Стандарт 1.4
"Общие правила проведения контрольного мероприятия"
(утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 12 июля 2018 г. N 43/01-05)
Действует с 12.07.2018
1. Общие положения
1.1. Стандарт 1.4. "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - Стандарт 1.4., настоящий Стандарт) устанавливает основные правила и процедуры проведения Контрольно-счетной палатой Москвы (далее - КСП Москвы) контрольных мероприятий.
1.2. Стандарт 1.4. разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон о КСО), Законом города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (далее - Закон о КСП Москвы), Регламентом КСП Москвы (далее - Регламент) с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в городе Москве, утвержденным приказом от 12.03.2014 N 13/01-05, Типового стандарта внешнего государственного (муниципального) финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", одобренного решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации от 20.12.2016.
1.3. Сфера применения Стандарта 1.4. - деятельность КСП Москвы, связанная с организацией и проведением контрольных мероприятий.
Проведение контрольных мероприятий в рамках реализации переданных полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю осуществляется с соблюдением установленных Стандартом 1.4. требований (норм) с учетом заключенных Соглашений о передаче КСП Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Участие представителей КСП Москвы в совместных и параллельных контрольных мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Регламентом КСП Москвы.
1.4. Цель Стандарта 1.4 - обеспечить своевременное и качественное выполнение КСП Москвы установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы полномочий по проведению контрольных мероприятий.
Задача Стандарта 1.4. - установить общие правила подготовки, проведения, оформления, утверждения и направления результатов контрольного мероприятия.
1.5. Иные требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий устанавливаются соответствующими стандартами деятельности, методическими рекомендациями по проведению контрольных мероприятий и иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
1.6. Решение вопросов, возникающих в ходе подготовки, проведения, оформления и контроля реализации результатов контрольного мероприятия и не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется в соответствии с Законом о КСП Москвы, Регламентом, иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
1.7. В целях настоящего Стандарта контрольное мероприятие является формой внешнего государственного финансового контроля и реализуется в виде проверок и обследований, проводимых в рамках полномочий КСП Москвы, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
2. Запрос информации, документов и материалов
2.1. Объем и содержание запрашиваемой информации для обеспечения деятельности КСП Москвы, организации и проведения контрольных мероприятий определяются текущими (годовыми) и перспективными планами ее работы, планами-заданиями и программами контрольных мероприятий.
2.2. До начала контрольного мероприятия должна быть получена информация, которая позволит обеспечить его организацию.
2.3. Запрашиваемая информация должна быть официальной и сопровождаться ссылкой на источник (официальная публикация, входящий номер сопроводительного письма и иные установленные законодательством официальные источники информации).
Использование в рамках контрольного мероприятия информации, размещенной на официальных Интернет-порталах (порталах) и сайтах государственных органов и организаций, организаций иных форм, возможно в случаях, если ее опубликование (размещение) предусмотрено законами или иными нормативными правовыми актами со ссылкой на электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с указанием даты запроса и получения информации).
Материалы, полученные из иных источников, используются по решению руководителя контрольного мероприятия.
При подготовке к проведению контрольного мероприятия следует ознакомиться с деятельностью проверяемых органов и организаций (далее - проверяемая организация) путем сбора и анализа информации о:
1) правовых актах, регламентирующих деятельность проверяемых организаций;
2) целях и задачах деятельности проверяемых организаций, их организационно-правовой форме, организационной структуре, ведомственной подчиненности, системах контроля деятельности;
3) финансово-экономических показателях и нефинансовых результатах деятельности;
4) внутренних и внешних факторах, влияющих на деятельность проверяемых организаций, основных рисках, с которыми сталкиваются в работе проверяемые организации;
5) результатах предыдущих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП Москвы в данной сфере, в том числе по соответствующим организациям, а также результатах контрольных мероприятий, проведенных другими контрольными и надзорными органами, результатах внутреннего финансового аудита и контроля.
По решению руководителя контрольного мероприятия руководителем рабочей группы обеспечивается формирование аналитической записки (аналитических записок) по результатам подготовки к проведению контрольного мероприятия.
2.4. В рамках подготовки к проведению контрольного мероприятия допускается направление предварительных запросов до начала проведения контрольного мероприятия (в рамках подготовки к мероприятию). Формирование и рассылка запросов может осуществляться с даты утверждения плана работы КСП Москвы на текущий год или по решению Председателя КСП Москвы.
2.5. Руководитель контрольного мероприятия должен организовать, а руководитель рабочей группы обеспечить сбор и полноту информации, необходимой для его проведения, с учетом имеющегося доступа к информационным ресурсам, а также имеющейся в КСП Москвы информации, документов и материалов.
2.6. Запрос должен содержать ссылку на соответствующую статью Закона о КСП Москвы и (или) пункт плана работы КСП Москвы, наименование контрольного мероприятия, перечень запрашиваемой информации, документов и иных материалов, сроки их представления.
В запросах указывается, что запрашиваемые документы и материалы должны быть подписаны уполномоченным лицом и надлежащим образом заверены.
При подготовке и проведении контрольного мероприятия с выходом в проверяемую организацию запрос информации, подлежащей предоставлению непосредственно в КСП Москвы, ограничивается информацией, необходимой для подготовки к контрольному мероприятию, определения (уточнения) перечня проверяемых организаций контрольного мероприятия и составления программы его проведения.
В случаях, когда запрашиваемая информация содержится в регистрах учета и форм отчетности, в запросе должны быть отражены указанные документы.
Данные по запросам и ответам на них вносятся в соответствующие подсистемы действующих в КСП Москвы автоматизированных информационных систем.
Запросы формируются в соответствии с приложением 1 к настоящему Стандарту.
2.7. В случае непредставления или несвоевременного представления по запросам КСП Москвы информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных мероприятий, представления информации, документов и материалов не в полном объеме или представления недостоверных информации, документов и материалов составляется Акт по фактам непредставления или несвоевременного представления информации, документов и материалов (Приложение 2 к настоящему Стандарту).
2.8. Указанный в настоящем Стандарте порядок не распространяется на оперативные запросы о предоставлении информации членам рабочей группы в ходе проведения контрольного мероприятия в проверяемой организации. Оперативные запросы оформляются в соответствии с поручением руководителя контрольного мероприятия или указанием руководителя рабочей группы.
3. Подготовка к проведению контрольных мероприятий
3.1. Численность членов рабочей группы, осуществляющих контрольное мероприятие непосредственно в проверяемой организации, должна быть не менее двух человек.
При формировании рабочей группы следует учитывать возможность возникновения у работников КСП Москвы, привлеченных специалистов и (или) независимых экспертов личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в отношении проверяемой организации.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие работники КСП Москвы, состоящие в близком родстве или свойстве с руководством проверяемой организации.
Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии работника КСП Москвы, если он в проверяемом периоде являлся штатным сотрудником проверяемой организации.
В случае возникновения конфликта интересов работники КСП Москвы, привлекаемые к контрольному мероприятию, обязаны информировать об этом руководство КСП Москвы в письменной форме.
Если в ходе контрольного мероприятия планируется получение и использование сведений, составляющих государственную тайну, то в нем должны принимать участие работники КСП Москвы, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне.
3.2. Руководитель контрольного мероприятия для обеспечения подготовки к контрольному мероприятию обязан:
1) организовать разработку проекта распоряжения о проведении контрольного мероприятия, неотъемлемой частью которого является план-задание, запросов о предоставлении информации, документов и материалов, уведомлений в адрес руководителей проверяемых организаций, программы проведения контрольного мероприятия;
2) не позднее чем за 15 рабочих дней до последней даты месяца начала контрольного мероприятия завизировать и представить заместителю Председателя КСП Москвы на рассмотрение проект распоряжения о проведении контрольного мероприятия и на согласование проект плана-задания на проведение контрольного мероприятия (с приложением проекта программы контрольного мероприятия);
3) не позднее чем за девять рабочих дней до последней даты месяца начала контрольного мероприятия представить Председателю КСП Москвы на утверждение завизированные проекты распоряжения о проведении контрольного мероприятия, неотъемлемой частью которого является согласованный заместителем Председателя КСП Москвы план-задание на проведение контрольного мероприятия, с приложением программы, уведомлений о проведении контрольного мероприятия, а также запросов о предоставлении информации, документов и материалов, подлежащих подписанию Председателем КСП Москвы в соответствии с Регламентом КСП Москвы. В докладной записке, в соответствии с которой направляются служебные документы, должны содержаться критерии выбора проверяемых организаций в случае, если в плане работы КСП Москвы (в наименовании контрольного мероприятия) не указаны конкретные проверяемые организации;
4) обеспечить получение достаточной и соответствующей теме контрольного мероприятия информации для выработки процедур и подходов, используемых для качественного проведения контрольного мероприятия, а также организовать доступ должностным лицам инспекции, находящейся в оперативном подчинении, к сведениям контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по предметам ведения и направлениям деятельности.
3.3. Член Коллегии КСП Москвы, осуществляющий оперативное руководство деятельностью инспекции, совместно с начальником указанной инспекции распределяют работы по проведению контрольных мероприятий между работниками инспекции, несут персональную ответственность за соблюдение сроков, порядка планирования, подготовки, проведения и оформления результатов контрольных мероприятий.
3.4. По поручению руководителя контрольного мероприятия руководитель рабочей группы или работник соответствующей инспекции подготавливает, визирует (с указанием даты визирования) и направляет руководителю контрольного мероприятия проекты документов по организации контрольного мероприятия в установленный поручением срок.
3.5. Руководитель рабочей группы несет ответственность за:
1) соблюдение порядка подготовки, проведения контрольного мероприятия и сроков выполнения программы рабочей группой;
2) качество подготовленных проектов программы проведения контрольного мероприятия и запросов о предоставлении информации;
3) поручение заданий по тем или иным вопросам контрольного мероприятия членам рабочей группы, профессиональные знания которых соответствуют особенностям указанных заданий;
4) качество подготовленных проектов акта (актов), информационных, сопроводительных писем, представлений, предписаний, протоколов об административных правонарушениях, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
5) полный и своевременный ввод данных по подготовке, проведению и результатам контрольного мероприятия в соответствующие подсистемы действующих в КСП Москвы автоматизированных информационных систем, в том числе данных по результатам рассмотрения и реализации предложений КСП Москвы.
3.6. Распоряжение о проведении контрольного мероприятия должно содержать:
1) ссылку на соответствующий пункт плана работы КСП Москвы;
2) наименование контрольного мероприятия с указанием охватываемого контрольным мероприятием периода;
3) перечень проверяемых организаций (в соответствии с выбранными критериями);
4) должность, фамилию, имя, отчество руководителя контрольного мероприятия;
5) персональный состав рабочей группы с указанием руководителя рабочей группы и замещаемых должностей;
6) фамилию, имя и отчество привлеченного специалиста (специалистов) и (или) независимого эксперта (независимых экспертов);
7) даты начала и окончания контрольного мероприятия в целом в рамках установленных планом работы КСП Москвы сроков, даты начала и окончания проведения контрольного мероприятия в проверяемой организации (организациях);
8) дату представления руководителем контрольного мероприятия материалов по результатам проведенного контрольного мероприятия;
9) указание на должностное лицо, осуществляющее общий контроль за проведением контрольного мероприятия.
Распоряжение оформляется на бланке КСП Москвы и подписывается Председателем КСП Москвы (Приложение 3 к настоящему Стандарту).
3.7. План-задание является неотъемлемой частью распоряжения о проведении контрольного мероприятия. План-задание на проведение контрольного мероприятия должен содержать сведения в соответствии с приложением 4 к настоящему Стандарту.
Утвержденный план-задание при необходимости может быть изменен в ходе контрольного мероприятия по представлению руководителя контрольного мероприятия, согласованному с заместителем Председателя КСП Москвы в порядке, определенном Регламентом и п. 3.14. настоящего Стандарта.
При наличии согласования заместителя Председателя КСП Москвы руководителем контрольного мероприятия вносятся на рассмотрение Председателя КСП Москвы предложения о внесении изменений в распоряжение, утверждающее план-задание на проведение контрольного мероприятия.
Формулировка цели контрольного мероприятия в плане-задании должна быть конкретной и четкой, чтобы по итогам контрольного мероприятия можно было сделать выводы о ее достижении. Для достижения цели контрольного мероприятия необходимо формулировать основные задачи (вопросы), которые должны быть решены с учетом различных аспектов управленческой деятельности проверяемых организаций и оценки управленческих рисков и по которым по итогам контрольного мероприятия можно было сделать выводы об их достижении. В ходе проведения контрольного мероприятия также должно быть обеспечено получение необходимой информации для осуществления контроля исполнения бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, оценки правомерности и эффективности управления собственностью города Москвы.
3.8. Программа проведения контрольного мероприятия (далее - программа) должна содержать задания, решаемые в ходе контрольного мероприятия, установленные в разрезе основных задач (вопросов), утвержденных планом-заданием, с отражением способа выполнения задания (камерально, с выходом), полноты охвата (в полном объеме, выборочно), членов рабочей группы (исполнителей), их выполняющих, сроки исполнения и форму результата выполненного задания.
Задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответы на них исключали повествовательное изложение не востребуемой в последующем информации и служили основой для формирования выводов и предложений по результатам контрольного мероприятия.
При наличии двух и более проверяемых организаций в рамках одного контрольного мероприятия выполнение заданий и оформление актов отражается в программе в разрезе проверяемых организаций.
Утвержденная программа при необходимости может быть изменена (дополнена или сокращена) в ходе контрольного мероприятия по представлению руководителя рабочей группы, в том числе подлежит обязательной корректировке в случаях внесения соответствующих изменений в распоряжение и план-задание.
Содержание программы в обязательном порядке доводится руководителем контрольного мероприятия до всех членов рабочей группы под роспись.
Программа формируется в соответствии с приложением 5 к настоящему Стандарту.
3.9. Уведомление в адрес руководителя проверяемой организации о проведении контрольного мероприятия должно содержать:
1) наименование контрольного мероприятия;
2) ссылку на соответствующую статью Закона о КСП Москвы и пункт плана работы КСП Москвы;
3) должность, фамилию, имя и отчество руководителя контрольного мероприятия;
4) персональный состав рабочей группы, проводящей контрольное мероприятие в данной организации;
5) фамилию, имя и отчество привлеченного специалиста (специалистов) и (или) независимого эксперта (экспертов);
6) дату начала и окончания контрольного мероприятия в проверяемой организации;
7) указание о необходимости организационного и материально-технического обеспечения для работы рабочей группы в проверяемой организации.
К уведомлению могут прилагаться:
1) перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть до выхода рабочей группы в проверяемую организацию;
2) специально разработанные для проводимого контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
Уведомление оформляется на бланке КСП Москвы, подписывается Председателем КСП Москвы и подлежит регистрации в соответствующих подсистемах действующих в КСП Москвы автоматизированных информационных систем. Уведомление оформляется в соответствии с приложением 6 к настоящему Стандарту.
Уведомление направляется в адрес руководителя проверяемой организации не позднее чем за семь календарных дней до установленной даты начала контрольного мероприятия в данной организации.
В случае производственной необходимости по представлению руководителя контрольного мероприятия с обоснованием уведомление может быть направлено в иные сроки, но не позднее двух рабочих дней до дня начала контрольного мероприятия.
3.10. При проведении в рамках переданных полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю контрольных мероприятий при единообразных целях и задачах, подлежащих раскрытию в ходе их проведения, документы, предусмотренные п. 3.6.-3.9. настоящего Стандарта, оформляются по типовой форме, согласованной в установленном настоящим Стандартом и иными стандартами деятельности КСП Москвы порядке.
3.11. При необходимости дополнительного привлечения к проведению контрольного мероприятия работников КСП Москвы, специалистов других организаций и (или) независимых экспертов на возмездной или безвозмездной основе руководитель контрольного мероприятия обеспечивает подготовку проектов распоряжения о внесении изменений и дополнений в распоряжение о проведении контрольного мероприятия и дополнительного уведомления в адрес руководителя проверяемой организации и представляет их Председателю КСП Москвы.
В случае необходимости допускается исключение из состава рабочей группы по проведению контрольного мероприятия отдельных ее членов. Исключение из состава рабочей группы ее членов производится путем внесения изменений в распоряжение, которым определен состав рабочей группы, с последующей корректировкой программы и направлением соответствующего уведомления в адрес проверяемой организации.
3.12. Для привлечения к участию в контрольном мероприятии специалистов других организаций и (или) независимых экспертов в дополнение к представленным материалам руководителем контрольного мероприятия представляется докладная записка с обоснованием необходимости привлечения сторонних специалистов и затрат, связанных с их привлечением, в порядке, установленном локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
3.13. Договор подряда заключается между КСП Москвы ("Заказчик") в лице Председателя КСП Москвы либо иного уполномоченного лица и исполнителем ("Подрядчик") с учетом требований локальных нормативных правовых актов КСП Москвы к порядку привлечения физических лиц (экспертов) по выполнению работ (услуг).
К договору подряда прилагается задание, являющееся неотъемлемой частью договора подряда, в котором указываются задачи и итоговые результаты в соответствии с п. 5.16.-5.18. настоящего Стандарта. В договор в обязательном порядке включается пункт о неразглашении сведений, о которых стало известно в ходе участия в контрольном мероприятии.
3.14. В ходе рассмотрения проекта распоряжения о проведении контрольного мероприятия и согласования проекта плана-задания на проведение контрольного мероприятия, если заместителем Председателя КСП Москвы в течение двух рабочих дней представлены замечания и предложения по проекту плана-задания, руководитель контрольного мероприятия дорабатывает его в срок до двух рабочих дней или обосновывает нецелесообразность внесения предложенных изменений (дополнений).
В случае если заместитель Председателя КСП Москвы не представил в установленный срок замечания и предложения, руководитель контрольного мероприятия направляет материалы в соответствии с п. 3.2 настоящего Стандарта Председателю КСП Москвы.
3.15. Председатель КСП Москвы в течение двух рабочих дней рассматривает представленные материалы с учетом поступивших замечаний и предложений и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении представленных документов или о направлении их на доработку.
С даты издания распоряжения о проведении контрольного мероприятия по соответствующему контрольному мероприятию в уполномоченном структурном подразделении заводится контрольное дело.
4. Обязанности руководителя контрольного мероприятия, руководителя и членов рабочей группы
4.1. Руководитель контрольного мероприятия в ходе его проведения обязан обеспечить:
1) контроль за выполнением распоряжения, плана-задания и программы;
2) безусловное выполнение всех видов работ в ходе проведения контрольного мероприятия;
3) соблюдение сроков и порядка проведения контрольного мероприятия;
4) координацию направления запросов о предоставлении информации с учетом требований законодательства;
5) принятие необходимых мер в отношении членов рабочей группы в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей;
6) организацию формирования предусмотренных действующим законодательством, Регламентом, стандартами деятельности КСП Москвы, иными локальными нормативными правовыми актами документов и иных необходимых материалов при выявлении в ходе контрольных мероприятий достаточных данных, указывающих на наличие событий административного правонарушения, бюджетного нарушения или правонарушений, требующих направления документов и материалов в правоохранительные органы.
4.2. Руководитель рабочей группы должен обеспечить качественное проведение контрольного мероприятия и оформление его результатов в соответствии с распоряжением, планом-заданием и программой.
