Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 04.07.2018 г. N 459
Методические рекомендации
по организации массового скрининга населения на выявление рака простаты и предрасположенности к раку молочной железы и яичников в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы
1. Общие положения
Методические рекомендации предназначены для проведения скрининга населения на выявление рака простаты и предрасположенности к раку молочной железы и яичников путем забора крови и последующего ее лабораторного анализа. Одним из методов, позволяющим оценить наличие онкологической патологии и предрасположенность к тому или иному заболеванию при широком охвате населения, является изучение специфических маркеров. Для выявления рака простаты исследуется PSA (простатоспецифический антиген), для предрасположенности к раку молочной железы и яичников - BRCA (ген рака молочной железы).
В целях повышения охвата населения профилактическими мероприятиями, направленными на раннее выявление социально значимых заболеваний в настоящее время используются организационные технологии, позволяющие приблизить медицинскую помощь к контингентам здоровых людей. Среди них, в частности, развертывание медицинских пунктов, выдвижение выездных медицинских бригад в места массового скопления людей (станции метрополитена, общественно значимые мероприятия, выборы). Данная технология исключает необходимость планирования специального посещения медицинской организации с профилактической целью.
Развертывание медицинских пунктов для скрининга (далее - Пункты) и деятельность в них выездных медицинских бригад осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных требований к технологии предоставления медицинских услуг в помещениях организаций, соответствующих санитарно-эпидемиологическим и лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, в том числе к оснащению кабинетов забора крови.
Оснащение Пункта в соответствии с табелем оснащенности (приложение 1) производится заблаговременно с учетом необходимости усиления и дополнительного развертывания кабинетов при массовом одномоментном обращении граждан для предупреждения формирования очередей и необходимости длительного ожидания забора крови.
При проведении скрининговых мероприятий устанавливается график работы Пунктов с 8:00 до 14:00 с возможностью продления рабочего дня при наличии потребности больших групп граждан, но не более чем на 1 час в связи с необходимостью соблюдения рекомендаций по проведению исследований.
Пункты развертываются с выделением функциональных зон, обеспечивающих организацию предоставления медицинских услуг с максимальной экономией времени пациента, медицинских работников и соблюдением требований к качеству и безопасности медицинской деятельности.
2. Функциональные зоны Пункта
Пункты разворачиваются на площадях, отвечающих санитарно-эпидемиологическим и лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности: в поликлиниках, медицинских кабинетах образовательных организаций.
В своем составе Пункт имеет пять функциональных зон, размещение которых возможно не менее чем в двух помещениях:
1. входная зона - для работы администратора
2. зона консультации - для работы врача,
3. зона регистрации - для работы медицинской сестры-регистратора,
4. стерильная зона - для работы медицинской сестры процедурной,
5. техническая зона - для хранения проб и расходных материалов.
Место для работы администратора организуется перед входом в кабинет Пункта (кабинеты врача и забора крови) в коридоре или холле. При наличии возможности прием врача и манипуляции медицинских сестер осуществляются в различных кабинетах.
При организации Пункта в медицинской организации в непосредственной близости от кабинета забора крови (стерильной зоны) предусматривается зона для работы администратора (входная зона Пункта) с учетом маршрутизации пациента от входной группы поликлиники. Для работы врача Пункта рекомендуется использовать кабинет максимально приближенный к кабинету забора крови.
Размещение функциональных зон производится с учетом необходимости оптимальной маршрутизации пациента на Пункте и оперативного взаимодействия сотрудников Пункта.
3. Функциональные задачи сотрудников Пункта
Обеспечение Пункта персоналом осуществляется силами и средствами подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы и, при необходимости, иных лиц.
При организации Пункта в школе предусматривается возможность оперативного усиления Пунктов персоналом близлежащих учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы.
Медицинский (врач, медицинские сестры) и иной персонал обеспечивают бесперебойную работу Пунктов, соблюдая в процессе деятельности конституционные права граждан на достоинство и информацию. Общение с пациентами должно быть максимально доброжелательным с предоставлением пациентам по их запросам любой информации медицинского характера в отношении проводимого мероприятия. Важной составляющей работы персонала является установление контакта и взаимодействия с пациентами, обратившимися на Пункт, в том числе предоставление сведений о сроках получения результатов (мужчинами PSA до 2 недель, женщинами BRCA до 2 месяцев).
Основная роль и задача администратора Пункта (лицо "первого контакта"):
- Первичное информирование пациентов о проводимом мероприятии.
- Предоставление документации для заполнения (приложение 2 - информированное добровольное согласие и распечатанная на его оборотной стороне скрининг-анкета).
- Контроль должного использования и утилизации бахил.
- При необходимости - помощь пациентам в заполнении документации.
- В случае образования значительных очередей - информирование врача Пункта о сложившейся обстановке.
При организации Пункта в медицинской организации для работы входной зоны Пункта выделяется отдельный администратор помимо администраторов, работающих во входной группе поликлиники.
Основная роль и задача врача Пункта (руководитель Пункта):
- Визуальная идентификация пациента по представленному документу для уточнения данных, необходимых для внесения в направление и сообщения сведений о результатах скрининга конкретному пациенту.
- Установление показаний (противопоказаний) для проведения скрининга.
- Заполнение и выдача направления (приложение 3) пациенту на проведение скринингового обследования (в случае отказа от выдачи направления на исследование - вежливый аргументированный отказ с указанием причин).
- Руководство работой Пункта и его персонала.
- При необходимости - оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам.
- В случае образования значительных очередей - привлечение к работе дополнительного резервного персонала.
Основная роль и задача медицинской сестры-регистратора Пункта:
- Обеспечение соответствия данных пациента, медицинской документации и проб крови путем наклеивания трех идентичных стикеров (приложение 4) с целью последующего доведения данных о результатах исследования конкретному гражданину.
- Заполнение журнала учета биологического материала для лабораторного исследования (приложение 5) с наклейкой стикера в соответствующую графу для каждого пациента.
- Идентификация пробирки для забора материала путем наклеивания идентичного стикера (производится с учетом пола пациента - пробирки для забора PSA и BRCA отличаются визуально).
- Передача направления на исследование с третьим наклеенным идентичным стикером процедурной медицинской сестре.
- Сортировка направлений (на исследование PSA или BRCA) для последующего формирования пакета сопровождающих документов к термоконтейнеру.
- В конце работы - подсчет числа проведенных исследований с внесением данных в журнал учета биологического материала.
Основная роль и задача медицинской сестры процедурной Пункта.
- Забор биологического материала у пациента в соответствии с установленной методикой (приложение 6).
- Установка пробирок в соответствующие для PSA или BRCA штативы и термоконтейнеры (время хранения пробирок вне термоконтейнера не должно превышать 2 часов) для их последующей транспортировке.
- При необходимости - оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам.
Маршрутизация пациента с учетом ролей персонала и функциональных зон на Пункте представлена на блок-схеме N 1.
Блок-схема N 1
Маршрутизация пациента на Пункте проведения скрининга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.