В Ростовской области создается
региональная модель ювенальной юстиции
В соответствии с Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., утвердившим Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей ("Национальный план действий в интересах детей"), в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. Необходимость создания в нашей стране ювенальной юстиции обусловлена обязательствами, которые взяла на себя Россия по исполнению норм международного права в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ. Российское законодательство, в том числе в отношении несовершеннолетних, приводится в соответствие не только с нашей Конституцией РФ, но и с принципами и нормами международного права и международными договорами.
Сегодня возможно применение норм международного права, которые стали частью правовой системы России. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, начинается с обеспечения прав и свобод несовершеннолетних граждан.
Пленум Верховного Суда РФ 14 февраля 2000 г. принял постановление "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", рекомендовав в судебной деятельности непосредственно применять международно-правовые стандарты и нормы, касающиеся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, профилактики их правонарушений, мер по обеспечению интересов несовершеннолетних и защите их прав. Особо подчеркнута необходимость специализации правосудия в отношении несовершеннолетних.
На страницах "Российской юстиции" идет очень интересная дискуссия о дальнейших путях развития судебной реформы, создании специализированных судов, перспективах ювенальной юстиции в России (Меркушов А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних (2000. N 6); Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы (2000. N 7); Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних (2000. N 10); Миронов О. Путь демократии, законности, уважения и защиты человека - правильный путь. Материалы V Всероссийского съезда судей (2001. N 3).
Среди ученых и юристов-практиков нет единства в понимании того, что собой представляет такой институт, как ювенальная юстиция, которую зачастую связывают только со специализированными судебными органами, предназначенными для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.
В более широком, социальном диапазоне система правосудия в отношении несовершеннолетних представляется как система защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные службы правоохранительных органов, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественные правозащитные организации. Такая система правосудия требует постепенного изменения действующего законодательства, определения объема дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Безусловно, соответствующие изменения должны быть внесены и в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность различных ведомств как уже функционирующих, так и тех, которые будут в перспективе создаваться. Как известно, в апреле 2000 г. на парламентских слушаниях в Государственной Думе обсуждались проекты "Основ законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации" и федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации".
Специализированные судебные органы являются лишь элементом системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Наиболее близка мне следующая точка зрения: ювенальная юстиция - это особая система правосудия, в которой центральное звено - специализированный суд - тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после вынесения судебного решения. Главное - на всех этапах правосудия обеспечить защиту прав несовершеннолетнего.
Сегодня мы можем ввести специализацию судей по делам несовершеннолетних, организовать их обучение и повышение квалификации не только по вопросам ювенального права, но и педагогики, психологии, психиатрии, социологии; к участию в рассмотрении дел в судах привлекать специалистов органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в нашей стране они выполняют функции "социальных служб").
Существующая правовая база судопроизводства в отношении несовершеннолетних позволяет нам напрямую руководствоваться международными стандартами. Это, прежде всего, глава 32 действующего УПК, регламентирующая обязательное исследование личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления. Она также определяет вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении приговора несовершеннолетнему, условия освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст.8, 402 УПК) и освобождения от наказания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ст.402 УПК), участия в судебном разбирательстве представителей предприятий, учреждений, организаций.
Уголовный кодекс РФ значительно расширил возможности применения к несовершеннолетним гуманных, в большей степени реабилитационных, мер воздействия, учитывающих не только тяжесть правонарушения и обстоятельства его совершения, но и социальное положение несовершеннолетнего. Введен новый институт "возрастной невменяемости" (ч.3 ст.20 УК РФ).
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", вступивший в силу с 30 июня 1999 г., определил правовые основы проведения профилактической работы с несовершеннолетними, например, освобожденными судом от уголовной ответственности и наказания в соответствии со ст.8 УПК РСФСР, ч.3 ст.20 УК РФ, условно осужденными и др. Этим же Законом определен судебный порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, Центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
Судья, специализирующийся на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, должен владеть информацией обо всех социальных службах для несовершеннолетних, знать специфику их деятельности, а также объем предоставляемых ими социальных услуг. Ведь именно этим службам предстоит проводить с несовершеннолетним, его родителями (лицами, их заменяющими) индивидуальную профилактическую работу после вынесения судебного решения.
Суд по делам несовершеннолетних осуществляет контроль за надлежащим исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, например, за работой комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел. Он должен своевременно реагировать на упущения в их работе - выносить частные определения.
Считаю, что необходимо тщательно изучать опыт судопроизводства по делам несовершеннолетних - как отечественный, так и зарубежный. Известно, что система судов по делам несовершеннолетних в России сложилась в начале XX в. Мировой судья осуществлял функции судьи по делам несовершеннолетних, активно привлекал к работе различные благотворительные общества и попечительские службы, акцент в работе делался на помощь подростку.
Во многих зарубежных странах накоплен богатый опыт работы специализированных судов и социальных служб для несовершеннолетних, достаточно эффективно защищающих их права и интересы. Можно использовать этот опыт в процессе реализации проекта программы развития ООН "Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних" (ПРООН).
В 2000 году в Ростовской области побывала делегация Представительства ПРООН в Российской Федерации, которая познакомилась с организацией работы судов, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, прокуратуры, правоохранительных органов и органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Она сделала вывод о том, что названные службы готовы к работе в системе ювенальной юстиции. Было заключено "Соглашение о сотрудничестве" между Ростовским областным судом, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и Представительством программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации".
После Москвы и Санкт-Петербурга, в которых проекты ПРООН осуществляются уже несколько лет, Ростовская область стала третьим регионом России, к сотрудничеству с которым приступило Представительство ПРООН. Впервые в соглашении по проекту ПРООН участвует Судебный департамент. Цель проекта - познакомить работников судебной системы, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних с механизмом осуществления правосудия, соответствующим международным стандартам в этой области, а также с накопленным отечественным и зарубежным опытом.
Согласно данному проекту с 1 января 2001 г. в районных судах г.Ростова-на-Дону, помимо существующей специализации федеральных судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних, введены новые должности - социальные работники при судах. Их задача - оказание помощи судье в исследовании личности несовершеннолетнего, изучении его психологических особенностей, социальной и воспитательной среды, причин и условий совершения преступления, подготовке предложений по мерам воздействия и реабилитации. Деятельность социальных работников финансово поддержана ПРООН. Для наблюдения за ходом реализации проекта и его поддержки при Ростовском областном суде создан координационный Совет.
Судья при рассмотрении дела о преступлении несовершеннолетнего не ограничивается только вынесением судебного решения, но и принимает меры по выявлению причин преступления, их устранению, оказанию необходимой помощи подростку. Доклады социальных работников о результатах социального обследования и личности несовершеннолетнего оказывают судье незаменимую помощь в судебном разбирательстве.
Социальный работник взаимодействует с органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при решении конкретных проблем подростка, оказавшегося в конфликте с законом (по продолжению обучения, трудоустройству, разрешению конфликтных ситуаций в семье и т.п.). Многие подростки нуждались в психологической помощи, оказание которой было организовано социальными работниками при судах на базе Ростовского областного центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Министерства общего и профессионального образования области, Психологического центра управления образования г.Ростова-на-Дону.
В необходимых случаях для индивидуальной профилактической работы с семьями, социальное положение которых было неблагополучно, социальные работники при суде привлекали специалистов органов социальной защиты. Контроль за поведением подростка осуществляется судом с помощью социального работника при суде и после вынесения судебного решения. Случаев повторного совершения правонарушений подростками, прошедшими через новую процедуру судопроизводства, не зарегистрировано. Об эффективности проекта свидетельствует и статистика, например, за 6 месяцев 2001 года в г.Ростове-на-Дону отмечено снижение показателей преступности несовершеннолетних.
В реализации проекта ПРООН и в создании региональной модели ювенальной юстиции активное участие принимают различные общественные правозащитные организации. К их работе на общественных началах привлекаются добровольцы-волонтеры (например, студенты - будущие юристы, педагоги, психологи). В ходе реализации проекта ПРООН в Ростове-на-Дону в первом полугодии 2001 г. по инициативе координационного Совета создана и действует специализированная юридическая консультация адвокатов "Ювенал".
Заключены договоры с Ростовским госуниверситетом о сотрудничестве: введена специализация студентов по проблемам ювенальной юстиции, организовано прохождение ими практики в судах. В наших дальнейших планах - организация бесплатной юридической помощи несовершеннолетним на базе судов по типу существующих в некоторых регионах России и за рубежом "юридических клиник" с участием специалистов вузов и студентов.
В 2001 году по инициативе областного суда, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области и прокуратуры области проведена серия рабочих совещаний с судьями, работниками следственных органов, прокуратуры, органов и учреждений системы профилактики, средств массовой информации по разъяснению положений международных норм в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
При поддержке ПРООН и Института "Открытое общество" областным судом проведены три конференции: в феврале 2001 г. - с участием ведущих юристов-ученых, а также судей и социальных работников г.Санкт-Петербурга (по обмену опытом); в апреле 2001 г. - Международный научно-практический семинар "Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт" (с участием специалистов по ювенальной юстиции Франции и Швейцарии); в сентябре 2001 г. - симпозиум "Ювенальная юстиция: мультидисциплинарный подход" в рамках 3-й Международной конференции "Серийные убийства и социальная агрессия: что ожидает нас в XXI веке?", в котором приняла участие делегация Саратовской области (там в 2001 году началась реализация аналогичного проекта ПРООН).
Полученный за не столь продолжительный период опыт реализации проекта ПРООН позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Прежде всего, определены региональные минимальные стандарты показателей качества жизни детей, в первую очередь детей, оказавшихся в конфликте с законом, а также выработаны рекомендации по оптимальному взаимодействию различных социально-профилактических служб как между собой, так и с судом в отношении несовершеннолетних, преступивших закон.
Последнее обстоятельство особенно важно в связи с подготовкой Законодательным собранием Ростовской области проекта областного закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Ростовской области". В составе рабочей группы по его подготовке участвуют представители областного суда и Управления Судебного департамента.
Представляется, что социальный работник при суде - это работник органов судебной власти, а именно - исполнительного органа судебной власти - Судебного департамента. Введение этой должности во всех судах позволило бы обеспечить судам надлежащее исполнение рекомендаций Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
При соответствующей поддержке Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ Ростовский областной суд готов в порядке эксперимента ввести во всех судах области должности социальных работников (организационно включив их в структуру Судебного департамента). Предлагаем также на базе Ростовской области создать Центр поддержки судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции.
Восстанавливая наш отечественный дореволюционный опыт деятельности мировых судей по делам несовершеннолетних, предлагаем передать из районных судов мировым судьям рассмотрение материалов, направляемых в суды в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; для их рассмотрения можно было бы выделить специализированного мирового ювенального судью.
В. Ткачев,
председатель Ростовского областного суда
"Российская юстиция", N 2, февраль 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции
Автор
В. Ткачев - председатель Ростовского областного суда
"Российская юстиция", 2002, N 2, стр.25