Правовое регулирование
обращения неэмиссионных ценных бумаг
Классификация ценных бумаг на эмиссионные и неэмиссионные приобрела свою актуальность в связи с принятием Федерального закона от 20 марта 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ)*(1), который закрепил понятие эмиссионной ценной бумаги. В соответствии со ст.2 указанного закона под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом о РЦБ формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Ознакомление с приведенным определением сразу наталкивает на мысль о существовании в обороте ценных бумаг, которые не отвечают указанным в нем признакам и, следовательно, не могут быть отнесены к эмиссионным ценным бумагам. К неэмиссионным ценным бумагам можно отнести простые и переводные векселя, чеки, коносаменты, закладные ценные бумаги, сберегательные и депозитные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя и др.
Следует отметить, что выпуск (точнее, выдача) различных видов неэмиссионных ценных бумаг, их обращение - не такие уж редкие явления на рынке ценных бумаг. А раз фактически уже существуют общественные отношения по поводу этих ценных бумаг, возникает закономерный вопрос о правовом регулировании деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствующем секторе. Поэтому представляется целесообразным хотя бы кратко охарактеризовать состав нормативных актов, призванных урегулировать порядок и условия выдачи неэмиссионных ценных бумаг. Эти отношения регулируются нормами специального законодательства: выдача векселей - Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе"*(2); складских свидетельств, чеков, сберегательных книжек на предъявителя - Гражданским кодексом (ст.912-917; §5 главы 46; ст.843 ГК РФ); депозитных (сберегательных) сертификатов - ст.844 ГК и нормативами Центрального банка РФ*(3).
Очевидным является то, что выпуск этих ценных бумаг не подпадает под правовое регулирование Закона о РЦБ, на что указывает и ряд положений последнего. Так, в соответствии со ст.1 в предмет его правового регулирования входят лишь отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, признаки которых приведены выше.
Необходимо еще раз обратить внимание на то, что одним из основных правовых последствий наличия специального регулирования выдачи неэмиссионных ценных бумаг является основанное на природе этих ценных бумаг отсутствие необходимости соблюдения установленной Законом о РЦБ процедуры эмиссии. Иное положение вещей, несомненно, привело бы к необоснованному затруднению обращения неэмиссионных ценных бумаг и к подрыву их правовой сущности. Так, вексель может быть выдан любым лицом, а необходимость получения для этого каких-либо разрешений или лицензий просто отрицательно повлияла бы на использование векселя в качестве так называемого долгового инструмента (долговой ценной бумаги). И хотя выдачу отдельных неэмиссионных ценных бумаг (например, сберегательных книжек на предъявителя, складских свидетельств) могут осуществлять лишь субъекты, обладающие разрешением (лицензией) на осуществление определенной деятельности, нет необходимости получать специальную лицензию на выдачу соответствующих ценных бумаг.
Все эти рассуждения касаются лишь одного, "стартового" этапа обращения ценных бумаг - выдачи (выпуска), но основным свойством ценных бумаг является их передаваемость. А это свойство, в свою очередь, предопределяет существование любого рынка, в том числе рынка ценных бумаг.
Заметим, что оборот неэмиссионных ценных бумаг регулируется, по сути, теми же актами, что и их выдача, поэтому повторное упоминание этих нормативных актов в связи с определением порядка и условий обращения неэмиссионных ценных бумаг представляется нецелесообразным. Ведь существует гораздо более дискуссионная проблема деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, работающих в его неэмиссионном секторе, в частности, лицензирование этой деятельности. Проблема здесь возникает в связи с тем, что многие профессиональные участники рынка ценных бумаг довольно часто выступают субъектами общественных отношений, складывающихся при осуществлении операций с неэмиссионными ценными бумагами. В связи с этим могут возникнуть вопросы: какие операции с неэмиссионными ценными бумагами вправе осуществлять профессиональные участники рынка ценных бумаг; на операции с какими ценными бумагами должны выдаваться соответствующие разрешения; нужна ли лицензия, например, брокера, если данное лицо работает только на вексельном рынке (то есть на рынке неэмиссионных ценных бумаг), но не осуществляет операций с эмиссионными ценными бумагами.
