Как получить социальные налоговые вычеты
В 2002 году физические лица, являющиеся плательщиками налога на доходы физических лиц, впервые имеют возможность воспользоваться социальными налоговыми вычетами, установленными ст.219 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, если в 2001 году они перечисляли суммы на благотворительные цели, оплачивали свое обучение и обучение своих детей, оплачивали лечение свое, а также супруга (супруги), своих родителей и детей.
Социальные вычеты уменьшают налоговую базу, с которой налогоплательщиком в течение 2001 года уплачивался налог по ставке 13%, что позволяет вернуть часть либо всю сумму ранее уплаченного налога. МНС России разъяснило порядок предоставления физическим лицам социальных налоговых вычетов в своем письме от 04.02.2002 N СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах".
Виды социальных налоговых вычетов
Пунктом 1 ст.219 НК РФ определены три вида социальных налоговых вычетов:
1) социальный вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью находящимся на бюджетном финансировании, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. Такой социальный вычет может быть предоставлен в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде и облагаемого налогом по ставке 13%;
2) социальный вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях при любой форме обучения, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;
3) социальный вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации) самому налогоплательщику, а также членам его семьи. При этом под членами семьи налогоплательщика для целей предоставления социального налогового вычета понимаются его супруг (супруга), родители и дети в возрасте до 18 лет.
Вычет сумм оплаты стоимости лечения (в том числе дорогостоящего) предоставляется налогоплательщику, если лечение его или членов его семьи производилось в медицинских учреждениях, имеющих лицензии на осуществление соответствующих видов медицинской деятельности.
Кроме того, социальный вычет также предоставляется по суммам, израсходованным налогоплательщиком на оплату стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом ему или членам его семьи.
Перечни медицинских услуг, дорогостоящих видов лечения и лекарственных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - постановление N 201)*(1).
Общая сумма социального вычета по расходам на оплату медицинских услуг и лекарственных средств не может превышать 25 000 руб. на каждого налогоплательщика, заявляющего такой вычет.
По дорогостоящим видам лечения сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов без каких-либо ограничений.
Социальные вычеты можно получить только при подаче декларации
Согласно п.2 ст.219 НК РФ социальные вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации*(2) в налоговый орган по окончании календарного года, в котором он произвел расходы на благотворительные цели, обучение, лечение и приобретение лекарственных средств. С учетом п.8 ст.78 НК РФ налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов могут быть представлены в течение трех лет после окончания налогового периода (календарного года), в котором налогоплательщиками были произведены указанные расходы*(3).
Бухгалтерии организаций, выплачивающие налогоплательщикам налогооблагаемые доходы и удерживающие из таких доходов причитающуюся сумму налога, не имеют права предоставлять социальные налоговые вычеты.
Налоговым органам необходимо иметь в виду, что право на социальные налоговые вычеты имеют и те категории налогоплательщиков, которым в течение 2001 года во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2001 N 55 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной статьей 133 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" производилась выплата ежемесячной денежной компенсации в размере уплаченного налога на доходы физических лиц*(4).
Компенсация, не подлежащая налогообложению на основании п.1 ст.217 НК РФ, не может быть признана возвратом суммы уплаченного налога, в связи с чем у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении указанным лицам социальных налоговых вычетов.
Социальный вычет по расходам на обучение
К расходам налогоплательщика на обучение относятся затраты на оплату образовательных услуг, предоставленных ему или его ребенку*(5) - учащемуся дневной (очной) формы обучения в возрасте до 24 лет образовательными учреждениями любого типа (дошкольными, общеобразовательными, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного образования, другими образовательными учреждениями). При этом образовательное учреждение может быть как государственным или муниципальным, так и негосударственным (частные образовательные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций).
Однако во всех случаях образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности согласно ст.33 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" или иной документ, подтверждающий статус этого учебного заведения (для иностранных образовательных учреждений).
Перечни образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, указываются в приложении к лицензии наряду с другой информацией, характеризующей особенности осуществления образовательного процесса. Согласно п.11 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, лицензия без приложения недействительна.
Порядок предоставления платных образовательных услуг, права и обязанности сторон определяются договором, заключаемым в письменной форме между образовательным учреждением (организацией) и налогоплательщиком, оплачивающим платные образовательные услуги за себя или своего несовершеннолетнего ребенка, то есть ребенка, не достигшего возраста 18 лет. Если ребенку налогоплательщика исполнилось 18 лет, то соответствующий договор, как правило, заключается между образовательным учреждением и учащимся.
