Расследование и учет профессиональных заболеваний
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает, что обеспечение по страхованию - это страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком (причинителем вреда) застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом. Право застрахованного на обеспечение по страхованию возникает со дня страхового случая, а лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат. Поясним сказанное примерами.
1. Застрахованный погиб 20 мая 1998 г. После его смерти остались трехлетний сын и жена, которая работала и на иждивении погибшего не была. Работу в связи с необходимостью ухода за малолетним сыном она оставила 11 августа 1998 г. и обратилась за получением страховых выплат. Платежи на сына должны производиться с 20 мая 1998 г. (день смерти застрахованного), а на жену - с 10 августа 1998 г. (день оставления работы).
2. После смерти застрахованного 14 октября 2000 г. остались сын пяти лет и жена, которая не работала и ухаживала за ребенком. Обеспечение по страхованию было определено на двоих - жену и ребенка. 30 декабря 2000 г. родился второй ребенок, который приобретает право на получение страховых выплат не со дня смерти застрахованного, а со дня рождения - 30 декабря 2000 г.
Для того, чтобы определить размер страховых выплат, необходимо установить процент утраты застрахованным трудоспособности, а также его средний заработок. Определение степени длительной или постоянной утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, причин и группы инвалидности, времени ее наступления, а также нуждаемости в дополнительных видах обеспечения по страхованию в виде оплаты расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию производится учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Что же касается определения среднего заработка потерпевшего, то вопрос здесь гораздо сложнее.
По общему правилу, средний заработок застрахованного подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору потерпевшего), на 12. При профессиональном заболевании допускается вести отсчет 12 последних месяцев работы также за срок перед прекращением работы, повлекшей такое заболевание. Это третья точка отсчета, помимо первых двух для определения периода, равного 12 последним месяцам работы.
Данное правило введено не случайно. Профессиональное заболевание нередко приводит к утрате трудоспособности не сразу, а через некоторое время, порой довольно длительное, в течение которого заболевание постепенно прогрессирует. В этот период заболевший часто выполняет другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, но заработок по которой нередко ниже прежнего.
Как уже говорилось, право на возмещение вреда возникает у потерпевшего со дня страхового случая, т.е. со дня подтверждения в установленном порядке факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 с последующими изменениями. Оно устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (индивидуальные предприниматели).
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией.
Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При повреждении здоровья в результате несчастного случая, происшедшего при указанных выше обстоятельствах, вопросы возмещения вреда решаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.
Приказом Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 405 утверждена Инструкция по применению Списка профессиональных заболеваний"*(1). Инструкция, в частности, предусматривает, что Список профессиональных заболеваний в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний утверждено постановлением Правительства РФ 15 декабря 2000 г. N 967*(2) (далее - Положение). Оно предусматривает как порядок установления наличия профессионального заболевания, так и порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания. В первом случае, при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание, и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения РФ.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.
Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) - и составляет медицинское заключение.
При установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок направляется в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который в 2-недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.
Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение.
Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.
Установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) - может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Минздрава России.
Во втором случае факт установления профессионального заболевания у работника обязывает страхователя расследовать обстоятельства и причины заболевания. Порядок расследования подробно регламентирован ст.19-29 Положения.
По результатам расследования, комиссия, образованная работодателем (страхователем), составляет акт о случае профессионального заболевания по утвержденной форме в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.
В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов. Вустановлении факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах). Напомним, что размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25% (ст.14 Федерального закона от 24 июля 1998 г.).
В Федеральном законе особо предусмотрено, что размер ежемесячных страховых выплат, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного. Не могут быть уменьшены размеры единовременной страховой выплаты. Не подлежат уменьшению предусмотренные законом возмещения дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных.
Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания. Если организация ликвидируется, акт передается для хранения в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Профессиональное заболевание учитывается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.
Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения РФ, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом.
Лица, виновные в нарушении Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Минздрава России от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в РФ"*(3) утверждены формы ряда документов, необходимость которых для борьбы с профзаболеваниями и наведением порядка в этом деле - очевидна. Формы документов даны в качестве приложений к данному приказу.
Приложение N 1 - это форма извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления).
Извещения по установленной форме заполняются во врачебных здравпунктах, амбулаториях, поликлиниках, диспансерах, медсанчастях, стационарах всех типов, центрах профпатологии, клиниках или отделах профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля, учреждениях судебно-медицинской экспертизы.
Извещение направляется в течение суток с даты установления: предварительного диагноза острого профессионального заболевания или отравления (в том числе группового с числом пострадавших 2 человека и более) или острого профессионального заболевания (отравления) со смертельным исходом; заболевания особо опасными инфекциями при подозрении на профессиональный характер (сибирская язва, чума, холера, дифтерия, туберкулез, гепатит, бруцеллез, бешенство, ВИЧ-инфекция, др.) - в центр госсанэпиднадзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло острое профессиональное заболевание (отравление), а также работодателю.
В случае острых профессиональных заболеваний (отравлений), при которых одновременно заболело (пострадало) 2 человека и более, извещение составляется на каждого больного.
Помимо направления извещения, руководитель учреждения здравоохранения, в котором выявлено или имеется подозрение на острое профзаболевание (отравление), обязан в течение суток известить об этом (по телефону, электронной почтой и др.) центр госсанэпиднадзора и работодателя.
В извещении указываются предварительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления), факторы и причины, вызвавшие заболевание (отравление).
Приложение N 2 - санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления). В этом документе детально описываются условия труда на данном участке, выполняемые технологические операции, профмаршрут, стаж работы, состав и рецептура применяемых веществ с указанием ГОСТов, технических условий, характеристика режимов труда и отдыха, содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ по классу опасности и так далее. Затем дается характеристика по каждому вредному фактору и по каждому присваивается класс условий труда, чтобы затем вывести общую оценку условий труда с учетом комбинированного или сочетанного воздействия всех вредных факторов. Таким образом дается более объективная оценка условий труда для связи заболевания с профессией.
Приложение N 3 - форма извещения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнении или отмене. Учреждение здравоохранения, установившее такой диагноз, в 3-дневный срок направляет в центр госсанэпиднадзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного, извещение, в котором указывается заключительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления), наименование установленных или предполагаемых вредных производственных факторов и причин, вызвавших заболевание.
При получении извещения об установлении данного диагноза центр госсанэпиднадзора информирует территориального государственного инспектора труда.
Приложением N 4 утвержден журнал учета профессиональных заболеваний. Если документы утеряны и нужно восстановить справку об установлении профзаболевания, то, поскольку журнал имеет те же графы, что и акт расследования профзаболевания, на его основе можно помочь больному восстановить документ, без которого Фонд социального страхования не вправе назначить ему страховые выплаты.
Приложением N 5 утверждена карта учета профессиональных заболеваний. Эта учетно-отчетная форма является основой для кодирования при подготовке статистической отчетности по профзаболеваемости в целом по России, по территориям и отраслям.
Приложение N 6 - Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967.
Остановимся на этом документе подробно. Инструкция разъясняет Положение о расследовании профзаболеваний и способствует его правильному применению на практике. Она обязательна для всех лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности.
Инструкция предусматривает, что расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией на основании приказа, издаваемого работодателем, с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза:
незамедлительно (группового, со смертельным исходом, особо опасными инфекциями);
в течение 24 часов - предварительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления);
в течение 10 суток - хронического профессионального заболевания (отравления).
В ходе расследования комиссия выявляет обстоятельства и причины возникновения случая. По результатам расследования специалист (специалисты) центра госсанэпиднадзора составляют санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.
В 3-дневный срок по истечении срока расследования комиссия составляет акт.
В случае несогласия работодателя (его представителя, пострадавшего работника) с содержанием акта о случае профессионального заболевания (отравления) и отказа от подписи он (они) вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к акту, а также направить апелляцию в вышестоящее по подчиненности учреждение госсанэпидслужбы.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. представитель страховщика имеет право участвовать в расследовании страховых случаев (подп.2 п.1 ст.18). К сожалению, эта норма не нашла отражения ни в Положении о расследовании и учете профзаболеваний, ни в Инструкции о порядке применения этого Положения. Необходимо учитывать, что Федеральный закон от 24 июля 1998 г. - есть акт прямого действия и его нормы обязательны для Правительства РФ, определяющего условия и порядок расследования несчастных случаев на производстве.
И поэтому, вне зависимости от того, предусмотрено ли в Положении право представителей Фонда социального страхования участвовать в расследовании страховых несчастных случаев или не предусмотрено, требование Фонда о включении его представителя в комиссию по расследованию для работодателя является безусловным и должно быть исполнено.
Помимо этого, следует учитывать, что страховщик имеет и иные возможности защитить свои интересы при расследовании любого страхового случая. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусматривает"*(4), что страховщик имеет право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая.
Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является установление обоснованности и правомерности признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при их расследовании в установленном порядке страховым случаем, влекущим возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Вопрос о проведении представителями страховщика экспертизы несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в установленном порядке решается в каждом конкретном случае исполнительным органом Фонда социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ. Руководитель исполнительного органа Фонда, получивший сообщение о несчастном случае на производстве или о профессиональном заболевании по установленной Фондом форме, принимает решение о направлении своего представителя на предприятие, где произошел несчастный случай или профессиональное заболевание, с целью выяснения обстоятельств случившегося и участия в расследовании по согласованию с председателем комиссии по расследованию несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
При возникновении разногласий между представителем исполнительного органа Фонда и страхователем или комиссией, проводившей расследование несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в части признания их страховыми случаями, экспертизу несчастного случая на производстве или профессионального заболевания проводит страховщик в соответствии со ст.11 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ. В этом случае экспертиза проводится на основании материалов расследования при взаимодействии с Федеральной инспекцией труда (по согласованию).
Если представитель страховщика не участвовал в расследовании, то при получении материалов расследования руководитель исполнительного органа Фонда рассматривает их с точки зрения признания случая страховым или принятия решения о назначении экспертизы наступления страхового случая.
Проведение экспертизы может осуществляться при взаимодействии с государственной инспекцией труда субъекта РФ, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также с иными уполномоченными застрахованными органами.
Напоминаем, что профессиональное заболевание является страховым случаем, который может подлежать экспертизе со стороны страховщика, результатом который возможна отмена установленного при расследовании диагноза, если для его подтверждения объективных данных нет.
И последнее. Практика показывает, что при расчете размера возмещения вреда много проблем возникло с установлением даты острого или хронического профессионального заболевания. Размер возмещения вреда непосредственно зависит, какую точку отсчета выберет потерпевший при подсчете своего среднего заработка.
В отличие от даты несчастного случая, дату профзаболевания часто установить очень трудно. В письме Фонда социального страхования РФ от 25 апреля 2000 г. N 02-18/07-2804 на вопрос, что считается днем причинения вреда при профессиональных заболеваниях, был дан следующий ответ: "Датой причинения вреда может считаться либо дата выявления профессионального заболевания, либо дата составления акта расследования профессионального заболевания, если момент заболевания установить не представляется возможным".
Бесспорно, что на практике руководствоваться таким разъяснением невозможно.
Сегодня вопрос снят. Инструкция, утвержденная приказом Минздрава России от 28 мая 2001 г. N 176, разъяснила, что датой установления острого или хронического профессионального заболевания (отравления) следует считать дату установления заключительного диагноза учреждением здравоохранения (приложение N 3 к указанному приказу). Решение вопроса о порядке установления даты причинения вреда при профессиональном заболевании позволит точно и объективно решать вопросы при назначении потерпевшему страхового возмещения.
Ю.Н. Коршунов,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист РСФСР
"Гражданин и право", N 2, февраль 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Бюллетень Минтруда России. 1997. N 2.
*(2) См.: СЗ РФ. 2000. N 52. Ст.5149.
*(3) См.: Бюллетень Минтруда России. 2001. N 8.
*(4) См. также письмо Фонда социального страхования РФ от 29 января 2001 г. N 02-18/07-659.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расследование и учет профессиональных заболеваний
Авторы
Ю.Н. Коршунов - кандидат юридических наук, заслуженный юрист РСФСР
"Гражданин и право", 2002, N 2