В юридической литературе высказывалось мнение, отрицающее возможность осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг любых операций с неэмиссионными ценными бумагами. Так, В.К. Андреев высказывался по этому поводу следующим образом: "Возникает вопрос, могут ли : профессиональные участники рынка ценных бумаг заниматься иной деятельностью, помимо эмиссионных ценных бумаг, акций и облигаций, например, связанной с векселями. Несмотря на то, что в разделе II анализируемого Федерального закона (Закон о РЦБ. - А.Л.) говорится о ценных бумагах вообще, а не эмиссионных, на этот вопрос следует ответить отрицательно. Как вытекает из контекста Федерального закона, участники рынка ценных бумаг вправе заниматься только с акциями и облигациями"*(4).
Однако представляется, что из контекста Закона о РЦБ вытекает как раз противоположное. И в этой связи прежде всего хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что уже в самом Законе о РЦБ содержатся нормы, фактически предусматривающие возможность осуществления операций профессиональных участников рынка ценных бумаг не только с ценными бумагами, прошедшими процедуру эмиссии (ч.2 ст.14 Закона о РЦБ), но и с "иными финансовыми инструментами" (ч.4 ст.14 Закона о РЦБ). Речь идет о нормах, регулирующих деятельность фондовых бирж (глава 3 Закона о РЦБ).
Фондовой биржей является созданный в форме некоммерческого партнерства профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (то есть деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между членами биржи) и не совмещающий эту деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств (ч.1, 2 ст.11 Закона о РЦБ). Причем ключевым моментом здесь является то, что фондовая биржа осуществляет деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, а следовательно, является в понимании Закона о РЦБ организатором торговли на этом рынке (ч.2 ст.9 Закона о РЦБ). Этот профессиональный участник рынка ценных бумаг в соответствии с ч.5 ст.13 Закона о РЦБ самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, среди которых могут быть как ценные бумаги, прошедшие в процессе размещения и обращения предусмотренную Законом о РЦБ процедуру эмиссии, так и иные финансовые инструменты. Представляется, что к "иным финансовым инструментам" как раз можно отнести неэмиссионные ценные бумаги. И если возможность допуска к обращению на бирже "иных финансовых инструментов" соотнести с нормами Закона о РЦБ, определяющими то, кто именно управомочен участвовать в этом обращении (см. ч.3 ст.11 Закона о РЦБ) (членами биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг), то можно обнаружить, что в соответствии с Законом о РЦБ любое лицо, обладающее правом осуществлять деятельность, указанную в главе 2 Закона о РЦБ, может участвовать в организованных на бирже гражданско-правовых сделках с неэмиссионными ценными бумагами ("иными финансовыми инструментами"). Хотя справедливости ради надо отметить, что такая возможность для некоторых видов профессиональной деятельности все же может быть ограничена Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ). Речь идет, например, о доверительном управлении ценными бумагами.
Таким образом, отрицание возможности осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг операций по поводу неэмиссионных ценных бумаг не соответствует, по крайней мере, Закону о РЦБ. Оно противоречит и практике нормотворчества ФКЦБ. Такое отрицание если и не направлено на ограничение сферы компетенции ФКЦБ (а именно к этому оно и ведет), то имеет целью направление деятельности Федеральной комиссии на сужение легального рынка ценных бумаг границами рынка акций и облигаций. Ведь если придерживаться критикуемого мнения, то получается, что и лицензии ФКЦБ профессиональным участникам рынка ценных бумаг должны выдаваться (и выдаются) на осуществление той или иной деятельности лишь с эмиссионными ценными бумагами (акциями и облигациями), и осуществление ими профессиональной деятельности, например, по депозиту неэмиссионных ценных бумаг, является незаконным, так как осуществляется ими без соответствующей лицензии ФКЦБ (лицензия, выданная им, предоставляет лишь право заниматься депозитарной деятельностью с эмиссионными ценными бумагами).