У налогоплательщика не должно возникнуть проблем с получением социального налогового вычета, если платежные документы, подтверждающие внесение или перечисление денежных средств за обучение своего ребенка (детей), оформлены от имени такого налогоплательщика. В этом случае он беспрепятственно получит Справку об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации по форме, утвержденной приказом МНС России от 27.09.2001 N БГ-3-04/370 "О реализации подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации"*(6) (далее - Справка об оплате обучения), выдаваемую образовательным учреждением по окончании налогового периода (календарного года), в котором были произведены соответствующие расходы.
Однако, как показывает практика, в большинстве случаев платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные извещения о перечислении денежных средств через банковские учреждения, бланки строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России, используемые для приема денежных средств в оплату образовательных услуг) оформляются на имя учащихся, в том числе не достигших возраста 18 лет.
Такое оформление платежных документов, отражающее поступление платы за каждого конкретного учащегося, отвечает интересам учебных заведений и затрудняет получение социальных налоговых вычетов родителями учащихся, фактически оплативших обучение своих детей, поскольку Справка об оплате обучения, согласно порядку ее заполнения, выписывается на имя налогоплательщика, оплатившего по платежным документам образовательные услуги.
В связи с этим налогоплательщикам можно рекомендовать следующее.
Об уточнении автором положений настоящей статьи см. обращение автора статьи к читателям, опубликованное в журнале "Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2002 г.
Если образовательное учреждение оформляло получение денежных средств от имени обучающегося - ребенка налогоплательщика в возрасте до 24 лет, то налогоплательщику-родителю необходимо переоформить платежные документы, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств. Например, на квитанции к приходному кассовому ордеру может быть сделана дополнительная запись, заверенная учебным заведением, о том, что деньги были внесены родителем учащегося с указанием фамилии, имени, отчества налогоплательщика-родителя. Учебное заведение выдает в этом случае Справку об оплате обучения на имя налогоплательщика-родителя.
Если ребенок-учащийся, от имени которого произведена оплата обучения, имеет налогооблагаемые источники дохода, то он вправе самостоятельно получить социальный налоговый вычет. При этом форма обучения может быть как дневная (очная), так и вечерняя (очно-заочная) либо заочная.
Следует отметить, что если налогоплательщик оплатил свое обучение либо обучение своих детей за счет заемных средств, подлежащих возврату заимодавцу (кредитору), то он также имеет право на получение социального вычета по расходам на обучение в установленном пп.2 п.1 ст.219 НК РФ порядке.
Не предоставляется вычет по расходам на оплату образовательных услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями (например репетиторство), а также по расходам на оплату обучения, предоставляемого организациями, не имеющими лицензий, в форме разовых лекций, стажировок, семинаров, других видов обучения, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Социальный вычет по расходам на лечение и медикаменты
Оплата медицинских услуг
Совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета"*(7) утверждена форма Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - Справка об оплате медицинских услуг).
Налогоплательщик, представивший налоговому органу в подтверждение своих расходов на оплату медицинских услуг и (или) дорогостоящего лечения соответствующие Справки об оплате медицинских услуг, выданные медицинскими учреждениями, оказавшими эти услуги, с приложением документов, подтверждающих произведенную оплату (чеки ККМ, квитанции к приходным кассовым ордерам, иные документы, подтверждающие перечисление (уплату) денежных средств), сможет получить социальные налоговые вычеты.
Если же у налогоплательщика будут отсутствовать названные Справки об оплате медицинских услуг, то идентификация соответствующих расходов значительно затрудняется.
Так, если в Справке об оплате медицинских услуг проставлен код услуги 1, то налогоплательщику может быть предоставлен социальный вычет по расходам на оплату этих медицинских услуг в пределах 25 000 руб., а если указан код 2 (дорогостоящее лечение), то вычет предоставляется в полном размере произведенных расходов.
Налоговые органы не смогут самостоятельно, без заключения медицинского учреждения либо представления физическим лицом Справки об оплате медицинских услуг, в которой проставлен код услуги 2, отнести соответствующие медицинские услуги, оплаченные налогоплательщиком, к дорогостоящим видам лечения для того, чтобы принять к вычету расходы на оплату этих услуг, превышающие 25 000 руб.
Кроме того, в Справке об оплате медицинских услуг указывается необходимая информация о лицензии, выданной медицинскому учреждению, на основании которой и были оказаны платные медицинские услуги. Как уже было отмечено ранее, наличие у медицинского учреждения лицензии является обязательным условием для получения социального налогового вычета.
Справки об оплате медицинских услуг должны выдаваться при обращении налогоплательщика в медицинское учреждение для подтверждения его расходов на лечение, произведенных начиная с 1 января 2001 года.
Налогоплательщик вправе обратиться за Справками об оплате медицинских услуг в любое удобное для него время как до окончания календарного года, в котором им были произведены расходы, так и в следующем календарном году. Следует отметить, что Минздрав России в письме от 12.02.2002 N 2510/1430-02-32 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201", согласованном с МНС России, разъяснил медицинским учреждениям Российской Федерации, что они обязаны выдавать по запросам налогоплательщиков Справки об оплате медицинских услуг, а также обеспечивать пациентов необходимой информацией.
Пример
Физическое лицо - налогоплательщик в 2001 году оплатило стоматологической клинике, имеющей соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности в области стоматологии, стоматологические услуги (лечение зубов), оказанные ему и его сыну. (Договор об оказании стоматологических услуг с клиникой не заключался.) За услуги, оказанные ему самому, налогоплательщик уплатил 15 000 руб., за услуги, оказанные его сыну в возрасте 16 лет, - 5000 руб., всего - 20 000 руб. (15 000 руб. + 5000 руб.).
Платежные документы - квитанции к приходным кассовым ордерам оформлены на имя этого физического лица.
Налогооблагаемый доход налогоплательщика за 2001 год, облагаемый налогом по ставке 13%, составил 150 000 руб., сумма исчисленного и удержанного налога - 19 500 руб. (150 000 руб. х 13%).
По окончании 2001 года для получения социального вычета по расходам на оплату стоматологических услуг, оказанных в 2001 году налогоплательщику и его сыну, налогоплательщик должен подать в налоговый орган декларацию, а также следующие документы:
- письменное заявление о предоставлении социального налогового вычета по расходам на лечение;
- справку (справки) о доходах налогоплательщика за 2001 год по форме N 2-НДФЛ;
- Справку об оплате медицинских услуг с кодом услуги 1;
- платежные документы, подтверждающие уплату денежных средств стоматологической клинике;
- копию свидетельства о рождении сына.
По расчету налогоплательщика и налогового органа сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая возврату, составляет 2600 руб. [19 500 руб. - (150 000 руб. - 20 000 руб.) х 13%].
Когда вычет по расходам на оплату медицинских услуг
не предоставляется
Налогоплательщики, оплатившие медицинские услуги за счет сумм, выданных им (перечисленных на их счета в банках) на эти цели организациями-работодателями, права на социальный налоговый вычет не имеют.
Вместе с тем согласно п.10 ст.217 НК РФ доходы, полученные налогоплательщиком из средств, оставшихся в распоряжении организации-работодателя после уплаты налога на прибыль, на лечение и медицинское обслуживание, а также на лечение и медицинское обслуживание супруги (супруга), родителей и детей налогоплательщика, в его налогооблагаемый доход не включаются. При этом лечение и медицинское обслуживание может быть получено как в медицинских учреждениях Российской Федерации, так и за ее пределами (при условии наличия у медицинского учреждения соответствующей лицензии).
При этом налогоплательщик должен представить организации-работодателю платежные документы, подтверждающие целевое использование денежных средств. В противном случае такие суммы надлежит включать в налоговую базу налогоплательщика в установленном порядке.
Следует обратить внимание на то, что доходы, не подлежащие налогообложению независимо от их суммы, к которым относятся доходы, полученные налогоплательщиком от организации-работодателя на лечение и медицинское обслуживание, указанные в п.10 ст.217 НК РФ, в налоговой карточке и соответственно в справке о доходах физического лица, получившего эти доходы, не отражаются. Не показываются они и в декларации, подаваемой налогоплательщиком в налоговый орган.
Не может быть предоставлен социальный вычет по расходам на оплату медицинских услуг, оказанных не медицинскими учреждениями Российской Федерации, то есть организациями, не поименованными в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.99 N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" (далее - Номенклатура).
Например, налогоплательщик, оплативший медицинские услуги, оказанные ему (членам его семьи) медицинской кафедрой не медицинского высшего образовательного учреждения, имеющего лицензию на оказание определенных видов медицинских услуг, не вправе воспользоваться социальным вычетом, поскольку услуги оказаны образовательным, а не медицинским учреждением. В то же время в случае оплаты лечения, полученного в клинике высшего медицинского образовательного учреждения (поименованной в Номенклатуре), социальный налоговый вычет предоставляется в установленном порядке.
По этой же причине не предоставляется социальный вычет по расходам на оплату медицинских услуг, оказанных индивидуальными предпринимателями, хотя бы и имеющими лицензии на оказание медицинских услуг.
К сожалению, не предоставляется социальный вычет по суммам, израсходованным на приобретение протезно-ортопедических изделий в организациях, изготавливающих такие изделия на основании лицензии, выданной лицензирующим органом Минтруда России. Эти организации медицинскими учреждениями не являются и лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеют.