Руководитель рабочей группы обязан:
1) разработать проект программы проведения контрольного мероприятия;
2) провести перед началом контрольного мероприятия подробный инструктаж о его характере и особенностях, обеспечить распределение и закрепление заданий за членами рабочей группы, обсудить их специфику и возможные пути решения;
3) обеспечить получение членами рабочей группы при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций;
4) контролировать ход выполнения плана-задания и программы и сроки их выполнения;
5) подготовить и представить (в случае необходимости) на рассмотрение руководителя контрольного мероприятия предложения по внесению изменений и дополнений в распоряжение, план-задание и программу;
6) контролировать надлежащее документирование фактов, установленных в ходе проведения контрольного мероприятия, проверять правильность записей, сделанных в ходе его проведения, в том числе по итогам проведенных консультаций;
7) обеспечить описание всех нарушений (недостатков), выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия (с отражением их последствий) в акте (актах);
8) координировать действия членов рабочей группы;
9) обеспечить подготовку проектов документов и иных необходимых материалов при выявлении в ходе контрольных мероприятий достаточных данных, указывающих на наличие событий административного правонарушения, бюджетного нарушения или правонарушений, требующих направления документов и материалов в правоохранительные органы, итоговых документов (проектов акта (актов), информационных, сопроводительных писем, представлений, предписаний и иных документов, формируемых в ходе и по результатам контрольного мероприятия);
10) обеспечить соответствие данных, внесенных в соответствующие подсистемы действующих в КСП Москвы автоматизированных информационных систем, утвержденных результатов контрольных мероприятий.
4.3. В ходе проведения контрольного мероприятия члены рабочей группы обязаны:
1) осуществлять работу в соответствии с распоряжением, планом-заданием и программой;
2) выявлять и описывать факты нарушений и недостатков, отклонений от бюджетных назначений, их причины и последствия, а также состояние бухгалтерского (бюджетного), аналитического, управленческого учета и отчетности;
3) отражать выявленные факты нарушений (недостатков) с обязательным указанием нарушенных норм законодательства, а также с соблюдением требований к оформлению, установленных Регламентом, стандартами деятельности КСП Москвы, иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы, с учетом методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий;
4) соблюдать положения нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, Регламента, стандартов деятельности КСП Москвы, методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий, иных локальных нормативных правовых актов КСП Москвы, должностных регламентов, а также стандартов и методических рекомендаций иных органов государственного финансового контроля, рекомендованных к применению в КСП Москвы;
5) докладывать руководителю рабочей группы о наличии данных, указывающих на наличие событий административного правонарушения, бюджетного нарушения или правонарушений, требующих направления документов и материалов в правоохранительные органы;
6) соблюдать установленные сроки проведения контрольных мероприятий и формы представления отчетных материалов;
7) докладывать руководителю рабочей группы о фактах выявления нарушений, требующих безотлагательного применения мер по их пресечению и предупреждению, создания препятствий проведению контрольных мероприятий.
5. Проведение контрольного мероприятия
5.1. В процессе подготовки и проведения контрольного мероприятия руководитель контрольного мероприятия, руководитель и члены рабочей группы должны строить отношения с руководством проверяемых организаций на основе взаимного доверия и уважения, проводить встречи для обсуждения вопросов, возникающих в ходе проведения контрольного мероприятия, а также подведения ее итогов. Выводы и рекомендации по результатам контрольного мероприятия руководителем контрольного мероприятия или по его поручению руководителем рабочей группы обсуждаются с руководителем проверяемого органа или организации.
5.2. В случае отказа сотрудников проверяемых организаций в допуске рабочей группы на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми организациями, руководитель рабочей группы доводит до сведения руководителя проверяемой организации содержание соответствующей статьи Закона о КСП Москвы и составляет Акт по факту отказа в допуске на территорию и в помещения, занимаемые проверяемой организацией (Приложение 7 к настоящему Стандарту), с указанием даты, времени, места, данных должностного лица, допустившего противоправные действия, и незамедлительно информирует об этом руководителя контрольного мероприятия. При необходимости требования руководителя рабочей группы оформляются письменно и передаются руководителю проверяемой организации.
5.3. В случае выявления фактов отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, которые препятствуют проведению контрольного мероприятия, руководитель рабочей группы составляет Акт о фактах отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, которые препятствуют проведению контрольного мероприятия (Приложение 8 к настоящему Стандарту), в котором в обязательном порядке указываются соответствующие факты, их подтверждающие. В указанном случае руководитель рабочей группы докладывает об этом руководителю контрольного мероприятия, который, в свою очередь, сообщает об указанных нарушениях Председателю КСП Москвы с внесением обоснованного предложения о проведении контрольного мероприятия или его приостановке (прекращении). Председатель КСП Москвы направляет руководителю проверяемой организации предписание, в том числе содержащее информацию о факте приостановления или прекращения контрольного мероприятия.
5.4. В случае если выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия нарушения, которые, по мнению руководителя и членов рабочей группы, содержат в себе признаки состава преступления и имеется необходимость принять срочные меры для пресечения противоправных действий, руководитель рабочей группы незамедлительно письменно информирует об этом руководителя контрольного мероприятия.
При необходимости руководитель контрольного мероприятия готовит и направляет Председателю КСП Москвы проект обращения в правоохранительные органы (Приложение 9 к настоящему Стандарту).
5.5. В случае непосредственного обнаружения руководителями контрольных мероприятий (руководителями рабочих групп), членами рабочих групп достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, бюджетного нарушения, необходимые материалы направляются в ходе контрольного мероприятия или в составе итоговых документов по результатам контрольного мероприятия в уполномоченные органы.
Достаточность данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, бюджетного нарушения, определяется руководителем контрольного мероприятия в ходе контрольного мероприятия по отдельным выявленным фактам либо при формировании итоговых документов контрольного мероприятия в целом по результатам контрольного мероприятия.
В случае, если после выявления административного правонарушения необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, уполномоченное должностное лицо по согласованию с руководителем контрольного мероприятия может принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, установленном действующим законодательством с учетом положений локальных нормативных правовых актов КСП Москвы.
По факту совершения административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется, подписывается протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом положений локальных нормативных правовых актов КСП Москвы. Оформленный в установленном порядке протокол направляется в государственный орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Порядок взаимодействия структурных подразделений КСП Москвы при оформлении и направлении материалов об административных правонарушениях определяется локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
По факту выявления бюджетного нарушения составляется уведомление о применении бюджетных мер принуждения, которое направляется в орган, уполномоченный на применение бюджетных мер принуждения.
Уведомление о применении бюджетных мер принуждения направляется не позднее 30 календарных дней с даты утверждения результатов контрольного мероприятия.
Уведомление о применении бюджетных мер принуждения оформляется в соответствии с приложением 10 к настоящему Стандарту.
5.6. Подготовленный пакет документов, подлежащий направлению в уполномоченные органы для рассмотрения дел об административных правонарушениях, на применение бюджетных мер принуждения, при необходимости направляется на внутреннюю экспертизу в уполномоченное структурное подразделение КСП Москвы.
Уполномоченные должностные лица, составившие проект протокола (протокол) об административных правонарушениях, проект уведомления (уведомление) о применении бюджетных мер принуждения, несут персональную ответственность за качество документов и иных необходимых материалов, их соответствие требованиям законодательства и локальных нормативных правовых актов КСП Москвы.
5.7. В случае необходимости опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов (далее - помещений) или изъятия необходимых документов и материалов, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, руководитель контрольного мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов) уведомляет об этом в письменной форме Председателя КСП Москвы.
Уведомление по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов должно содержать:
1) указание (обоснование) причин, приведших к опечатыванию касс, кассовых и служебных помещений, изъятию документов и материалов;
2) фамилию, имя, отчество уполномоченного должностного лица (уполномоченных должностных лиц) проверяемой организации, принимавшего (принимавших) участие в таком опечатывании и (или) изъятии;
3) перечень опечатанных помещений и (или) изъятых документов и материалов с приложением соответствующих актов.
Уведомление оформляется в соответствии с приложением 11 к настоящему Стандарту.
Одновременно с уведомлением руководитель контрольного мероприятия представляет Председателю КСП Москвы проекты писем по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, изъятия документов и материалов для их направления в органы государственной власти города Москвы, органы прокуратуры, иные правоохранительные органы.
Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, изъятие документов производится в присутствии должностных лиц проверяемой организации с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Опечатывание помещений оформляется Актом по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов (Приложение 12 к настоящему Стандарту).
Изъятие документов оформляется Актом изъятия документов и материалов (Приложение 13 к настоящему Стандарту), в котором (или в прилагаемых к нему описях) указываются наименование и количество изъятых документов.
Акт изъятия документов и материалов оформляется и подписывается руководителем рабочей группы и членами рабочей группы в двух экземплярах, один экземпляр которого с приложением копий изъятых и заверенных руководителем рабочей группы (членом рабочей группы) документов передается под расписку руководителю или иному должностному лицу проверяемой организации. В случае отсутствия возможности изготовления или передачи изготовленных копий одновременно с изъятием документов руководитель рабочей группы (член рабочей группы) передает их вышеуказанным должностным лицам в течение трех рабочих дней после изъятия.
5.8. В случаях выявления нарушений, требующих безотлагательного применения мер по их пресечению и предупреждению, создания препятствий проведению контрольных мероприятий руководителем контрольного мероприятия по представлению руководителя рабочей группы представляется на утверждение Председателем КСП Москвы проект предписания в адрес проверяемых организаций и их должностных лиц, содержащее обязательные для исполнения требования с указанием на конкретные нарушения и основания вынесения предписания.
Проекты предписаний КСП Москвы оформляются согласно приложениям 14 и 15 к настоящему Стандарту.
5.9. Составленные в ходе контрольного мероприятия членами рабочей группы аналитические записки представляются руководителю рабочей группы в срок не позднее пяти рабочих дней после завершения контрольного мероприятия в проверяемой организации либо в иной срок, предусмотренный программой контрольного мероприятия, с учетом установленных целей и задач (вопросов) контрольного мероприятия.
В аналитических записках членами рабочей группы по закрепленным в программе заданиям (в разрезе задач (вопросов)) приводится полное описание фактов, отражаемых в соответствии с требованиями настоящего Стандарта к оформлению проекта акта, позволяющее руководителю контрольного мероприятия привести в итоговых документах их классификацию, а также принять решение о направлении материалов в правоохранительные органы или органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях, на применение бюджетных мер принуждения.
5.10. В необходимых случаях в процессе проведения контрольного мероприятия составляются промежуточные акты.
Промежуточные акты могут составляться при оформлении результатов проверки отдельных вопросов деятельности проверяемой(ых) организации(ий): для отражения фактов, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения, бюджетного нарушения; выездных мероприятий, необходимость которой возникла в ходе проведения контрольного мероприятия, ревизии кассы, инвентаризации товарно-материальных ценностей, контрольного обмера выполненных работ, выверки взаимных расчетов, а также в случаях направления итоговых документов в государственные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, уполномоченные на применение бюджетных мер принуждения, и иных случаях по решению руководителя контрольного мероприятия. Промежуточные акты подписываются членами рабочей группы и уполномоченными должностными лицами проверенной организации, прилагаются к основному акту и являются его неотъемлемой частью.
Решение о проведении выездных мероприятий по представлению руководителя рабочей группы принимает руководитель контрольного мероприятия с одновременным внесением изменений в программу контрольного мероприятия.
5.11. После завершения работ в проверяемой организации сформированный на основе представленных членами рабочей группы аналитических записок проект акта (за подписью руководителя рабочей группы), составленный в соответствии с п. 5.13.-5.18. настоящего Стандарта, или проекты актов, в том числе в случае если проверка была комплексной и проводилась в нескольких организациях, с приложением иных, составленных в ходе контрольного мероприятия, документов, направляется руководителем контрольного мероприятия сотрудникам, отвечающим за внутренний контроль качества в структурном подразделении.
С замечаниями и предложениями работников, отвечающих за внутренний контроль качества в структурном подразделении, а также результатами анализа особого мнения (при его наличии) проект акта (актов) передается руководителем рабочей группы руководителю структурного подразделения, руководителю контрольного мероприятия.
Руководитель рабочей группы дорабатывает проект акта с учетом результатов внутреннего контроля качества и предложений руководителя структурного подразделения, руководителя контрольного мероприятия, визирует каждый лист проекта акта (актов), а также обеспечивает визирование проекта акта членами рабочей группы, руководителем структурного подразделения и представляет проект акта руководителю контрольного мероприятия.
5.12. Внутренний контроль качества в структурном подразделении включает следующие основные вопросы:
- выполнение распорядительных документов по срокам, объему и качеству поставленных в них задач (вопросов), наличие и степень рисков недостижения целей контрольного мероприятия;
- соблюдение установленных требований в части планирования, организации и проведения контрольных мероприятий, соответствие результатов проведения контрольного мероприятия по форме и структуре установленным требованиям;
- проверку объективности и полноты излагаемых в акте фактов и обоснований (доказательств);
- оценку лаконичности, логической и хронологической последовательности изложения информации;
- контроль корректности расчетов и ссылок на нормативные правовые акты;
- проверку соответствия информации в соответствующих подсистемах действующих в КСП Москвы автоматизированных информационных систем документам и материалам, предоставленным на внутренний контроль качества.
5.13. Акт составляется в одном экземпляре. В акте необходимо указывать дату и место его составления. Акт составляется не позднее семи рабочих дней с даты окончания контрольного мероприятия в проверяемой организации.
Акт должен содержать факты с полным их описанием и объективную их оценку. Изложение должно быть системным на основе аналитических записок членов рабочей группы и точным. В акте не отражаются описание структуры проверяемой организации, плановые и отчетные данные, имеющиеся в периодической и годовой отчетности, не анализирующиеся в дальнейшем, цитаты (без необходимости) положений нормативных правовых актов.
При изложении в акте выявленных нарушений должна обеспечиваться объективность, обоснованность, доступность и системность, со ссылкой на подлинные документы, подтверждающие достоверность записей в акте, и на нарушенные нормы (статьи или пункты нормативных правовых актов).