Итак, анализ положений Закона о РЦБ, практики и нормотворчества ФКЦБ позволяет говорить о том, что точка зрения, сужающая рынок ценных бумаг рамками его эмиссионного сектора, не соответствует действительному положению вещей, и профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять, по крайней мере, отдельные виды соответствующей профессиональной деятельности в неэмиссионном секторе рынка. Однако следует отметить, что ФКЦБ в рамках правового регулирования отдельных видов деятельности имеет полномочия на исключение неэмиссионных ценных бумаг из круга объектов, по поводу которых может осуществляться тот или иной вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Представляется целесообразным рассмотреть виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые могут практиковаться в его неэмиссионном секторе.
Закон о РЦБ указывает на возможность осуществления на рынке ценных бумаг следующих видов профессиональной деятельности: брокерская (ст.3); дилерская (ст.4); деятельность по управлению ценными бумагами (ст.5); клиринг (ст.6); депозитарная (ст.7); деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст.8); деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст.9 Закона о РЦБ).
Есть необходимость проанализировать возможность осуществления деятельности, связанной с участием в обращении неэмиссионных ценных бумаг, в рамках каждого из перечисленных видов. Однако следует сразу отметить, что вопрос о возможности или невозможности использования неэмиссионных ценных бумаг при осуществлении операций в рамках той или иной деятельности более или менее однозначно решен лишь для депозитарной деятельности, деятельности регистратора и деятельности доверительного управляющего, поэтому будет логичным начать анализ нормативной базы именно с этих видов профессиональной деятельности.
Депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг регулируется ст.7 Закона о РЦБ, однако из содержания этой статьи нельзя сделать однозначного вывода о возможности осуществления этого вида профессиональной деятельности по поводу неэмиссионных ценных бумаг (в указанной статье речь идет о ценных бумагах вообще), поэтому целесообразно обратиться к нормам правовых актов ФКЦБ, регулирующих эту деятельность, в частности - к Постановлению ФКЦБ от 16 октября 1997 года N 36 "Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации"*(5) (далее - Положение от 16 октября 1997 года), которые регулируют депозитарную деятельность по всем видам ценных бумаг - как эмиссионным, так и неэмиссионным. В пункте 2.10 этого Положения прямо указывается, что объектами депозитарной деятельности могут быть не только эмиссионные, но и неэмиссионные ценные бумаги, выпущенные с соблюдением установленных законодательством формы и порядка. Осуществляя правовую регламентацию депозитарной деятельности, определяя условия ее осуществления и регламентируя общие правила ведения депозитарного учета, Положение от 16 октября 1997 года не выделяет каких-либо особых норм только для эмиссионных или только для неэмиссионных ценных бумаг. И, что не менее важно, в анализируемом нормативном акте нет никакого упоминания о необходимости получения специальной лицензии для осуществления этой деятельности, например с неэмиссионными ценными бумагами.
Однако отсутствие необходимости получения специальной лицензии на осуществление данного вида профессиональной деятельности с неэмиссионными ценными бумагами не свидетельствует вообще о необязательности получения лицензии в случае, если данное лицо осуществляет депозит только неэмиссионных ценных бумаг, так как последнее не является основанием для вывода этих отношений из сферы правового регулирования Закона о РЦБ, а следовательно, и нормативных актов ФКЦБ, что указывает на необходимость соблюдения норм о лицензировании соответствующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Сказанное относится ко всем видам профессиональной деятельности, которые могут осуществляться в неэмиссионном секторе рынка ценных бумаг.
Доверительное управление ценными бумагами. Статья 5 Закона о РЦБ прямо не указывает на неэмиссионные ценные бумаги как на объект доверительного управления, но и не исключает этого. В настоящее время основания, условия и порядок осуществления профессиональными участниками рынка ценных бумаг доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги регулируются Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 года N 37 "Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги"*(6) (далее - Положение от 17 октября 1997 года). В соответствии с п.2.1 этого Положения объектами доверительного управления могут являться акции акционерных обществ, облигации коммерческих организаций, государственные (муниципальные) облигации любых типов за исключением тех, условия выпуска и обращения которых не допускают передачу их в доверительное управление. Пункт 2.4 этого Положения прямо исключает из числа объектов доверительного управления переводные и простые векселя, чеки, депозитные (сберегательные) сертификаты банков и иных кредитных организаций, а также сберегательные книжки на предъявителя, складские свидетельства любых видов (типов), иные товарораспорядительные ценные бумаги.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как в соответствии с п.2.5 Положения все иные ценные бумаги, включая закладные ценные бумаги, могут являться объектами доверительного управления лишь в случае, если ФКЦБ прямо предусмотрит такую возможность. Иными словами, лицензия, выдаваемая ФКЦБ на ее осуществление, предоставляет право доверительного управления лишь ценными бумагами, указанными в п.2.1 Положения от 17 октября 1997 года (исключительно акциями и облигациями, которые отвечают признакам, указанным в данном пункте).
Деятельность регистратора. Регистраторами (держателями реестра) являются лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ч.3 ст.8 Закона о РЦБ). Порядок осуществления этой деятельности в настоящий момент урегулирован нормами Закона о РЦБ (ст.8), а также рядом нормативных актов ФКЦБ, в частности Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 года N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг"*(7) (далее - Положение от 2 октября 1997 года). Причем сам Закон о РЦБ в ч.7 п.1 ст.8 ограничивает круг ценных бумаг, способных выступать в качестве объектов данной профессиональной деятельности, указывая, что для ценных бумаг на предъявителя деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг не осуществляется. Положение от 2 октября 1997 года уже в самом своем названии фактически дублирует приведенную норму Закона о РЦБ, но при этом, приводя в абз.3 п.2 расшифровку используемого в нем понятия "ценная бумага", еще больше сужает круг объектов деятельности регистратора, указывая на то, что в данном Положении речь идет лишь об именных эмиссионных ценных бумагах.
Таким образом, можно прийти к однозначному заключению: юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление профессиональной деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг*(8), имеет право осуществлять эту деятельность исключительно по поводу эмиссионных именных ценных бумаг. Неэмиссионные ценные бумаги, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ, не могут выступать в качестве объекта деятельности регистратора.
Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Выше анализировалась возможность использования неэмиссионных ценных бумаг в деятельности такого организатора торговли на рынке ценных бумаг, как фондовая биржа. Вывод о существовании такой возможности был сделан исходя из того, что в ч.3 ст.14 Закона о РЦБ речь идет о неких "иных финансовых инструментах", к которым можно отнести и неэмиссионные ценные бумаги. Однако этот вывод представляется не таким уж однозначным, что делает небесспорной и констатацию возможности осуществления деятельности фондовой биржи (организатора торговли) по поводу неэмиссионных ценных бумаг. Попытаемся более обстоятельно обосновать его, но применительно уже к деятельности любого организатора торговли на рынке ценных бумаг. Сделать это можно путем анализа нормативных актов ФКЦБ, поскольку ст.9 Закона о РЦБ, посвященная деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, говорит о ценных бумагах вообще (справедливости ради отметим, что уже и этого при определенных условиях может быть достаточно).
Нормы Закона о РЦБ являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ, так как регулируют специфику обращения таких самостоятельных и особых объектов гражданских прав, как ценные бумаги. То же самое можно сказать применительно к характеристике норм актов ФКЦБ - они являются специальными по отношению к нормам Закона о РЦБ, поскольку регулируют, в частности, специфику деятельности тех или иных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Из приведенных суждений возникает следующая логическая конструкция.
ГК РФ содержит нормы, в которых определяются виды ценных бумаг (ст.143, 844, 912-917 и др.), но не указывает, по поводу каких из этих видов может осуществляться профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, так как это относится к предмету правового регулирования Закона о РЦБ;
Закон о РЦБ, устанавливая основополагающие нормы об отдельных видах профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст.3-9), практически всегда говорит о ценных бумагах вообще (кроме деятельности регистратора, которая не может осуществляться по поводу ценных бумаг на предъявителя - ч.7 ст.8); акты ФКЦБ, посвященные отдельным видам профессиональной деятельности, напротив, обычно так или иначе определяют, о каких видах ценных бумаг в них идет речь.
