Банковское право России: современные проблемы
Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры, несомненно, выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг, которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.
В странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Россия, развитие рыночных отношений порождает серьезные структурные изменения финансовых систем (в том числе банковских) как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших кредитных институтов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня, в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитных институтов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, что государства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитывать национальные и исторические особенности формирования внутренней экономической системы, а с другой - пытаются ориентироваться на имеющийся опыт и примеры международного сотрудничества.
Пруденциальное регулирование и надзор в российском банковском праве (общие положения)
Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности*(1). Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального Банка и коммерческих банков:
Федеральный Закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. в редакции от 19 июня 2001 г.*(2) (далее - Закон о Центробанке)
Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. в редакции от 7 августа 2001 г.*(3) (далее - Закон о банках).
В российском банковском праве получил закрепление принцип осуществления Центральным Банком функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и иных негосударственных банков. При этом целью такого регулирования и надзора выступает поддержание стабильного функционирования банковской системы в целом. Так, в ст.3 Закона о Центробанке указано, что основной целью деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы РФ.
Оба закона содержат отдельную главу, подробно раскрывающую средства, пути реализации и цели поддержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X "Банковское регулирование и надзор" Закона о Центробанке определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (ст.55). Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения данного предписания или в случае реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в т.ч. изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до 6 месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций (ст.75). Таким образом, в России лишь ст.75 Закона о банках содержит обозначение видов санкций. Все конкретные вопросы их применения отражены в подзаконном акте, а именно Инструкции ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности" (в ред. от 29 мая 2001 г.)*(4).
При проведении анализа российского банковского права необходимо обратить внимание на определение того круга субъектов, на который распространяется пруденциальное регулирование со стороны государства в лице Банка России. Российское законодательство употребляет три термина - "банк", "кредитная организация" и "небанковская кредитная организация". Термин "кредитная организация" пришел в российское законодательство из европейского банковского права. Первая банковская директива Европейских Сообществ от 12 декабря 1977 г. "О координации законов, правил и административных положений, регулирующих организацию и ведение бизнеса кредитных организаций" (77/780/ЕЕС)*(5) содержала следующее определение термина "кредитная организация": это предприятие, чья деятельность заключается в привлечении депозитов (вкладов) или других средств на возвратной основе от публики и в выдаче кредитов от своего имени и за свой счет (ст.1). Из приведенного определения видно, что ключевые элементы, выражающие сущность кредитной организации, - это прием депозитов и выдача кредитов. Очевидно, что в этом контексте все банки будут признаны кредитными организациями, как и целый ряд других субъектов, имеющих в своей деятельности два ключевых элемента, упомянутых выше, будут также признаны таковыми.
В соответствии со ст.1 Закона о банках кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Из данного определения следуют как минимум три вывода:
1) кредитной организацией считается только то юридическое лицо, которое создано в организационно-правовой форме хозяйственного общества (т.е. акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью - п.3 ст.66 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (в ред. от 28 августа 2000 г.)*(6) кредитные организации могут существовать также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п.1.1). Таким образом, инструкция полностью соответствует требованиям закона;
2) кредитная организация может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной Банком России;
3) кредитная организация в качестве своей деятельности осуществляет банковские операции, перечень которых приведен в ст.5 Закона о банках.
Из сказанного следует, что все кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации. В чем же различие между ними? В соответствии со ст.1 Закона о банках банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются ЦБ РФ. Таким образом, конститутивными элементами банка выступают три банковские операции в совокупности: прием депозитов, выдача кредитов и ведение банковских счетов. Можно отметить, что определение банка в российском законодательстве построено на основе определения кредитной организации в европейском банковском праве, однако шире его по числу конститутивных (ключевых) элементов. Отличие банка от небанковской кредитной организации практически состоит лишь в круге выполняемых операций: если банк имеет право совершать все банковские операции, что и составляет существо его деятельности, то небанковская кредитная организация может совершать лишь отдельные операции, сочетание которых строго ограничено.
Очевидно, что различие между банком и сберегательным банком идет не по кругу выполняемых операций, а по кругу тех субъектов, которые выступают их клиентами.
Российское банковское законодательство в своей основе исходит из той посылки, что главной целью банка, ради которой он и создается, является совершение им банковских операций. Как упоминалось выше, перечень таких операций закреплен в соответствующих законах (ст.5 Закона о банках). Анализ соответствующих статей российского закона показывает, что при формулировании их положений за основу был взят перечень банковских операций, содержащийся в Приложении ко Второй банковской директиве Европейских Сообществ от 15 декабря 1989 г. (89/646/ЕЕС)*(7). Этот перечень включает следующие виды банковских операций:
1. Прием депозитов (вкладов) и других средств на возвратной основе от публики.