По каждой задаче (каждому вопросу) контрольного мероприятия в акте указываются достигнутые результаты, выявленные нарушения, недостатки, соответствие или несоответствие бюджетных назначений, также вид и объем фактически проверенных средств (расходов и (или) поступлений в бюджет).
По нарушениям, имеющим стоимостную оценку, в акте указываются их суммы (в тысячах рублей с точностью до одного десятичного знака). Суммы нарушений указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, средства территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, иные объекты собственности города Москвы, собственности внутригородских муниципальных образований в городе Москве), для средств бюджета города Москвы - по кодам бюджетной классификации, принятые в период контрольного мероприятия меры и их результаты.
При отражении выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков в акте также подлежат указанию:
- виды и суммы предотвращенных (устраненных) в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков;
- принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и недостатков (и их последствий) и их результаты со ссылками на подтверждающие документы.
В акте по возможности указываются должностные лица, допустившие нарушения, причины допущенных нарушений и недостатков.
Акт формируется в соответствии с приложением 16 к настоящему Стандарту.
5.14. Не допускается включение в акт оценок, предположений, фактов и данных, не подтвержденных документами, ссылок на устные объяснения должностных и материально ответственных лиц проверяемых организаций. К акту могут быть приложены объяснительные записки должностных лиц по тому или иному факту, отраженному в акте.
Акт не должен содержать морально-этическую или правовую оценку действий отдельных работников организации (например, "присвоил", "расхитил" и иную оценку), квалификацию их намерений.
5.15. В случае если при проведении контрольного мероприятия по отдельному вопросу, указанному в программе, нарушения не выявлены, в акте делается запись: "нарушения не выявлены". При этом в акте должна быть ссылка на документы и материалы, на основе проверки которых сформирован вывод об отсутствии нарушений.
5.16. Акт состоит из названия, вводной и описательной частей.
5.16.1. В названии акта указываются наименование контрольного мероприятия и проверяемая организация (если акты направляются в разные организации).
5.16.2. Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:
1) основание проведения контрольного мероприятия, персональный состав рабочей группы с указанием руководителей контрольного мероприятия, рабочей группы;
2) полное и сокращенное наименование, реквизиты проверяемой организации, в том числе ИНН/КПП;
3) фамилию, имя и отчество руководителя и главного бухгалтера;
4) наименование и реквизиты проверяемой организации, наименование и реквизиты вышестоящей организации (в случае ее наличия);
5) проверяемый период, сроки проведения контрольного мероприятия, время нахождения в проверяемой организации;
6) правовую основу деятельности проверяемой организации;
7) сведения о полноте охвата проведения контрольного мероприятия (сплошной, выборочный).
5.16.3. Описательная часть акта должна содержать:
1) достоверную информацию о существенных фактах, характеризующих деятельность проверяемой организации по задачам (вопросам), указанным в программе, в полном объеме;
2) описание выявленных нарушений, недостатков и их последствий, а также отклонений от бюджетных назначений (с приведением всех данных, предусмотренных п. 5.13. настоящего Стандарта);
3) указание вопросов, при проверке которых нарушения, недостатки, отклонения от бюджетных назначений не выявлены (с приведением данных, предусмотренных п. 5.15. настоящего Стандарта).
5.17. По каждому отраженному в акте факту нарушения (недостатка) должны быть полно, достоверно и объективно раскрыты:
- оценка количественного и (или) суммового расхождения между отчетными данными и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета;
- описание фактов нарушений со ссылками на конкретные структурные части норм законодательных и иных нормативных правовых актов с указанием периода (месяц, квартал, год), к которому относится данное нарушение;
- описание фактов недостатков в деятельности с указанием периода (месяц, квартал, год), к которому относится данный факт;
- ссылки на первичные документы бухгалтерского учета (с указанием, в случае необходимости, бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета), организационно-распорядительные документы, проектную, техническую, эксплуатационную документацию и иные документы, подтверждающие факт нарушения;
- соответствующие расчеты, которые должны быть включены в акт или приложение к акту.
5.18. При наличии приложений в акте делаются ссылки на прилагаемые материалы.
5.19. Проект акта (актов) (за подписью руководителя рабочей группы, завизированный членами рабочей группы и руководителем структурного подразделения (в случаях, когда указанное должностное лицо не является руководителем рабочей группы) и, при наличии особого мнения, сведения о снятии или не устранении особого мнения в ходе согласования проекта акта направляются руководителем контрольного мероприятия Председателю КСП Москвы с предложением о присвоении материалам грифа "Для служебного пользования", о проведении внутренней экспертизы (в целом или в части отдельно поставленных вопросов) или о направлении акта в проверяемую организацию.
При принятии Председателем КСП Москвы решения о проведении внутренней экспертизы проект акта и иные составленные в ходе контрольного мероприятия документы (акты по отдельным фактам, подписанные представителями проверяемой организации), особое мнение (при наличии) члена рабочей группы и результаты его анализа направляются в соответствующее структурное подразделение на внутреннюю экспертизу.
Срок проведения экспертизы устанавливается Председателем КСП Москвы. В установленных Регламентом обязательных случаях внутренняя экспертиза проводится в срок до семи рабочих дней.
Результаты внутренней экспертизы доводятся руководителем контрольного мероприятия до члена рабочей группы, выразившего особое мнение.
5.20. По результатам внутренней экспертизы уполномоченным подразделением КСП Москвы, отвечающим за внутреннюю экспертизу, составляется заключение, которое направляется Председателю КСП Москвы с одновременным направлением копии руководителю контрольного мероприятия. По итогам экспертизы и при отсутствии разногласий руководителем рабочей группы в срок до трех рабочих дней вносятся изменения в проект акта (при наличии разногласий внесение изменений осуществляется в срок до пяти рабочих дней).
По результатам рассмотрения заключения в случае невозможности доработки проекта акта без проведения дополнительных мероприятий Председатель КСП Москвы принимает решение о продлении сроков контрольного мероприятия, внесении изменений в распоряжение о проведении контрольного мероприятия, план-задание и программу проведения контрольного мероприятия, об изменении состава рабочей группы, а также о доработке представленных документов и изменении сроков их исполнения. В случае необходимости Председатель КСП Москвы может принять решение о включении в план работы КСП Москвы повторного контрольного мероприятия по указанной тематике.
Форма заключения по результатам внутренней экспертизы документов, формируемых в ходе и по результатам контрольного мероприятия, содержится в приложении 17 к настоящему Стандарту.
5.21. Перед направлением в проверяемую организацию для ознакомления акт (акты) подписывается(ются) всеми членами рабочей группы, за исключением случаев, установленных Регламентом.
Привлеченные специалисты и независимые эксперты в соответствии с условиями договора подряда либо подписывают акт, либо оформляют и подписывают экспертное заключение, результаты которого могут быть использованы при формировании проекта акта и иных итоговых документов.
Каждая страница акта визируется руководителем рабочей группы и заверяется оттиском штампа установленного образца.
5.22. Акт направляется в проверяемую организацию руководителем контрольного мероприятия с сопроводительным письмом (Приложение 18 к настоящему Стандарту).
5.23. При проведении комплексного контрольного мероприятия в нескольких организациях на ознакомление в каждую организацию направляется только тот акт, который имеет отношение к данной организации.
Направление в одну проверяемую организацию документов, содержащих результаты проверки других организаций, не допускается (за исключением случаев направления в организацию, которой подведомственны иные проверяемые организации данной проверки, информации по указанным проверяемым организациям).
5.24. Срок для ознакомления проверяемой организации с представленными материалами составляет до семи рабочих дней со дня получения акта. Проверяемая организация должна извещаться в сопроводительном письме о порядке ознакомления с актом.
5.25. По результатам ознакомления руководитель проверяемой организации в установленный законодательством срок имеет право:
а) подписать акт без пояснений и замечаний. Непредставление пояснений и замечаний к акту в установленный срок является подтверждением его согласования;
б) представить пояснения и замечания к нему. Представленные в установленный срок пояснения и замечания прилагаются к акту и в дальнейшем являются его неотъемлемой частью;
в) отказаться письменно от факта ознакомления с актом. В данном случае руководителем рабочей группы на акте делается соответствующая запись с указанием даты, времени и обстоятельств получения отказа.
5.26. В случае если руководитель проверяемой организации не возвращает акт в установленные законодательством сроки, руководитель контрольного мероприятия в срок до двух рабочих дней от установленной даты информирует руководство КСП Москвы о данном факте для принятия соответствующих мер.
5.27. Не допускается внесение в подписанный членами рабочей группы акт изменений по результатам ознакомления с ним соответствующего должностного лица проверяемой организации, представленных им замечаний и новых материалов.
В случае наличия у проверяемой организации пояснений (замечаний) к акту, а также несогласия с протоколом об административном правонарушении (в случаях его составления), фактами, свидетельствующими о наличии бюджетного нарушения, руководитель рабочей группы в срок не более трех рабочих дней с даты поступления документов в КСП Москвы подготавливает справку по результатам анализа пояснений, замечаний, представленных проверяемой организацией по итогам ознакомления с актом (далее - справка по итогам ознакомления с актом) и передает ее руководителю контрольного мероприятия для проведения внутреннего контроля качества в структурном подразделении. Руководитель контрольного мероприятия по итогам проведенного внутреннего контроля качества направляет на внутреннюю экспертизу копию акта с подписанной справкой по итогам ознакомления с актом. Заключение по результатам внутренней экспертизы представляется Председателю КСП Москвы с одновременным направлением копии руководителю контрольного мероприятия.
Результаты анализа пояснений, замечаний, представленных проверенной организацией по итогам ознакомления с актом (актами), формируются в соответствии с приложением 19 к настоящему Стандарту.
6. Оформление, утверждение и направление результатов контрольного мероприятия
6.1. Руководитель контрольного мероприятия после проведения внутреннего контроля качества в структурном подразделении и с учетом анализа результатов внутренней экспертизы в срок до десяти рабочих дней после истечения срока ознакомления проверяемой организации с актом (актами) или в иной установленный программой проведения контрольного мероприятия срок (установленный с учетом общего срока проведения контрольного мероприятия) подготавливает и направляет Председателю КСП Москвы для организации внутренней экспертизы следующие документы:
1) проект отчета, завизированный руководителем контрольного мероприятия;
2) заверенные копии актов (акты);
3) проекты представлений КСП Москвы по форме согласно приложению 20 к настоящему Стандарту;
4) проекты информационных и (или) сопроводительных писем в адрес проверяемых организаций с приложением заверенной копии акта и копии справки по итогам ознакомления проверяемой организации с актом (при наличии), а также в адрес руководителя вышестоящей организации по отношению к проверяемой организации (по форме согласно приложениям 21 и 22 к настоящему Стандарту);
5) проекты сопроводительных и (или) информационных писем в адрес Председателя Московской городской Думы и Мэра Москвы о результатах контрольного мероприятия по форме согласно приложениям 23 и 24 к настоящему Стандарту (с приложением всех необходимых документов);
6) проекты информационных писем в адрес прокуратуры или иных правоохранительных органов, протоколы (иные документы) в адрес органов, уполномоченных на принятие решений по отдельным фактам, выявленным в ходе контрольного мероприятия, в том числе связанных с установленными фактами, свидетельствующими о наличии событий административного правонарушения; необходимости применения бюджетных мер принуждения;
7) итоговую информацию по результатам контрольной деятельности, сформированную с использованием автоматизированных информационных систем КСП Москвы по форме согласно приложению 25 к настоящему Стандарту, завизированную руководителем контрольного мероприятия;
8) Протокол по результатам контрольного мероприятия, содержащий выводы о присвоении материалам грифа "Для служебного пользования", необходимости направления результатов контрольного мероприятии в правоохранительные органы или иные уполномоченные органы, а также оценку выполнения каждым членом рабочей группы и руководителем рабочей группы поставленных задач (вопросов), оформляемый согласно приложению 26 к настоящему Стандарту (далее - Протокол).
Председатель КСП Москвы принимает решение о проведении внутренней экспертизы в полном объеме или в части отдельно поставленных вопросов (документов) в установленные им сроки.
6.2. В отчете системно излагается информация в соответствии с целью и задачами, установленными планом-заданием, и тематики проводимого мероприятия (Приложение 27 к настоящему Стандарту).
В отчете допускается отражение иных вопросов, не установленных приложением 27 к настоящему Стандарту, имеющих значение для раскрытия целей и задач, установленных планом-заданием, и тематики проводимого мероприятия.
6.3. При составлении отчета должны соблюдаться следующие требования:
- отчет должен содержать системное, объективное изложение существенных фактов и объективную их оценку, а также изложение наиболее значимых результатов контрольного мероприятия;
- результаты должны раскрывать цели и задачи, установленные планом-заданием проведения контрольного мероприятия;
- исключается подробное описание всех выявленных нарушений и недостатков, приводится их обобщенная характеристика с отражением существенных фактов;
- выводы по результатам контрольного мероприятия должны быть обоснованы, аргументированы, предложения вытекать из выводов;
- приводимые данные по выявленным нарушениям (недостаткам), в том числе суммовые показатели, должны основываться на данных акта и соответствовать отраженным в отчете суммам (значениям);
- обоснования должны излагаться объективно, исключая субъективную оценку выявленных фактов.
6.4. В отчете также должна содержаться информация о наличии письменных пояснений и замечаний должностных лиц проверяемой организации либо сведения об отказе от подписи со ссылкой на соответствующие записи в актах.
