Участниками ООО являются пять физических лиц, один из которых назначен директором общества. Доля этого участника в уставном капитале составляет 35%, у четырех других участников - в совокупности 65%.
В начале 2002 г. срок полномочий директора ООО истекает. Согласно уставу общества избрание (назначение) единоличного исполнительного органа ООО возможно исключительно 2/3 голосов всех его участников. Однако ввиду конфликта между директором ООО, с одной стороны, и остальными участниками, с другой, избрание (назначение) нового директора невозможно, поскольку необходимых 2/3 голосов нет ни у одной из конфликтующих сторон.
Разрешить разногласия внутри ООО также невозможно, поскольку перегруппировка соотношения долей среди участников общества допускается только с согласия самого общества, которое предполагает не только единогласное решение общего собрания участников ООО, но и согласие каждого участника в отдельности. Внесение изменений в устав также требует единогласия участников общества, которого опять-таки достичь невозможно.
Можно ли рассматривать принятие решения о прекращении полномочий прежнего директора при неизбрании нового как действие участников общества, существенно затрудняющее деятельность общества или делающее ее невозможной?
Возникшая ситуация, по всей видимости, связана с наличием в ст.10 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) нормы, предусматривающей возможность исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.
Однако следует иметь в виду, что подобное исключение из общества допускается при соблюдении ряда условий:
1) требование об исключении из ООО должно быть заявлено участниками, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного капитала общества;
2) исключение участника из ООО возможно только в судебном порядке.
Разъясняя порядок применения данного положения Закона об ООО, Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в постановлении от 09.12.99 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п.17) привели лишь один пример, когда действие (бездействие) участника ООО может быть расценено судом в качестве делающего невозможной либо существенно затрудняющего деятельность общества. Им названо, в частности, систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании, лишающее общество возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников.
Вместе с тем, подчеркнув, что правом на обращение с подобным заявлением обладают не только участники ООО, доли которых в совокупности оставляют не менее 10% уставного капитала общества, но и один его участник, доля которого в уставном капитале ООО составляет 10% и более, суды указали, что при решении вопроса о том, является ли допущенное участником общества нарушение грубым, необходимо, в частности, принимать во внимание степень его вины, наступление или возможность наступления негативных для общества последствий.
Сказанное позволяет сделать вывод, что рассмотрение данного вопроса носит оценочный характер и что суд будет давать правовую оценку фактам и обстоятельствам в каждой конкретной ситуации, тем более, что, по всей видимости, в учредительных документах общества отсутствует детальная регламентация совершения подобных действий со стороны одного из его участников.
Ю. Камфер
1 апреля 2002 г.
ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".