Налогоплательщик не вправе требовать предоставления ему социального налогового вычета по суммам, уплаченным им в виде страхового взноса по договору добровольного медицинского страхования, поскольку в данном случае налогоплательщик производит перечисление денежных средств страховой компании, а не медицинскому учреждению, оказывающему медицинские услуги.
Оплата лекарственных средств
Согласно пп.3 п.1 ст.219 НК РФ социальный вычет по расходам налогоплательщика на оплату лекарственных средств, назначенных ему или членам его семьи лечащим врачом, может быть предоставлен в случае приобретения не любого лекарственного средства, а только включенного в Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением N 201.
Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них утвержден приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)".
Лекарственные средства выписываются на латинском языке. В Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением N 201, включены международные непатентованные названия лекарственных средств. Реализация же таких средств производится под торговыми названиями - синонимами, которые могут не совпадать с международным непатентованным названием лекарственного средства. У одного названия лекарственного средства, включенного в Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением N 201, может быть несколько десятков синонимов. Врач при выписывании рецепта указывает на латинском языке один из синонимов международного непатентованного названия лекарственного средства.
С учетом изложенного, налоговому органу для принятия решения о предоставлении налогоплательщику социального вычета по расходам на приобретение лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением N 201, необходимы соответствующие рецепты, на которых проставлен штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика". Проставление врачом штампа подтверждает включение препарата в Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением N 201.
Рецепты по форме N 107/у со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" для представления в налоговые органы (отпуск лекарств по таким рецептам не производится) должны выписываться лечащим врачом по требованию налогоплательщика.
Налогоплательщик вправе в любое удобное для него время как до окончания налогового периода, так и в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу о назначениях лекарственных средств, произведенных начиная с 1 января 2001 года.
К рецептам налогоплательщик должен приложить платежные документы на приобретение лекарственных средств (кассовые и товарные чеки). Товарные чеки представляются, если в кассовых чеках не указано наименование оплаченного препарата.
Расходы налогоплательщика по приобретению лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением N 201, могут быть учтены при предоставлении ему социального налогового вычета и в том случае, если эти лекарственные средства назначил частнопрактикующий врач.
Возврат налога
Социальные вычеты, предоставляемые налогоплательщику в соответствии со ст.219 НК РФ, уменьшают размер его налоговой базы, облагаемой налогом по ставке 13%. В связи с этим у налогоплательщика образуются суммы излишне уплаченного налога.
Согласно п.7 ст.78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщик подает два заявления: одно - о предоставлении социальных налоговых вычетов, другое - о возврате налога.
Возврат налога производится налоговыми органами после проведения камеральной налоговой проверки, предусмотренной ст.88 НК РФ.
Такая проверка может проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, являющихся основанием для предоставления социальных вычетов.
Если представленных документов будет недостаточно (например, отсутствуют Справки об оплате медицинских услуг, рецепты по форме N 107/у со штампами "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", платежные документы о внесении (перечислении) денежных средств, договоры на оказание платных образовательных услуг и т. д.), то налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие произведенные расходы на благотворительность, обучение, лечение. В этом случае трехмесячный срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня получения налоговым органом всех необходимых документов, дополнительно представленных налогоплательщиком.
По мнению автора, заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога с учетом месячного срока, установленного п.9 ст.78 НК РФ, может быть принято к исполнению налоговым органом не ранее дня окончания проверки налоговой декларации, устанавливаемого в соответствии с отметкой налогового органа о произведенном расчете на листе 02 декларации по налогу на доходы физических лиц по форме N 3-НДФЛ.
О.В. Чикишева,
советник налоговой службы I ранга,
Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц
"Российский налоговый курьер", N 6, март 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление N 201 и утвержденные им перечни см. во вкладке "РНК", 2001, N 10, а также на сайте www.rnk.ru в разделе "Документы". - Примечание редакции.
*(2) Декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов налогоплательщики могут подавать в течение трех лет после окончания года, в котором они произвели расходы на благотворительность, обучение, лечение.
*(3) Пример заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год рассмотрен в статье "Как заполнить декларацию по налогу на доходы", "РНК", 2002, N 5. - Примечание редакции.
*(4) : Это военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции, прокурорские работники органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, судьи судов Российской Федерации. - Примечание редакции.
*(5) См. также ответ на вопрос "Социальный вычет для родителей, оплативших обучение ребенка", "РНК", 2001, N 11 и на сайте www.rnk.ru в разделе "Архив". - Примечание редакции
*(6) Документ см. во вкладке "РНК", 2001, N 11, а также на сайте www.rnk.ru в разделе "Документы". - Примечание редакции
*(7): Документ см. во вкладке "РНК", 2001, N 10 и на сайте www.rnk.ru в разделе "Документы". - Примечание редакции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99