Руководитель контрольного мероприятия вправе направить отчет на лингвистическую экспертизу.
6.5. Проекты представлений (предписаний) и информационных и (или) сопроводительных писем оформляются в соответствии с требованиями соответствующих приложений настоящего Стандарта.
Предложения (рекомендации) по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению их в дальнейшем, возмещению ущерба городу должны быть:
- направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков и при их наличии - на возмещение ущерба, причиненного бюджету города Москвы, бюджетам внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, государственной собственности города Москвы;
- представлять собой основу для принятия руководителями проверяемых организаций конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, выполнение которых можно проверить, оценить или измерить;
- конкретными и ясными по форме и содержанию.
6.6. По итогам анализа результатов внутренней экспертизы, дополнительно поступивших материалов, руководитель контрольного мероприятия не позднее семи рабочих дней до даты окончания контрольного мероприятия подписывает и направляет Председателю предусмотренные Регламентом документы, а также итоговую информацию по результатам контрольной деятельности, сформированную с использованием автоматизированных информационных систем КСП Москвы по форме согласно приложению 25 к настоящему Стандарту, дополнительно подготовленные по поручению Председателя иные материалы.
6.7. Председатель КСП Москвы по итогам изучения материалов контрольного мероприятия, в том числе результатов внутренней экспертизы, не позднее срока окончания контрольного мероприятия, установленного распоряжением о его проведении, принимает решение об утверждении (не утверждении) результатов контрольного мероприятия и присвоении материалам грифа "Для служебного пользования".
6.8. В случае не утверждения Председателем КСП Москвы результатов контрольного мероприятия материалы подлежат доработке с учетом результатов внутренней экспертизы в части классификации нарушений и оценки недостатков в срок до трех рабочих дней или принимается решение об обсуждении материалов контрольного мероприятия на заседании Коллегии.
6.9. Руководитель контрольного мероприятия подписывает один экземпляр отчета, подлинник которого хранится в архиве КСП Москвы, копии отчета направляются в Московскую городскую Думу, Мэру Москвы и в контрольное дело.
6.10. В случае поступления докладной записки руководителя контрольного мероприятия Председатель КСП Москвы до утверждения результатов контрольного мероприятия имеет право принять решение о направлении предписания о необходимости устранения нарушений, требующих безотлагательного применения мер по их пресечению и предупреждению.
6.11. Информационные и (или) сопроводительные письма с приложением копии отчета и иных материалов контрольного мероприятия, определенных Председателем КСП Москвы, направляются в адрес Председателя Московской городской Думы и Мэра Москвы.
В случае наличия у проверяемой организации пояснений и замечаний к акту в Московскую городскую Думу по решению Председателя КСП Москвы направляются также копия акта и справка по итогам ознакомления с актом.
При направлении результатов контрольного мероприятия в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы или в течение 10 рабочих дней со дня утверждения итоговых документов и материалов принимается решение о направлении представленных руководителем контрольного мероприятия соответствующих материалов в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, уполномоченные государственные органы.
6.12. Материалы контрольного мероприятия, включая акт (акты), письменные пояснения и замечания должностных лиц проверяемой организации (при наличии), справку по итогам ознакомления с актом, отчет, итоговую информацию по результатам контрольной деятельности, копии писем, представлений, предписаний сдаются в архив КСП Москвы в течение 10 рабочих дней после утверждения результатов контрольного мероприятия Председателем КСП Москвы. Перечень материалов, сроки и порядок сдачи в архив регламентируются локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
Аналитические записки, составленные в ходе контрольного мероприятия, Протокол, заключения по результатам внутренних экспертиз, а также копии документов, подтверждающих достоверность фактов и выводов контрольного мероприятия, хранятся в структурных подразделениях.
6.13. В течение 10 рабочих дней после утверждения результатов контрольного мероприятия руководитель контрольного мероприятия представляет Председателю КСП Москвы информацию о результатах контрольного мероприятия в целях последующего размещения ее на официальном сайте КСП Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Информация на сайт о результатах контрольного мероприятия формируется в соответствии с приложением 28 к настоящему Стандарту.
6.14. Сведения о выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушениях, недостатках и ущербе городу (внутригородскому муниципальному образованию в городе Москве) вносятся руководителем контрольного мероприятия либо по его поручению членом рабочей группы до представления итоговых документов контрольного мероприятия Председателю КСП Москвы в действующие автоматизированные информационные системы КСП Москвы.
Оценка и учет выявляемых нарушений, недостатков и их последствий в действующих автоматизированных информационных системах КСП Москвы осуществляется с использованием Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), иных методических и справочно-методических документов КСП Москвы.
После утверждения Председателем результатов контрольного мероприятия уполномоченным подразделением обеспечивается невозможность изменения данных в автоматизированной информационной системе в части классификации и сумм нарушений, недостатков и ущерба.
6.15. После окончания контрольного мероприятия изменения и дополнения данных в автоматизированной информационной системе КСП Москвы допускается по решению Председателя КСП Москвы уполномоченным структурным подразделением на основании обоснований, изложенных в докладной записке руководителя контрольного мероприятия или члена Коллегии, на которого возложен контроль реализации результатов контрольных мероприятий.
6.16. В случае выявления в ходе проведения контрольного мероприятия фактов нецелевого расходования средств, хищения государственного имущества и иных злоупотреблений следует руководствоваться Регламентом КСП Москвы.
6.17. О причиненном государству (городу, внутригородскому муниципальному образованию в городе Москве) ущербе, а также выявленных нарушениях законодательства КСП Москвы информирует соответствующий вышестоящий орган проверяемой организации.
6.18. Контроль за реализацией предложений (рекомендаций) КСП Москвы осуществляется в порядке, установленном Регламентом КСП Москвы и иными локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
Справки о выполнении предложений и рекомендаций КСП Москвы и информации на сайт о принятых решениях и мерах по выполнению предложений и рекомендаций КСП Москвы по результатам проведенного контрольного мероприятия оформляются в соответствии с приложениями 29 и 30 к настоящему Стандарту.
6.21. Информация о выявленных нарушениях, недостатках, их последствиях, предложениях КСП Москвы по устранению и предотвращению нарушений (недостатков) и принятых мерах по каждому контрольному мероприятию учитывается соответствующими структурными подразделениями, на которые возложен контроль реализации результатов контрольных мероприятий, в карточках учета результатов контрольного мероприятия в соответствующих подсистемах действующих автоматизированных информационных систем КСП Москвы.
Форма карточки учета результатов контрольного мероприятия, порядок ее формирования, сроки исполнения и представления определяются локальными нормативными правовыми актами КСП Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт 1.4 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 12 июля 2018 г. N 43/01-05)
Действует с 12 июля 2018 г.
Текст стандарта официально опубликован не был