Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 13 марта 2019 года N 40
Доклад
Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2017-2018 годах"
Введение
В настоящее время в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в основном сформирована нормативная правовая база для эффективного осуществления государственной властью своих полномочий.
Основополагающими документами регионального уровня, регулирующими деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления в городе Москве, являются:
Закон города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы";
Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве";
Закон города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы";
Закон города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве";
Закон города Москвы от 29 ноября 2017 года N 47 "О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".
В последние годы в Москве предприняты необходимые меры по совершенствованию законодательства города, особенно тех нормативных правовых актов, действие которых направлено на обеспечение достойной жизни горожан. В отдельных сферах жизнедеятельности, в первую очередь социальной и благоустройства городского пространства, сформированы многочисленные гарантии и определены стандарты, касающиеся конкретных вопросов создания для жителей города Москвы достойного уровня жизни и комфортного проживания в мегаполисе.
Не последнюю роль в поддержании на достигнутом уровне благосостояния жителей города Москвы, включая социальное обеспечение, здравоохранение, образование и многое другое, а также поддержании бесперебойной деятельности всего городского хозяйства играет правовой мониторинг, который является одним из важнейших инструментов повышения качества нормативных правовых актов, результативности правового регулирования и эффективности реализации нормативных правовых актов города Москвы.
Важное значение правовой мониторинг имеет и для открытости государственной деятельности, информированности граждан о состоянии законодательства города Москвы.
В соответствии с Положением о подготовке доклада Московской городской Думы о состоянии законодательства города Москвы*(1) Московской городской Думой по итогам двухлетнего периода готовится соответствующий доклад.
Доклад Московской городской Думы о состоянии законодательства города Москвы (далее - Доклад) является итоговым документом работы Московской городской Думы за 2017-2018 годы.
Доклад состоит из двух разделов и приложения.
Раздел I содержит информацию о наиболее важных законах города Москвы, принятых Московской городской Думой (далее - Дума) в 2017-2018 годах.
В разделе дается краткий обзор законов, принятых Думой в данный период, содержится краткая статистическая информация.
Раздел II формируется на основании материалов, подготовленных Аппаратом Думы.
Раздел II состоит из четырех подразделов, в которых освещаются состояние законодательства города Москвы и проблемы законодательного регулирования в 2017-2018 годах:
1. Законодательство в сфере государственного управления и местного самоуправления;
2. Законодательство в сфере экономической политики и финансов;
3. Законодательство в сфере градостроительства, землепользования, развития городского хозяйства и охраны окружающей среды;
4. Социальное законодательство.
Указанные подразделы формируются на основании информационно-аналитических материалов, полученных по результатам проведения правового мониторинга профильными комиссиями Думы. Содержанием материалов комиссий Думы является информация о принятии законов в целях решения актуальных проблем законодательного регулирования, других вопросов, касающихся обеспечения жизнедеятельности жителей города Москвы, оценка реализации законов города Москвы.
Кроме того, одним из важных направлений работы Думы является приведение законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством с учетом специфики города Москвы как столицы Российской Федерации, в связи с чем в Докладе описывается проводимая в этой части в 2017-2018 годах работа.
В Доклад также включена информация о деятельности Молодежной палаты (Молодежного парламента) при Думе, судов города Москвы и органов прокуратуры города Москвы.
Настоящий Доклад, как и предыдущие аналогичные доклады, направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей города Москвы систематизированной информацией об актуальных проблемах законодательного регулирования и о перспективах развития столичного законодательства.
Заключение
Депутатским корпусом столицы в 2017 году принят 61 закон города Москвы.
Дума на своих заседаниях в 2017 году рассматривала вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, законодательства о статусе города Москвы в составе Российской Федерации, реализации бюджетной и налоговой политики, нормативного регулирования правоотношений в социальной сфере и в области городского хозяйства. Особое внимание было уделено вопросам реализации программы реновации жилищного фонда, а также изменениям в налоговом законодательстве.
Из 61 закона три являются базовыми: Закон города Москвы от 15 февраля 2017 года N 3 "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в городе Москве", Закон города Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", Закон города Москвы от 12 июля 2017 года N 22 "Об особенностях налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов на территории города Москвы"*(129).
Среди принятых в 2017 году законов города Москвы больше всего законов, регулирующих вопросы организации государственной власти и местного самоуправления. Наиболее значимыми являются изменения в части увеличения предельного возраста пребывания на государственной гражданской и муниципальной службе, а также стажа государственной гражданской и муниципальной службы для назначения пенсии по выслуге лет, который будет постепенно увеличиваться до 20 лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"*(130).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"*(131) предусматривается постепенное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных и муниципальных должностей*(132).
Отменены квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки для поступления на гражданскую службу города Москвы*(133).
В сфере городского хозяйства в рамках приведения московского законодательства в соответствие с федеральным*(134) установлено*(135), что информационные сообщения о приватизации городского имущества должны размещаться на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, а также на сайте, определенном Правительством Москвы. Ранее такие сообщения публиковались в средствах массовой информации.