2. Выдача кредитов, включая:
- потребительский кредит;
- кредит под залог недвижимости;
- финансирование торговых сделок (включая форфейтинг).
3. Финансовый лизинг.
4. Перевод денежных средств.
5. Выпуск и оплата платежных документов (например, кредитных карт, дорожных чеков и платежных поручений).
6. Выдача гарантий и поручительств.
7. Операции, совершаемые за свой счет или за счет клиента:
a) с инструментами валютного рынка (чеками, векселями, депозитными сертификатами и т.д.);
b) по купле-продаже иностранной валюты;
c) с финансовыми фьючерсами и опционами;
d) с процентными ставками и валютообменными курсами;
e) с оборотными ценными бумагами.
8. Эмиссия акций и меры по ее обеспечению.
9. Оказание консультационных услуг предприятиям по структуре капитала, промышленной стратегии, слиянию и приобретению новых предприятий.
10. Брокерские услуги на валютных рынках.
11. Управление портфелем ценных бумаг.
12. Депозитарные услуги и проведение операций с ценными бумагами.
13. Оценка платеже - и кредитоспособности клиентов.
14. Предоставление в аренду сейфов для хранения ценностей и документов.
В целом перечень банковских операций в российском законе соответствует положениям Приложения ко Второй банковской директиве ЕС, и именно это позволяет утверждать, что российские банки действуют на основании принципа "универсального банка", сочетающего классические банковские операции (депозитные, расчетные и т.д.) с операциями на фондовом рынке (торговля ценными бумагами, депозитарные услуги и т.д.). Таким образом, российские банки "по определению являются организациями, ориентированными на универсальность или комплексность деятельности в своей сфере"*(8).
III. Нормативы и стандарты пруденциального регулирования и надзора в российском банковском праве
Ключевым элементом пруденциального банковского регулирования выступает установление экономических нормативов деятельности банков и иных кредитных организаций, позволяющих обеспечить их стабильное и надежное функционирование в интересах государства и вкладчиков. Среди общего числа экономических нормативов наиболее важные - норматив достаточности капитала и норматив крупных кредитных рисков.
Термин "достаточность капитала" (capital adequacy) отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску и выражается в процентном соотношении капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска*(9). В банковском праве выделяются два аспекта достаточности капитала: статический и динамический*(10). Статический аспект предполагает установление фиксированной минимальной величины уставного капитала; динамический аспект представлен формулой, получившей название "коэффициент Кука" и выражающей отношение капитала банка к активам, взвешенным по степени риска*(11).
Норматив крупных кредитных рисков (large exposures) применяется в том случае, когда в деятельности банка возникает сильная концентрация рисков, связанная, например, с широкомасштабным кредитованием одного заемщика или группы аффилированных заемщиков. Этот норматив включает в себя три аспекта:
1) пороговую величину актива, позволяющую характеризовать его как крупный кредитный риск;
2) максимальную величину актива, которую крупный кредитный риск не должен превышать;
3) совокупную величину крупных кредитных рисков.
Европейское банковское право выработало и закрепило вышеупомянутые нормативы в ряде директив Европейских Сообществ. Вторая банковская директива ЕС установила минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации для получения лицензий и ведения банковских операций не менее 5 млн. ЕВРО. Норматив достаточности капитала (коэффициент Кука) закреплен в Директиве от 18 декабря 1989 г. "Об индексе платежеспособности кредитных организаций" (89/647/ЕЕС)*(12). Предельно допустимая величина коэффициента Кука установлена на уровне 8% (ст.10). То есть удельный вес собственных средств (капитала) кредитной организации не может быть менее 8% величины ее активов, взвешенных по степени риска. Директива от 21 декабря 1992 г. "О мониторинге и контроле за крупными кредитными рисками кредитных организаций" (92/121/ЕЕС)*(13) устанавливает следующие положения:
1) крупным кредитным риском признается актив, величина которого равна или превышает 10% размера собственных средств кредитной организации (п.1 ст.3);
2) максимальная величина крупного кредитного риска не должна превышать 25% размера собственных средств кредитной организации (п.1 ст.4; п.5 ст.6);
3) совокупная величина крупных кредитных рисков не должна превышать 800% размера собственных средств кредитной организации (п.3 ст.4).
Какие же нормативы установлены в российском банковском законодательстве? Этот вопрос регулирует Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (в ред. от 13 августа 2001 г.)*(14). Она определяет, что минимальный размер собственных средств (капитала) банка складывается как сумма уставного капитала, фондов банка и нераспределенной прибыли (п.1.1).
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 24 июня 1999 г. N 586-У (в ред. от 26 июня 2001 г.)*(15) установлены следующие требования к минимальному размеру уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимальному размеру собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций:
1) минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, за исключением дочернего банка иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. ЕВРО;
2) минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, за исключением дочерней небанковской кредитной организации иностранного банка, должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. ЕВРО;
3) минимальный размер уставного капитала создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка должен быть не менее суммы, эквивалентной 10 млн. ЕВРО;
4) минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. ЕВРО (п.1).
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (т.е. максимально допустимая величина крупного кредитного риска) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка и не может превышать величины 25% (п.4). Крупным кредитным риском признается актив, превышающий величину 5% собственных средств (капитала) банка. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка. Его предельно допустимое значение устанавливается в размере 800% (п.5).
В Инструкции N 1 минимально допустимое значение достаточности капитала устанавливается в следующих размерах (п.2.2) с 1 января 2000 г.:
А. Для банков с капиталом от 5 млн. ЕВРО и более - 10%
B. Для банков с капиталом менее 5 млн. ЕВРО - 11%.
Инструкция N 1 регулирует деятельность банков как кредитных организаций, однако их особая группа, а именно небанковские кредитные организации, осуществляющие операции по расчетам, были выделены в самостоятельную категорию. Экономические нормативы деятельности этой категории кредитных организаций установлены в Положении ЦБ РФ от 8 сентября 1997 г. N 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации" (в ред. от 1 февраля 1999 г.)*(16). Расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции:
1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
2) осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
В зависимости от функционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также сделки, предусмотренные их уставами, зарегистрированными в порядке, установленном Инструкцией ЦБ РФ N 75-И. НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет (п.1-2).
Установлены следующие пруденциальные нормы деятельности расчетных НКО:
минимальный размер капитала должен быть эквивалентен сумме в 500 тыс. ЕВРО;
норматив достаточности капитала должен соответствовать с 1 января 2000 г. - 10%;
максимальный размер собственных средств НКО, инвестируемых на приобретение долей (акций) одного юридического лица, должен быть не более 5% капитала НКО (п.5).
Расчетным НКО, в уставах которых предусмотрено осуществление деятельности по предоставлению кредитов клиентам - участникам расчетов для обеспечения завершения расчетов по совершенным сделкам, устанавливается обязательный экономический норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков, который не должен превышать 20% капитала НКО (п.6).
Организации инкассации на основании лицензии, выданной Банком России, вправе осуществлять следующую банковскую операцию: инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Данные операции должны осуществляться в соответствии с действующими указаниями Банка России. Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением, главным образом, операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для организаций инкассации не устанавливаются (п.9-10).
В настоящее время Банк России выделил еще одну группу НКО, а именно, небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО). Правовая основа их деятельности заложена в положении ЦБ РФ от 21 сентября 2001 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции"*(17) НДКО вправе осуществлять отдельные банковские операции (п.1.2.1) и сделки (п.1.2.2), сочетания которых предусмотрены в Положении, в валюте РФ и, при наличии соответствующей лицензии, в иностранной валюте.
Банковские операции, совершаемые НДКО, включают:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме. Данную операцию НДКО вправе осуществлять исключительно от своего имени и за свой счет;
4) выдача банковских гарантий.
Банковские сделки, совершаемые НДКО, включают сделки, разрешенные к осуществлению кредитными организациями (в том числе с ценными бумагами) в соответствии со ст.5 Закона о банках и банковской деятельности.
НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции:
1) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
2) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
3) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
5) купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;
6) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
7) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
НДКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом (п.1.4).
В отношении НДКО устанавливаются следующие обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых НДКО, который определяется нормативными актами Банка России;
норматив достаточности собственных средств (капитала) НДКО в размере не менее 15%;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков в размере 25% величины собственных средств (капитала) НДКО;
максимальный размер совокупной суммы крупных кредитных рисков в размере 800% величины собственных средств (капитала) НДКО;
норматив использования собственных средств НДКО для приобретения долей (акций) других юридических лиц - в размере не более 25% величины собственных средств (капитала) НДКО;
максимальный размер собственных средств НДКО, инвестируемых на приобретение долей (акций) одного юридического лица - не более 10% величины собственных средств (капитала) НДКО;
норматив риска собственных вексельных обязательств - в размере не более 100% величины собственных вексельных обязательств от величины собственных средств (капитала) НДКО (п.2.1).
