обеспечение соблюдения:
- законодательства Российской Федерации и города Москвы;
- требований в части предупреждения неэффективного использования бюджетных средств;
- технологических требований к срокам проектирования и производства строительно-монтажных работ, в том числе срокам согласований, экспертизы проектной документации, получения разрешительной документации;
- требований к составу мероприятий, подлежащих включению в АИП, и предельным объемам бюджетных ассигнований;
- достижения непосредственных результатов государственных программ города Москвы.
При наличии в составе АИП неправомерно или необоснованно включенных мероприятий подготавливаются предложения об их исключении.
Предложения по оптимизации бюджетных расходов на АИП целесообразно формировать с учетом обособленного рассмотрения:
- объектов незавершенного строительства, в том числе долгостроя;
- объектов, подлежащих консервации;
- объектов, по которым имеются риски нарушения сроков строительства.
Анализ указанных объектов осуществляется на основании данных АИП (приложения 1 (адресная инвестиционная программа) и 2 (ожидаемые конечные результаты реализации АИП)), информации о реализации АИП, представленной ГРБС, отчета Департамента строительства города Москвы об освоении бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства в рамках АИП с указанием причин неполного освоения бюджетных средств, а также информации ИАС УГД и АИС "Строительные инвестиции".
Осуществляется выборка, сопоставление и анализ объектов АИП на предмет наличия рисков их реализации, соответствия установленным нормативным правовым требованиям формирования и реализации АИП, в том числе в разрезе ГРБС.
По итогам анализа составляется реестр объектов, подлежащих мониторингу.
В случаях необоснованного завышения стоимости строительства, нарушения технологических требований, сроков проектирования и производства строительно-монтажных работ, несоответствия предельных объемов бюджетных ассигнований принятым расходным обязательствам подготавливаются предложения по корректировке объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
4. Анализ реализации мероприятий АИП, причин их неисполнения
4.1. Оценка финансовых показателей реализации АИП
Оценка исполнения бюджетных расходов в ходе анализа реализации АИП осуществляется на основании данных действующих в КСП Москвы автоматизированных информационных систем, результатов контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий.
Сводные данные для анализа формируются по форме, утвержденной организационно-распорядительными документами по проведению экспертно-аналитических мероприятий.
Для свода осуществляется выборка показателей расходов бюджета по виду расходов 400 "Бюджетные инвестиции" (с 2014 года -400 "Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности").
Отдельные мероприятия, включенные в АИП, финансирование которых предусмотрено по иным видам расходов*(31), уточняются на основании бюджетной отчетности; данных Департамента финансов города Москвы (на основании Регламента информационного взаимодействия между Департаментом финансов города Москвы и КСП Москвы), по титульным спискам строительства и проектной документации (данные ИАС УГД, АИС "Строительные инвестиции"). Примерный состав показателей, необходимых для анализа исполнения АИП:
- наименование государственной программы города Москвы и наименование главного распорядителя бюджетных средств;
- код целевой статьи государственной программы и главного распорядителя бюджетных средств;
- бюджетные ассигнования в соответствии с законом города Москвы о бюджете (с указанием редакции);
- бюджетные ассигнования в соответствии со сводной бюджетной росписью (с указанием даты составления);
- предельный объем бюджетных ассигнований в соответствии с постановлением об утверждении АИП (с указанием редакции);
- исполненные бюджетные ассигнования по мероприятиям АИП (по форме 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета")*(32).
Анализ реализации АИП включает выявление причин невыполнения плановых показателей, в том числе определение причин, которые привели к задержке ввода в эксплуатацию объектов АИП. Причины отклонений фактического исполнения от плановых процентов исполнения анализируются на основании данных ф. 0503164 "Сведения об исполнении бюджета", текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) и иной информации, полученной по отдельным запросам. Механизм установления причин отклонений фактического исполнения от плановых процентов исполнения определяется в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия, планом проведения экспертно-аналитического мероприятия. По результатам выявленных отклонений делается вывод о наличии возможных рисков (безрезультатных расходов бюджетных средств, избыточных расходов бюджетных средств, непрозрачности расходования средств бюджета и других).
4.2. Анализ натуральных показателей реализации АИП
Анализ натуральных показателей реализации АИП предполагает оценку выполнения заданий АИП, в том числе натуральных показателей АИП, по вводу основных мощностей. Источником информации являются данные статистической отчетности (экспресс-информация Мосгорстата: "О вводе в действие жилых домов и объектов соцкультбыта", "Сводные данные по вводу в действие мощностей", Сведения о выполнении инвестиционной программы Правительства Москвы" (форма N 2-КС (программа)); экспресс-информация Росстата: "Сведения об инвестиционной деятельности" (форма П-2 (инвест)), "Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию (форма N 1-разрешение)); отчетность ГРБС (пояснительная записка по форме 0503160); годовые отчеты по выполнению государственных программ за отчетный финансовый год; сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ.
Для целей анализа натуральных показателей реализации АИП могут использоваться данные Комитета государственного строительного надзора города Москвы о выданных за анализируемый период разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, координаторов государственных программ о реализации программных мероприятий, а также результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В ходе экспертизы проекта закона города Москвы об исполнении бюджета проводится сопоставительный анализ натуральных показателей реализации АИП и данных годовых отчетов по выполнению государственных программ за отчетный финансовый год и Сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ.
4.3. Анализ изменений, вносимых в АИП в ходе ее реализации
Анализ изменений, вносимых в АИП в ходе ее реализации, предполагает учет нормативных правовых актов (постановлений Правительства Москвы), которыми вносятся изменения в действующую АИП. На основе данного анализа дается оценка как по количеству внесенных изменений (обоснованность частоты внесения изменений, причины изменений), так и по качеству таких изменений (влияние на показатели социально-экономической ситуации в Москве).
Например, в 2015 году было внесено десять изменений в АИП, с учетом первоначальной редакции АИП количество редакций, действовавших в 2015 году, составило 11. Значительное количество изменений АИП свидетельствует о недостатках планирования.
4.4. Причины неисполнения мероприятий АИП
Основными (наиболее распространенными) причинами неисполнения мероприятий АИП являются:
- позднее утверждение плана-графика торгов, осуществления закупок Департаментом строительства города Москвы, являющимся основным государственным заказчиком строительства объектов в рамках государственного заказа города Москвы;
- несоответствие установленных предельных объемов бюджетных ассигнований принятым расходным обязательствам в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов;
- наличие укрупненных инвестиционных мероприятий (проектов), нераспределенных предельных объемов бюджетных ассигнований;
- отсутствие своевременно утвержденной проектной документации на строительство либо отдельно предусмотренных предельных объемов бюджетных ассигнований на ее разработку;
- нарушение при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований АИП принципа приоритета действующих обязательств над вновь принимаемыми;
- задержки на этапах согласования проектной документации, получения разрешительной документации, связанные с большим количеством административных барьеров;
- невыполнение (неполное выполнение) подрядными организациями объемов работ, установленных графиками производства строительно-монтажных работ.
5. Примеры нарушений (недостатков) при формировании (реализации) АИП
Примеры наиболее распространенных нарушений (недостатков) при формировании и исполнении АИП и их последствия представлены в приложении 3.
Учет представленных нарушений (недостатков) в ходе формирования и исполнения бюджета позволит сформулировать предложения по оптимизации бюджетных расходов в рамках АИП для принятия управленческих решений.
Приложение:
1. Перечень используемых нормативных правовых актов.
2. Требования к составу и содержанию мероприятий АИП по группам мероприятий.
3. Примеры нарушений (недостатков) при формировании и исполнении АИП и их последствия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по анализу адресной инвестиционной программы города Москвы (утв. приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы от 29 июня 2016 г. N 49/01-05, Действуют с 29 июня 2016 г.)
Настоящие Методические рекомендации действуют с 29 июня 2016 г.
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был