Таким образом, при анализе того, по поводу каких ценных бумаг в соответствии с действующими в настоящее время нормативными актами может осуществляться тот или иной вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, надлежит руководствоваться следующим алгоритмом: если акты ФКЦБ, определяя понятие ценной бумаги, используемое в них, сужают по сравнению с ГК РФ или с Законом о РЦБ перечень видов ценных бумаг, являющихся предметом соответствующей профессиональной деятельности, следует исходить именно из этого суженного перечня; если же акты ФКЦБ оперируют понятием "ценные бумаги" вообще, тогда следует либо обратиться к нормам Закона о РЦБ, либо, в случае, если и он использует понятие "ценные бумаги", не расшифровывая его, - а именно так, кроме одного случая (ст.9), и происходит, - то следует руководствоваться нормами ГК РФ, относящими те или иные документы к ценным бумагам.
Как уже отмечалось, ст.9 Закона о РЦБ, посвященная деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, использует понятие "ценные бумаги" вообще. Следовательно, поскольку в актах ФКЦБ отсутствуют нормы, указывающие на то, что данная деятельность может осуществляться только применительно к определенным видам ценных бумаг, можно сделать вывод, что в данном случае соответствующая юридическая возможность существует для всех видов ценных бумаг, в том числе и для неэмиссионных. Так, если обратиться к содержанию Постановления ФКЦБ от 16 ноября 1998 года N 49 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг"*(9) (далее - Положение от 16 ноября 1998 года), то можно обнаружить, что в нем отсутствует определение используемого в его тексте понятия "ценная бумага", что уже свидетельствует о том, что эта деятельность может осуществляться по поводу неэмиссионных ценных бумаг. Хотя необходимо отметить, что в этом Положении (абз.9 п.2.1) определено более специфическое понятие "внесписочные ценные бумаги и финансовые инструменты", под которыми понимаются "ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии опционы, фьючерсы и иные финансовые инструменты (далее - финансовые инструменты), допущенные к обращению через организатора торговли помимо ценных бумаг, включенных в котировальный лист". Однако это понятие лишь в очередной раз позволяет говорить о том, что, так же, как и в случае с фондовой биржей, к ценным бумагам и фондовым инструментам в данном случае можно отнести и неэмиссионные ценные бумаги.
Таким образом, применительно к деятельности любого организатора торговли на рынке ценных бумаг (включая и фондовые биржи), можно сделать вывод о том, что лицензия на осуществление этой деятельности предоставляет соответствующему субъекту рынка ценных бумаг полномочия допускать к обращению любые ценные бумаги, включая и неэмиссионные.
Клиринговая деятельность (деятельность по определению взаимных обязательств) в настоящий момент регулируется ст.6 Закона о РЦБ и Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 года N 51 "Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации"*(10). В соответствии с этими нормативными актами клиринговой деятельностью (клирингом) признается профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг по определению взаимных обязательств по сделкам, совершенным на рынке ценных бумаг (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (п.2.1 Положения). Ни тот, ни другой нормативный акт прямо не ограничивают круг объектов этой деятельности, например, определением взаимных обязательств по сделкам с определенными видами ценных бумаг, из чего можно сделать вывод, что клиринговые операции могут осуществляться и по сделкам с неэмиссионными ценными бумагами.