Принцип консолидированного надзора детально разработан в Директиве ЕС от 6 апреля 1992 г. "О надзоре за кредитными организациями на консолидированной основе" (92/30/ЕЕС)*(18), которая заменила директиву с аналогичным названием от 13 июня 1983 г. Новая директива специально делает акцент на двух моментах: во-первых, она включает небанковские финансовые холдинги в орбиту банковского надзора и, во-вторых, устанавливает, что если большая часть операций кредитной организации сосредоточена за пределами государства происхождения, то надзорную функцию должны выполнять компетентные органы того государства, где сосредоточен основной массив таких операций. В соответствии с Директивой ЕС от 6 апреля 1992 г. консолидированный надзор охватывает те банковские группы, в которых материнская компания представлена в виде финансового холдинга, включающего в свой состав в качестве дочерних структур главным образом кредитные или финансовые организации, либо в виде смешанного холдинга, включающего в свой состав по крайней мере одну кредитную организацию в качестве дочерней структуры (ст.1-2). Таким образом, небанковский холдинг с входящими в его состав кредитными организациями в качестве дочерних структур, будет охвачен пруденциальным банковским надзором. В этом смысле консолидированный надзор распространяется не только на кредитную организацию в структуре холдинга, но и на любые другие финансовые институты, в которых кредитная организация имеет долю участия (долей участия признается обладание, прямое или косвенное, 20% и более долей или акций в капитале предприятия). Это обусловлено тем, что система участия затрагивает финансовую надежность и стабильность кредитной организации в случае, когда ее дочерняя структура испытывает финансовые трудности. В такой ситуации только консолидированный надзор помогает предотвратить перекачку ресурсов из кредитной организации в ее неблагополучную дочернюю структуру и тем самым исключить ухудшение показателей ее финансового состояния.
Кредитные и финансовые организации, входящие в структуру холдинга, во главе которого в качестве материнской структуры находится кредитная организация, подлежат консолидированному надзору со стороны органов того государства, на территории которого лицензирована материнская компания. Когда же материнской структурой выступают финансовый или смешанный холдинги, не являющиеся кредитными организациями, то консолидированный надзор за кредитными организациями, выступающими в качестве дочерних структур, будет осуществляться органами тех государств, где они лицензированы (п.1-2 ст.4; п.1 ст.6). Если рассматривать требования Директивы ЕС от 6 апреля 1992 г. в контексте Второй банковской директивы, то сочетание их действия приведет к тому, что компетентным органом, осуществляющим консолидированный надзор, будет являться орган государства происхождения кредитной организации, стоящей во главе банковской группы или входящей в ее структуру"$FDrake R., Rider J. European Financing Laws. London, 1994. P. 9.".
Консолидированный надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России на основании Положения ЦБ РФ от 12 мая 1998 г. N 29-П "О консолидированной отчетности кредитных организаций" (в ред. от 23 мая 2000 г.)*(19). Под консолидированной отчетностью понимается отчетность о состоянии требований и обязательств, собственных средств (чистых активов), финансовых результатов консолидированной (банковской) группы. Консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) консолидированной (банковской) группы (п.1.1-1.2). Консолидированная (банковская) группа (далее по тексту - группа) - это совокупность юридических лиц, включающая головную кредитную организацию и участников группы, связь которых между собой соответствует определенным критериям. Кредитная организация признается головной в составе группы (далее по тексту - головная кредитная организация) в случае, если по отношению хотя бы к одному юридическому лицу она:
1) является основным или преобладающим обществом в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ, и (или)
2) в силу права собственности на акции (доли), приобретенные с целью инвестирования, или в силу договора (в том числе доверительного управления имуществом, агентского договора, договора поручения, договора о совместной деятельности) имеет возможность:
оказывать решающее воздействие на назначение единоличного исполнительного органа организации;
оказывать решающее воздействие на избрание более трети членов коллегиального исполнительного органа и (или) Совета директоров;
определять условия ведения предпринимательской деятельности организации;
осуществлять полномочия исполнительного органа организации;
владеть не менее 5% общего количества голосов, которыми в соответствии с учредительными документами организации принимаются решения на общем собрании учредителей (участников), при условии, что трое наиболее крупных по удельному весу в капитале учредителей (участников), не являющиеся участниками группы, в сумме владеют меньшим количеством голосов и ни одна другая организация, не являющаяся участником группы, или физическое лицо не обладают правами по отношению к участнику группы, из числа вышеперечисленных прав (п.1.3-1.4).
Головная кредитная организация составляет консолидированную отчетность путем включения в состав своего балансового отчета и отчета о прибылях и убытках на соответствующую дату данных об участниках, исходя из метода, определенного в соответствии с Положением. Дополнительно на основе консолидированной отчетности головная кредитная организация рассчитывает собственные средства (чистые активы) группы, а также значения обязательных нормативов и открытых валютных позиций. Отчетность участника включается в состав консолидированного балансового отчета и отчета о прибылях и убытках с использованием одного из трех методов:
1) метода полной консолидации;
2) метода пропорциональной консолидации;
3) метода эквивалентной стоимости.
Выбор метода консолидации, в соответствии с которым отчетность участника включается в консолидированную отчетность, а также расчет разницы стоимости приобретения долей капитала производится головной кредитной организацией, исходя из доли контроля группы в капитале каждого участника, которая определяется как сумма следующих величин:
a) удельный вес голосов в капитале участника, находящихся в собственности головной кредитной организации, в общем количестве голосов;
b) удельный вес голосов в капитале участника, находящихся в собственности других участников, в общем количестве голосов (п.2.1-2.2).
По методу полной консолидации в состав консолидированной отчетности включаются данные участников - кредитных организаций, входящих в состав консолидируемой группы на основе критериев, определенных в Положении. Метод полной консолидации предполагает, что при составлении консолидированного балансового отчета постатейно суммируются активы и пассивы балансов головной кредитной организации и участников, именуемых "консолидируемые" (п.2.9).
Метод пропорциональной консолидации состоит во включении в консолидированный балансовый отчет и консолидированный отчет о прибылях и убытках соответственно активов и пассивов участника аналогично методу полной консолидации, но по величине, прямо пропорциональной доле участия группы в капитале участников. Доля малых учредителей (участников) при пропорциональном методе консолидации не определяется (п.2.10).
Метод консолидации по эквивалентной стоимости состоит в замещении стоимости акций (долей) консолидируемого участника, отраженной в балансовых отчетах головной кредитной организации и (или) других участников, на стоимостную оценку доли участия группы в собственных средствах (чистых активах) консолидируемого участника (п.2.11).
Банковский надзор на основе консолидированной отчетности организуют и осуществляют территориальные учреждения Банка России по местонахождению головной кредитной организации.
Н.Ю. Ерпылева,
кандидат юридических наук, магистр права,
доцент Московской школы социальных и экономических наук
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
"Гражданин и право", N 1, 2, январь, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В России на 1 ноября 2001 г. было зарегистрировано 1322 кредитные организации, в том числе 1281 банк и 41 небанковская кредитная организация.
*(2) СЗ РФ. 1995. N 18. Ст.1593; 2001. N 26. Ст.2585.
*(3) СЗ РФ. 1996. N 6. Ст.492; 2001. N 33 (часть I). Ст.3424.
*(4) Вестник Банка России. 1997. N 23; 2001. N 36.
*(5) Official Journal of European Communities, N L 322, 12.12.1977. P.30-37.
*(6) Вестник Банка России. 1998. N 55; 2000. N 47.
*(7) Official Journal of European Communities, N L 386, 15.12.1989. P. 1-13.
*(8) Банковская система России. Настольная книга банкира. М., 1995. Книга I. С.60.
*(9) См.: Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., 1994. С.297-303.
*(10) Банковская система России. Книга I. С.498-499.
*(11) Eroman {ДК}~=~roman {K} over roman {А sub p}~100%, где
ДК - коэффициент Кука;
К - капитал банка;
Ap - активы, взвешенные с учетом степени риска.
*(12) Official Journal of European Communities, N L 386, 18.22.1989. P.14-22.
*(13) Official Journal of European Communities, N L 29, 21.12.1992. P.1-8.
*(14) Вестник Банка России. 1997. N 66; 2001. N 53.
*(15) Вестник Банка России. 1999. N 38; 2001. N 40.
*(16) Вестник Банка России. 1997. N 59; 1999. N 9.
*(17) Вестник Банка России. 2001. N 60.
*(18) Official Journal of European Communities, N L 110, 06.04.1992. P.52-58.
*(19) Вестник Банка России. 1998. N 33; 2000. N 29.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банковское право России: современные проблемы
Автор
Н.Ю. Ерпылева - кандидат юридических наук, магистр права, доцент Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
"Гражданин и право", 2002, N 1, 2