Информация о результатах сделок по приватизации имущества города размещается на сайтах в течение 10 дней со дня совершения сделок (до внесения изменений публиковалась в течение 30 дней в средствах массовой информации).
Кроме того, информационное сообщение о продаже имущества города Москвы посредством публичного предложения должно размещаться на сайтах в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся (в соответствующем случае).
Исключен такой способ приватизации имущества города Москвы, как продажа акций открытых акционерных обществ через организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Законом "О землепользовании в городе Москве"*(136) предусмотрен выкуп земельных участков собственниками объектов капитального строительства, занятыми такими объектами, по цене, равной их кадастровой стоимости. Изменениями уточняется, что указанные положения Закона не распространяются на случаи приобретения собственниками объектов капитального строительства занятых такими объектами земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города, или в границах территорий промышленных комплексов, технопарков, индустриальных (промышленных) парков*(137).
В области финансового законодательства основополагающим документом является Закон о бюджете города Москвы, ежегодно принимаемый Думой на очередной год и двухлетний плановый период.
Вместе с тем решение некоторых вопросов, в частности, касающихся здравоохранения, образования, благоустройства, социальной сферы, улучшения условий жизни москвичей, требуют безусловной корректировки городского бюджета. В этой связи Думой принимаются изменения в Закон о бюджете города Москвы.
Так, например, в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда увеличен объем средств на мероприятия по осуществлению городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения на 2017 год на 96 млрд. 500 млн. рублей*(138).
В соответствии с Законом города Москвы "Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год исполнен по доходам в объеме 192 381 156,9 тыс. рублей, по расходам - в объеме 186 290 824,2 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 6 090 332,7 тыс. рублей*(139).
В целях стимулирования высокотехнологичного производства и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику города Москвы внесены значимые изменения в налоговое законодательство города:
увеличен до 10 лет срок освобождения от уплаты земельного налога для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы (далее - резиденты);
увеличен срок освобождения от уплаты транспортного налога с 5 до 10 лет для резидентов и освобождены от уплаты транспортного налога управляющие компании особых экономических зон технико-внедренческого типа, созданных на территории города Москвы, сроком на 10 лет;
расширена категория налогоплательщиков, имеющих право на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы. Для управляющих компаний особых экономических зон устанавливаются пониженные ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет города Москвы, в размере 12,5 процента с 1 января 2017 года и 13,5 процента с 1 января 2021 года.
Предусмотрено установление для резидентов особых экономических зон пониженных ставок по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет города Москвы. В течение десяти лет (с 2018 по 2028 год) для них будет действовать ставка ноль процентов. В последующий пятилетний период (с 2028 по 2033 год) она составит пять процентов. В 2033 году и далее размер ставки будет равен 12,5 процента*(140).
Расширен круг спортивных сооружений, на которые распространяется льгота по налогу на имущество спортивных сооружений, за счет спортивных сооружений, построенных (реконструированных) до 1 января 2014 года (ранее - только после указанной даты)*(141).
Теперь налог на имущество всех спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч, будет уплачиваться в размере 10 процентов исчисленной суммы налога. Новая льгота коснется стадионов "Локомотив" и "Торпедо".
Принят комплексный закон, вносящий изменения в налоговое законодательство, затрагивающий как физических, так и отдельные категории юридических лиц, которым*(142):
освобождены от налога на имущество организаций управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, сформированных в рамках реализации приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье"*(143). Льгота касается нежилых помещений и машино-мест, предназначенных для использования физическими лицами для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
до 2028 года от того же налога освобождены организации в отношении имущества, расположенного на территории международного медицинского кластера*(144);
управляющие компании международного медицинского кластера и участники проекта, заключившие с управляющей компанией соглашения об осуществлении проекта, также до 1 января 2028 года освобождаются от уплаты транспортного налога;
продлен переходный период действия налоговых льгот*(145) до 31 декабря 2018 года для управляющих организаций и резидентов технологических парков, технополисов и индустриальных парков;
профсоюзы заплатят лишь четвертую часть от исчисленного налога на имущество организаций (имущество не должно быть передано в аренду или наем третьим лицам, должно использоваться для выполнения налогоплательщиком своих уставных задач);
всего три процента от исчисленного налога заплатят организации по объектам, используемым в кинематографии и принадлежащим унитарным предприятиям или юридическим лицам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов;
в Центральном административном округе города Москвы почти в 2 раза снижена ставка торгового сбора за осуществление торговли через объекты нестационарной торговой сети (кроме развозной и разносной розничной торговли). Ранее она была установлена в размере 81 тыс. рублей за объект осуществления торговли за квартал, теперь - 40,5 тыс. рублей;
от уплаты сбора освобождены организации и индивидуальные предприниматели в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, которые были изъяты или в отношении которых было прекращено право аренды в связи с реализацией программы реновации, за квартал, в котором они были изъяты или в котором было прекращено право аренды. Положение применяется в случае, если в указанный период организации или индивидуальные предприниматели начали использовать другой объект осуществления торговли, ранее не использовавшийся ими для осуществления торговли;
срок начисления пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2016 года перенесен на 1 июля 2018 года; за налоговый период 2017 года - начиная с 1 июля 2019 года;
согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом. Однако город уже во второй раз переносит срок начала начисления пени: по налогу за налоговый период 2015 года он переносился на май, в 2017 году - на июль.
Изменения в законодательстве коснулись и рынка труда иностранных граждан. На 2018 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (используется для расчета налога на доходы физических лиц для иностранных граждан при трудоустройстве в Москве), устанавливался в размере 2,2242.
Стоимость патента не менялась в городе Москве два года и составляла 4200 рублей в месяц. Было принято решение повысить стоимость патента: в 2018 году на 7 процентов - до 4500 рублей.
В области законодательства о статусе города Москвы в составе Российской Федерации в связи с развитием московского транспорта и его значением для функционирования и развития столицы установлен новый официальный столичный праздник - День московского транспорта, отмечаемый во вторую субботу июля*(146). Также установлен День московской промышленности*(147), отмечаемый 7 октября.
В сфере труда, социального развития и культуры установлены порядок и условия осуществления в городе Москве ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве*(148).
Величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2018 год была установлена в размере 11 тыс. 816 рублей*(149).
В жилищной сфере законодательно установлены дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.
Закреплено положение, гарантирующее, что все жители сносимых пятиэтажек получат новые квартиры в том же районе, где они проживают сейчас (в Зеленоградском, Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы - в пределах округа).
Закреплена норма о том, что многоквартирный дом может быть включен в программу реновации жилищного фонда только в том случае, если более двух третей собственников и нанимателей выскажутся в пользу этого.
Принципиально важно, что собственникам квартир в домах, подлежащих реновации, гарантировано право получения на выбор равнозначного или равноценного жилого помещения. При желании собственники смогут получить также равноценную денежную компенсацию.
Те граждане, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий, получат новые квартиры по действующим нормам - в зависимости от состава семьи, то есть их жилищные условия будут улучшены вне очереди.
Наниматели по договорам социального найма при переселении смогут выбрать: получить новую квартиру на праве собственности или по договору социального найма*(150).
Как уже отмечалось ранее, Думой принят закон, создающий дополнительный механизм защиты прав жителей города Москвы при осуществлении реновации жилищного фонда*(151). Право на оказание бесплатной юридической помощи распространено на граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации жилищного фонда, нанимателями жилых помещений в таких многоквартирных домах на условиях социального найма, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с учетом мнения указанных граждан при формировании и реализации программы реновации, с защитой их жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.
В области охраны общественного порядка в соответствие с федеральным законодательством приведен Закон города Москвы от 19 марта 2008 года N 14 "О системе профилактики правонарушений в городе Москве"*(152). Уточнены основные понятия, принципы и направления профилактики правонарушений; приведены в соответствие положения, закрепляющие полномочия органов системы профилактики правонарушений, регулирующие правовое воспитание и просвещение. Предусмотрено создание при Правительстве Москвы межведомственного координационного органа.
В 2018 году было принято 42 закона города Москвы, уточняющие законодательное регулирование в сфере бюджетной и налоговой политики, в области развития избирательной системы в столице, организации государственной власти и местного самоуправления, в сфере законодательства об административной ответственности, нормативного регулирования правоотношений в области городского хозяйства, социальной сферы. Также приняты законы, направленные на приведение столичного законодательства в соответствие с федеральным.
Из общего числа принятых законов города Москвы в 2018 году базовыми являются Закон города Москвы от 17 мая 2018 года N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, имеющих статус производителя автотранспортных средств, осуществляющего деятельность на территории города Москвы" и Закон города Москвы от 26 сентября 2018 года N 19 "О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения"*(153).
Кроме этого, вступил в силу Закон города Москвы от 6 июня 2018 года N 15 "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 5 сентября 2001 года N 38 "О наградах и почетных званиях города Москвы", которым учреждена премия города Москвы "Крылья аиста", вручать ее планируется за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом города Москвы от 19 декабря 2018 года N 31 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 22 сентября 2004 года N 56 "О праздниках города Москвы" установлен новый праздник - День московского ресторатора, который будет отмечаться 7 июня.
В области законодательства об организации государственной власти и местного самоуправления наиболее важными являются изменения в избирательное законодательство, направленные на установление дополнительных гарантий реализации избирательных прав граждан и обеспечения гласности и открытости деятельности избирательных комиссий при проведении выборов в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве*(154).
Уточнены цели, задачи, принципы формирования и деятельности Общественной палаты города Москвы, изменен ее количественный состав и порядок формирования*(155).
В сфере городского хозяйства внесены изменения в законы города Москвы, регулирующие нанесение рисунков, выполненных в технике граффити. Законом города Москвы от 17 мая 2018 года N 10 "О внесении изменения в статью 6 Закона города Москвы от 30 апреля 2014 года N 18 "О благоустройстве в городе Москве" закреплен порядок нанесения надписей, изображений путем покраски, наклейки, росписи в технике граффити и иными способами на внешние поверхности зданий, строений, сооружений всех форм собственности, расположенных на территории Москвы. Помимо этого, установлен порядок удаления изображений и восстановления внешних поверхностей зданий, строений, сооружений до первоначальн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.