Что является единицей учета ценных бумаг? Допустимо ли при определении налоговых обязательств по операциям, связанным с реализацией ценных бумаг, применять метод определения себестоимости каждой ценной бумаги?
Согласно п.9 ст.280 НК РФ при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
1) по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
2) по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Действующие правила учета ценных бумаг допускают применение методов ФИФО и ЛИФО только по аналогичным ценным бумагам (п.2 и 3 Приложения к Правилам отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 27 ноября 1997 г. N 40). Для целей налогового учета аналогичными следует считать ценные бумаги, к которым применима одна рыночная котировка. Под котировкой в НК РФ понимается средневзвешенная цена бумаг. Вместе с тем на рынке ценных бумаг средневзвешенной считается цена одной ценной бумаги определенного эмитента, вида, категории (типа) или финансового инструмента, определяемая как результат от деления общей суммы всех сделок с указанной ценной бумагой или финансовым инструментом, совершенных через организатора торговли за определенный период времени, на общее количество ценных бумаг или иных финансовых инструментов по указанным сделкам.
Следовательно, при совершении операций с ценными бумагами налогоплательщик должен вести их учет:
1) по каждому эмитенту;
2) в разрезе ценных бумаг данного эмитента - по каждому виду ценных бумаг (виды ценных бумаг перечислены в ст.143 ГК РФ);
3) в разрезе каждого вида ценных бумаг - по каждой их категории (под категорией понимается индивидуальный признак ценной бумаги данного вида, который влияет на изменение рыночной котировки, акции, в частности, делятся по категориям на привилегированные и непривилегированные, по уровню доходности; векселя могут делиться на категории, например, в зависимости от суммы обязательства и срока погашения; облигации - в зависимости от уровня доходности, даты выпуска). При определении того, что считать категорией ценной бумаги, следует руководствоваться данными, которые публикуют организаторы торговли. В соответствии с п.7.4 Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16 ноября 1998 г. N 49, по завершении каждого торгового дня фондовая биржа должна публиковать средневзвешенную цену ценных бумаг эмитента, определенного вида, категории (типа) или финансового инструмента.
Таким образом, при совершении операций с ценными бумагами налогоплательщик обязан применять метод ФИФО (ЛИФО) только в том случае, если у него имеется не менее двух ценных бумаг одного эмитента, одного вида и одной категории.
В том случае, если эмитент обладает одной ценной бумагой данного эмитента, данного вида и данной категории, то следует применять индивидуальную себестоимость.
А.И. Сотов,
главный юрисконсульт фирмы "ФБК", канд. юрид. наук
1 марта 2002 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 3, март 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru