Снижение доли обязательной продажи валютной выручки:
правовые аспекты
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" установил правило обязательной продажи 50% валютной выручки. Данный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 10 августа 2001 г.*(1) Ранее действовавшая норма обязательной продажи составляла 75% от валютной выручки (ст.18 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики").
Норма о 50%-ной продаже валютной выручки впервые включена непосредственно в текст базового нормативного акта, регламентирующего валютные отношения, а именно в п.5 ст.6 Закона РФ от 28 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".
Значение принятых изменений не исчерпывается очевидным фактом снижения доли обязательной продажи валютной выручки. Следует выделить, как минимум, три важных следствия:
- норма о продаже валютной выручки стала менее обременительной для участников внешнеторговой деятельности. Однако юридическая сущность этой нормы как валютного ограничения в области текущих валютных операций сохранилась;
- круг действия законодательной нормы расширился и стал охватывать получение валютной выручки на внутреннем рынке;
- стало возможным применение юридической ответственности за уклонение от обязательной продажи, тогда как прежде такая ответственность могла наступить лишь при незачислении выручки на счет в уполномоченном банке на территории РФ.
Рассмотрим эти следствия более подробно.
Продажа валютной выручки как вид валютных ограничений
Валютные операции в России совершаются в условиях правового режима валютного регулирования: государство не ограничивает круг субъектов таких операций, но вводит валютные ограничения и устанавливает меры валютного контроля для защиты национальной валюты. Правовой режим валютного регулирования предполагает ограничение права экспортеров свободно распоряжаться полученной иностранной валютой.
Россия - далеко не единственная страна, использующая валютные ограничения такого рода. Так, в Китае действует правило полной продажи валютной выручки, такое же правило действует в Ирландии*(2). В Австрии выручка не подлежит обязательной продаже, но депонируется на специальном счете, предназначенном для ограниченного круга операций*(2).
Валютные ограничения могут различаться:
- объемом обязательной продажи валютной выручки (от 100 до 75 - 50%, либо сумма, превышающая определенный лимит);
- сроком продажи со дня поступления;
- курсом, по которому производится продажа (официальный, рыночный, специальный).
Действующее в России правило предполагает продажу 50% выручки в течение семи дней с даты ее поступления по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке страны.
Независимо от тех или иных особенностей, вводимых законодательством различных стран, общая отличительная черта данного валютного ограничения - обременение права субъекта, получающего платеж в иностранной валюте, распорядиться причитающимися или полученными средствами по своему усмотрению:
- платеж должен быть зачислен в страну резидентства (зачет невозможен, а также право на использование средств до зачисления в страну резидентства ограничено);
- полученная валюта должна быть отчуждена путем обмена на национальную валюту.
Данное правило особенно обременительно для тех участников международной торговли, которые не только получают валютную выручку, но и несут издержки в иностранной валюте за рубежом. Их потери от совершения двух промежуточных валютообменных операций могут оказаться существенными как в денежном, так и во временном выражении.
В связи с этим возникает проблема соотношения такого ограничения и принципа свободного совершения платежей по текущим операциям в международной торговле. Российское законодательство декларирует свободное без ограничений совершение резидентами валютных операций (п.1 ст.6 Закона о валютном регулировании). Платежи по экспорту и импорту отнесены к текущим валютным операциям (подп."а" п.9 ст.1 Закона о валютном регулировании). Отказ от ограничения платежей и переводов по текущим международным операциям закреплен в разделе 2 ст.VIII Устава Международного валютного фонда.
Следует признать, что рассматриваемое ограничение не является прямым препятствием к совершению или получению валютного платежа. Требование репатриировать и продать валютную выручку за национальную валюту не препятствует совершению текущей валютной операции как таковой, но с очевидностью воздействует на ее результат. Несомненно и то, что такое ограничение влияет на выбор хозяйственного решения участников внешней торговли и не может быть сведено к нейтральному порядку совершения валютных операций. Ограничение затрагивает и права субъектов текущих операций по импорту, принуждая их совершать дополнительные валютообменные сделки при наличии собственных источников поступлений в иностранной валюте.
Можно сказать, что данное валютное ограничение имеет косвенный характер. Непосредственным предметом его воздействия является имущественное право экспортера, а опосредованным - совершение текущих платежей в международной торговле. В связи с этим государства, сохраняющие такие ограничения, должны стремиться к их постепенной отмене.
Обязательность продажи валютной выручки,
полученной на внутреннем рынке
Новая редакция п.5 ст.6 Закона РФ о валютном регулировании содержит норму, наделяющую Президента РФ правом устанавливать "порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке" (ч.3 п.5 ст.6 Закона). Поскольку полномочия по установлению порядка продажи экспортной выручки предоставлены Банку России (ч.1 п.5 ст.6), речь может идти лишь о продаже валюты, полученной по операциям на внутреннем рынке. Тем самым восстанавливается законодательная основа для требования обязательной продажи любых валютных поступлений, а не только экспортной валютной выручки.
Напомним, что Инструкция Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" давала основания органам валютного контроля распространять требование обязательной продажи на любую, а не только на экспортную валютную выручку (см., например, п.6 Инструкции). Между тем ст.18 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", вводившая продажу 75% выручки, а также Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629, содержавший действовавшее в 1992 - 1998 гг. правило продажи 50% выручки, распространяли свое действие исключительно на выручку от внешней торговли. Источником для расширительного толкования этих актов служил Указ Президента РФ от 30 декабря 1991 г. N 335 "О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году", вводивший нормативы обязательной продажи в отношении всей валютной выручки, а не только экспортной. Поскольку изданием Указа N 629 от 14 июня 1992 г. Указ N 335 был отменен не полностью, а лишь в части, противоречащей новому Указу, вопрос о продаже валютных поступлений от операций на внутреннем рынке оставался спорным.
Насколько можно судить по тексту новой редакции п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании, продажа такой валюты станет обязательной, но не ранее, чем Президент РФ реализует свои полномочия по установлению порядка продажи этой выручки, издав соответствующий указ.
Меры юридической ответственности
До принятия Закона N 130-ФЗ, внешнего изменения в ст.6 Закона о валютном регулировании правила обязательной продажи валютной выручки не были инкорпорированы в текст этого Закона. Как следствие, за их нарушение не могла применяться ответственность, предусмотренная ст.14 Закона о валютном регулировании в виде штрафа в размере всего полученного по сделкам, не действительным в силу нарушения ст.2 - 8 Закона. Уклонение от обязательной продажи валютной выручки могло рассматриваться лишь как следствие другого нарушения - незачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории РФ. В этом случае применялись меры ответственности в соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 и представляли собой штраф в размере 100% суммы незачисленной выручки. Заметим, что сложившаяся учетная практика не признавала наличие вредных последствий обязательным компонентом объективной стороны этого состава.
С включением нормы об обязательной продаже 50% валютной выручки в текст ст.6 Закона о валютном регулировании, невыполнение этого правила будет образовывать самостоятельный состав правонарушения, наказание за которое предусмотрено п.1 ст.14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Внесенные в валютное законодательство изменения способствуют приданию большей четкости системе правового регулирования валютных отношений и в целом устанавливают правила, менее обременительные для экспортеров.
И.В. Хаменушко,
заместитель директора департамента налогов
и права фирмы "ФБК", канд. юрид. наук
"Ваш налоговый адвокат", N 4, IV квартал 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета, 10 августа 2001 г.
*(2) См.: Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике.- М, 1999.- С.124.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru