Каков порядок учета в целях налогообложения убытков по операциям с векселями? Применяются ли положения п.23 совместного письма Госналогслужбы России от 23.09.1994 N НП-6-01/362 и Минфина России от 21.09.1994 N 130 в настоящее время? К какому разделу Положения N 490 относится положительная переоценка по ОФЗ: к первому или третьему - для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог?
1. Согласно приложению N 5 к Инструкции N 62 по строке 2.11. приложения отражается сумма превышения убытков, полученных от реализации ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над доходами от их реализации по соответствующим категориям:
- акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
- процентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
- беспроцентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
- векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.
Указанный порядок применяется в части, не противоречащей ст.43 НК РФ и Закону N 50-ФЗ.
По операциям банка с учтенными векселями следует иметь в виду, что в случае реализации векселя предприятия ниже цены приобретения на покрытие полученного убытка можно направить доходы от реализации (выбытия) всех векселей (в том числе векселей других эмитентов) и других неэмиссионных ценных бумаг, полученных в течение отчетного года.
2. Согласно п.23 совместного письма Госналогслужбы России от 23.09.1994 N НП-6-01/362 и Минфина России от 21.09.1994 N 130 "О порядке применения отдельных пунктов положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490" и п.58 Положения N 490 отрицательная разница между ценой реализации (в пределах рыночной цены) и покупной (балансовой) стоимостью по государственным ценным бумагам относится на результаты финансовой деятельности. В качестве официальной рыночной цены государственных ценных бумаг для целей налогообложения принимается курс покупки, сложившийся на день совершения операции на региональной фондовой бирже.
Указанный порядок определения для целей налогообложения финансового результата по операциям с государственными ценными бумагами применяется в части, не противоречащей действующему законодательству по налогу на прибыль, а именно: п.4 ст.2 Закона N 2116-1, п.2.4 Инструкции N 62 и приложению N 5 к указанной Инструкции.
3. В соответствии с п.6 ст.2 Закона N 2116-1 в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
Согласно ст.2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" до принятия федерального закона, предусмотренного п.3 ст.1 данного Федерального закона, при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль кредитной организации определен Положением N 490.
Согласно п.57 Положения N 490 положительное сальдо от переоценки ОФЗ является внереализационным доходом и подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
Доходы от купли-продажи ОФЗ (без учета НКД) включаются в состав доходов банков, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п.13 Положения N 490.
Что касается налога на пользователей автомобильных дорог, то при рассмотрении вопроса о включении переоценки по ОФЗ (без учета НКД) необходимо иметь в виду следующее.
Согласно п.25 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" объектом обложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
В соответствии с п.33.1 вышеуказанной инструкции под суммой реализуемых услуг банков и других кредитных организаций понимается сумма доходов, предусмотренных в разделе 1 Положения N 490, за исключением доходов, предусмотренных п.13 (в части государственных краткосрочных бескупонных облигаций), 17, 18 и 19 (в части доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам) указанного Положения, а также сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг с учетом ограничений, установленных данным подпунктом.
Таким образом, доходы в виде положительной переоценки ОФЗ не включаются в облагаемую налогом на пользователей автомобильных дорог налоговую базу.
Доход от реализации ОФЗ (без учета НКД) включается в налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог и облагается в общеустановленном порядке.
В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы I ранга
1 декабря 2001 г.
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1