Брокерская и дилерская деятельность. Как в статьях 3 и 4 Закона о РЦБ, так и в Постановлении ФКЦБ от 11 октября 1999 года N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации"*(11) (далее - Правила) речь идет о ценных бумагах вообще, что позволяет прийти к выводу о возможности осуществления этих видов деятельности по поводу неэмиссионных ценных бумаг. Хотя для полноты исследования необходимо отметить, что в Правилах существуют нормы, которые косвенно могут указывать на то, что этот нормативный акт распространяется лишь на эмиссионные ценные бумаги. Примером такой нормы является положение абз.3 п.2.2 Правил, согласно которому при осуществлении брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг не допускается совершение сделок с ценными бумагами до регистрации отчета об итогах их выпуска. Исходя из этого положения, можно рассуждать так: раз неэмиссионные ценные бумаги не размещаются выпусками (размещение выпусками - один из основных признаков именно эмиссионных ценных бумаг), то невозможна и регистрация отчета о том, чего просто не может быть; а раз нет отчета, следовательно, брокерская и дилерская деятельность в отношении ценных бумаг просто не допускается. Однако все же представляется, что подобные нормы включены в Правила не для выведения неэмиссионных ценных бумаг из сферы деятельности брокеров и дилеров, а лишь для закрепления специальных, более жестких правил осуществления этих видов профессиональной деятельности с эмиссионными ценными бумагами. Иначе возникает вопрос, почему ФКЦБ просто не прибегла к приему юридической техники, использованному в п.2.4 Положения от 17 октября 1997 года, посвященному доверительному управлению ценными бумагами, и простым перечислением в Правилах не вывела отдельные или все неэмиссионные ценные бумаги из сферы деятельности соответствующих профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров и дилеров). Но такое исключение было бы бессмысленным и лишь способствовало бы ослаблению государственного регулирования, контроля за соответствующей деятельностью, что недопустимо в сфере обращения ценных бумаг.
Анализ нормативной базы, нацеленной на правовое регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, позволяет прийти к выводу, что большинство из этих участников все же может использовать в качестве объекта своей деятельности неэмиссионные ценные бумаги.
* * *
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что несмотря на вполне удовлетворительное правовое обеспечение деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в его неэмиссионном секторе, все же представляется необходимым более четко прописать возможность некоторых из профессиональных участников (особенно это относится к деятельности брокеров, дилеров и клиринговых организаций) осуществлять свою деятельность по поводу неэмиссионных ценных бумаг. В отсутствие четкой правовой регламентации у участников рынка неэмиссионных ценных бумаг, осуществляющих, по сути, ту же деятельность, что и профессиональные участники рынка эмиссионных ценных бумаг, может возникнуть ощущение, что они выведены из-под контроля ФКЦБ (государственного контроля), который устанавливается все-таки не в целях создания каких-либо дополнительных препятствий для осуществления той или иной деятельности, а прежде всего для защиты участников рынка, например, путем осуществления контроля за созданием гарантийных фондов клиринговых организаций, формируемых для обеспечения исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется клиринг, а также для снижения рисков ликвидности, системных рисков и рисков неисполнения сделок с ценными бумагами*(12). Исключение неэмиссионных ценных бумаг из сферы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг может привести лишь к одному - к усугублению бесконтрольности оборота (обращения) этих финансовых инструментов, который, кстати говоря, имеет довольно значительные объемы.
А.Ю. Лисицын,
студент V курса факультета права
Государственного университета - Высшей школы экономики
"Журнал российского права", N 4, апрель 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст.1918.
*(2) См.: СЗ РФ. 1997. N 11. Ст.1238. Указанный закон имеет отсылочный характер. Фактически правовое регулирование обращения векселей осуществляется Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 года N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе".
*(3) См.: Письмо ЦБР от 10 февраля 1992 года N 14-3-20. Указанием ЦБР от 31 августа 1998 года N 333-У это письмо изложено в новой редакции.
*(4) Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: Курс лекций. М., 1998. С.39.
*(5) См.: Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1997. N 8.
*(6) См.: Там же.
*(7) См.: Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1997. N 7.
*(8) Лицензирование данной деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением ФКЦБ от 19 июня 1998 года N 24 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1998. N 5.
*(9) См.: Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1998. N 11.
*(10) См.: Там же.
*(11) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 4; Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2000. N 1.
*(12) См.: П.5.1 Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 1998. N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование обращения неэмиссионных ценных бумаг
Автор
А.Ю. Лисицын - студент V курса факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики
"Журнал российского права", 2002, N 4