Законодательная база инвестиционной деятельности
в республике Узбекистан
В международных документах, касающихся правового регулирования иностранных инвестиций, отмечается, что в понятие суверенитета государства входит, в частности, право принимать решение о разрешении или запрещении иностранным гражданам заниматься инвестиционной деятельностью на своей территории.
Проблема участия иностранных инвесторов в развитии экономики страны имеет немало аспектов, и возникающие в этой сфере вопросы должны регламентироваться многосторонними международными соглашениями. Учитывая это, Всемирный банк реконструкции и развития издал специальное руководство, в котором изложены современные концепции правового регулирования иностранных инвестиций в условиях рыночной экономики и предлагаются конкретные способы такого регулирования в государствах - членах Всемирного банка. Последние должны использовать этот документ как источник формирования национального законодательства об иностранных инвестициях*(1).
Как определено в упомянутом руководстве, в национальных законодательствах должны быть отражены вопросы о допуске иностранных инвестиций в данную страну; об их правовом режиме; о выплате компенсаций в случае национализации иностранной частной собственности; о разрешении споров, возникающих в связи с иностранными инвестициями.
При разработке национального законодательства об иностранных инвестициях должны учитываться двусторонние и многосторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций. Одним из таких документов является Вашингтонская конвенция*(2). К сожалению, в ней понятие иностранной инвестиции не раскрывается.
Данная конвенция исходит из того, что ее определение целиком является прерогативой каждого государства - участника конвенции, точка зрения которого может отражаться в национальном законодательстве.
Данная тема получила развитие в Сеульской конвенции*(3), посвященной вопросам защиты и гарантирования инвестиций. Согласно этому документу, необходим предварительный анализ предполагаемых инвестиционных операций, который проводит Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Лишь заручившись его одобрением, государство может заключить с иностранным инвестором договор о страховании его вложений. Как определено в Сеульской конвенции, если совет директоров МАГИ классифицирует действия иностранного инвестора как иностранные инвестиции, это позволяет применить к ним систему международного страхования, предусмотренную Сеульской конвенцией.
Как и в любой другой стране, инвестиционная деятельность в Республике Узбекистан основывается на соответствующих законодательных актах. В настоящее время инвестиционную политику определяют три закона: "Об инвестиционной деятельности", "Об иностранных инвестициях", "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". При их разработке учитывались правовые нормы международного характера, регламентирующие инвестиционную деятельность в мировом масштабе.
Рассмотрим подробнее, насколько соответствуют названные законы международным правовым требованиям.
Узбекистан был одним из государств, возникших после распада СССР, быстро осознавших важность инвестиционной деятельности и сделавших реальные шаги к упорядочению этого процесса. В частности, был принят Закон Республики Узбекистан от 14 июня 1991 г. "Об иностранных инвестициях". Одним из важнейших его положений является утверждение принципа приоритета норм международного права над нормами национального законодательства. Принятие данного акта активизировало процесс привлечения иностранных инвестиций в страну, однако реалии хозяйственной практики требовали оперативного совершенствования его норм, и в текст неоднократно вносились коррективы. Последняя редакция закона "Об иностранных инвестициях", датируемая 1998 г., практически полностью соответствует всем международным требованиям к иностранным инвесторам и иностранным инвестициям.
В законе "Об иностранных инвестициях" используется широкая трактовка понятия иностранных инвестиций: таковыми признаются все виды материальных и нематериальных благ и права на них. В качестве иностранных инвесторов, согласно тому же акту, могут выступать: иностранные государства и их административные или территориальные органы; международные организации, являющиеся субъектами международного публичного права; юридические и физические лица иностранных государств, а также граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за рубежом. Это решение, отличающееся широтой и комплексностью подхода, обещает существенное расширение потока иностранных инвестиций.
Зарубежные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Это долевое участие или создание полнлстью за счет иностранного капитала банковских, страховых и других хозяйственных организаций, приобретение имущества, в том числе ценных бумаг, прав на интеллектуальную собственность, концессий, приобретение прав собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, жилые помещения, приобретение прав владения и пользования землей и природными ресурсами, а также иные формы, которые не противоречат законодательству соответствующей страны.
Государство гарантирует иностранным инвесторам защиту их прав при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан. В статье 9 закона "Об иностранных инвестициях" указано: "Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.
Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан".
Наряду с этим иностранным инвесторам предоставлены широкие права в соответствии с принципами международного права. Среди них особо следует отметить такие, как свобода выбора объемов, видов и направлений инвестирования; свобода заключения договоров с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности; свобода владения, распоряжения и пользования своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности.
Для зарубежных инвесторов предусмотрена возможность свободно заключать трудовые договоры с гражданами и лицами без гражданства с целью осуществления инвестиционной деятельности. Они могут свободно передвигаться по всей территории Узбекистана, пользуются правом на страховую защиту наравне с отечественными инвесторами.
Очень важным является положение закона "Об иностранных инвестициях", согласно которому в случаях несоответствия положений данного акта нормам других актов законодательства или международных договоров преимущество отдается тем положениям, которые оказываются наиболее благоприятными для инвесторов. Это свидетельствует о том, что в спорных случаях приоритет интересов инвестора становится решающим.
В Законе Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" говорится и о дополнительных гарантиях и мерах защиты (ст.4): "Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:
- в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
- в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
- в проекты в сфере малого и среднего предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения".
С учетом изложенного можно утверждать, что на территории Республики Узбекистан на предприятия, использующие иностранный капитал, распространяется режим наибольшего благоприятствования.
Процесс совершенствования законодательства, видимо, будет продолжаться. На наш взгляд, внимание следует обратить на ту часть правовых отношений, которая связана с так называемыми материальными объектами инвестиций.
Как известно, многие специалисты, в том числе узбекские, в качестве объектов инвестиций выделяют финансовые и материальные активы. Под финансовыми активами подразумеваются: все виды платежных и финансовых обязательств хозяйственных агентов, т.е. наличные деньги; вклады на текущих счетах и другие различные по срочности виды вкладов в банковских учреждениях; различные долговые обязательства в виде акций, облигаций и других финансовых документов, подтверждающих право на капитал и факт заключения сделок по движению финансовых ресурсов. К числу материальных активов относятся: движимое и недвижимое имущество, в том числе земля, здания, сооружения, драгоценные металлы, товары длительного пользования, воспроизводимые материальные ценности с коротким временем службы, инвентарь.
В подавляющем большинстве случаев иностранные инвестиции осуществляются в форме финансовых активов. Это естественно, так как материальные активы в современных условиях передавать либо неэффективно, либо затруднительно. Вместе с тем рассматривать иностранные инвестиции изолированно, на наш взгляд, нельзя, так как они являются органичной частью общего инвестиционного процесса как в национальной, так и в мировой экономике. Выделение иностранных инвестиций ставит своеобразный барьер на пути их интеграции в общий процесс инвестирования в Узбекистане. Причина понятна: в виде финансовых активов предоставлена большая часть иностранных инвестиций, а в виде материальных - в основном отечественные, к тому же для национальных и иностранных участников рынка установлены разные "правила игры".
Следующий аспект инвестиционной деятельности - появление собственников.
Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов неоднократно отмечал, что вопрос стоит не просто о формировании нового класса, а о создании подлинных собственников*(4). Названная социальная группа создается двумя основными способами: во-первых, в процессе последовательного проведения разгосударствления и приватизации государственного имущества, во-вторых, за счет активного стимулирования малого и среднего бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство особенно успешно развивается в сферах, связанных с инвестиционными и инновационными процессами. В стране еще недостаточно экономически активных лиц, поэтому составление банками бизнеспланов, их активное участие в инвестиционном проектировании помогают решать упомянутую важнейшую социально-экономическую проблему - формировать класс реальных собственников, которые должны быть обеспечены кредитными ресурсами.
Из этого следует, что на государственном уровне необходимо проработать дополнительные законодательные меры, стимулирующие интерес банков к разработке бизнес-планов для своих клиентов. Важную роль могло бы сыграть более льготное предоставление средств из централизованных кредитов тем предпринимателям, в составлении бизнес-планов которых принимали активное участие коммерческие банки.
Это выгодно и предпринимателям, и банкам, так как дополнительные средства будут обслуживаться именно в этих кредитных учреждениях.
В настоящее время законодательство не содержит никаких стимулов для широкого подключения банков к организационной работе с бизнес-планами и инвестиционными проектами. В этом, на наш взгляд, состоит одна из причин того, что коммерческие банки Узбекистана выходят из сектора долгосрочного кредитования.
Совершенствуется законодательство Узбекистана в области внешнеэкономической деятельности. Особенно это касается регламентации внешней торговли, которая прежде всего должна быть увязана с инвестиционными проблемами.
Еще один аспект совершенствования законодательной базы в рассматриваемой нами области связан со вступлением Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членство в ВТО существенно повысит способность Узбекистана привлекать иностранные инвестиции, необходимые для проведения структурной перестройки экономики. Кроме того, став участником ВТО, Узбекистан откроет для отраслей страны, ориентированных на экспорт, перспективные зарубежные рынки.
В качестве вывода повторим, что в настоящее время остается немало задач в области совершенствования законодательной базы инвестиционной деятельности, и государство заинтересовано в их скорейшем решении.
С.С. Гулямов,
Ташкентский государственный юридический институт
"Законодательство", N 12, декабрь 2001 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Legal Framework for the Treatment of Foreign Investment. The World Bank, 1992.
*(2) Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.).
*(3) Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.).
*(4) Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997. С.189.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательная база инвестиционной деятельности в республике Узбекистан
Автор
С.С. Гулямов - Ташкентский государственный юридический институт
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2001, N 12