Письмо ГУ Минюста РФ по г. Москве от 8 декабря 2017 г. N 77/04-61472
На Ваше обращение от 09.11.2017, поступившее из Министерства юстиции Российской Федерации 01.12.2017, по вопросу соответствия федеральному законодательству постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" сообщаем следующее.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 25, согласно которому ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26.12.2012 N 840-ПП, от 02.04.2013 N 198-ПП, от 25.06.2013 N 408-ПП, от 26.12.2014 N 826-ПП, от 20.04.2015 N 215-ПП, от 15.05.2015 N 276-ПП, от 21.05.2015 N 307-ПП, от 01.12.2015 N 796-ПП, от 02.08.2016 N 471-ПП, от 07.02.2017 N 33-ПП, от 24.05.2017 N 289-ПП) внесено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, по результатам проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы на указанный акт противоречий Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также коррупциогенных факторов не выявлено.
Так, в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся жилищное и административное законодательство. На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты объектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с частями 2 и 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В силу положения части 2 статьи 14 Жилищного кодекса в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочие органов местного самоуправления по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 вышеуказанного федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере (пункт 1 статьи 14 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы").
В соответствии с частью 8 статьи 3 и пунктом 2 статьи 10 вышеуказанного закона города Москвы Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главным управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы, а также определяет полномочия подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
Таким образом, рассматриваемое постановление Правительства Москвы принято в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Москвы.
Одновременно сообщаем, что ранее Главным управлением в рассматриваемом постановлении Правительства Москвы были выявлены противоречия федеральному законодательству и устранены путем внесения соответствующих изменений.
Кроме того, в связи с изменением федерального законодательства Главным управлением будет проведена повторная правовая экспертиза на постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах".
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" является Государственная жилищная инспекция города Москвы.
Иные указанные в Вашем обращении вопросы в компетенцию Главного управления не входят.
Разъясняем, что если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы были нарушены, за их защитой Вы можете обратиться в органы прокуратуры (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" или в суд (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Заместитель начальника |
Е.Р. Герчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГУ Минюста РФ по г. Москве от 8 декабря 2017 г. N 77/04-61472
Текст письма официально опубликован не был