Имею ли я право на жилищный сертификат?
Уже не один год реализуется федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Программа). С ней связывают свои надежды тысячи военнослужащих и членов их семей. Пока данную проблему можно назвать "традиционной" для армейской жизни.
К сожалению, "традиционным" можно назвать и весьма приблизительное знание военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, основных условий данной Программы.
В связи с этим нельзя не отметить и другую, если можно так сказать, особенность восприятия некоторыми читателями журнала правовой информации, которая дается в том числе и в ответах на их вопросы. Для того чтобы было понятно, о чем идет речь, автор позволит себе прокомментировать некоторые положения из письма типичного читателя, имеющего особое восприятие информации.
Так, например, читатель нашего журнала Гуськов из Оренбурга, анализируя некоторые ответы на вопросы из рубрики "Правовая консультация", касающиеся условий участия в Программе, констатирует: "... становится грустно понимать, что "ответчики" - те, кто дает ответы на жилищные вопросы, ... не успевают знакомиться с нормативными правовыми актами и своими ответами (надеюсь, несознательно вводят в заблуждение ищущих истину и хоть какую-то правду в "Праве ...". В частности, читатель грустит о том, что в ответах, разъясняющих условия участия в Программе, упоминается условие, определенное п.5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168. Это условие участия в Программе - отсутствие у гражданина жилого помещения на территории России и за ее пределами.
Читатель возмущен тем, что в ответах допускается ссылка на данное постановление Правительства Российской Федерации, и в выражениях не стесняется: "... наше Правительство не нашло времени внести изменения в "Правила ...", но прилично ли вдалбливать неправду тем, кто не три, а тридцать раз по три месяца ждет своего жилья, обитаясь в бывших "военных" квартирах, ставших муниципальными, в маленьких квартирах, своих (или жены) родителей и т.п. Не честнее ли промолчать, чем еще раз выдавать за истину то, что признано недействующим Верховным Судом РФ". После таких "обличений" невольно возникает вопрос: действительно, как же можно было пропустить решение Верховного Суда Российской Федерации, которым постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168, а может быть, его отдельные нормы были признаны недействующими ?
Возмущенный читатель имеет в виду решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 г. N ВКПИ 02-48 и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380. Правда, в указанных судебных постановлениях ... нет ни слова о постановлении Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168. Решением Верховного Суда Российской Федерации нормы федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71, определяющие ограничение на участие в Программе граждан "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации" признаны противоречащими п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Читатель, по всей видимости, является почитателем англо-саксонского права и желает, чтобы и в России действовало прецедентное право (правовая система, в которой основным источником права признаются решения высших судебных инстанций (судебные прецеденты), имеющие обязательную силу). Вероятно, именно поэтому он желает, чтобы конкретное решение Верховного Суда Российской Федерации автоматически "переносилось" на все другие правовые акты, в частности на постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168. Читатель недоволен тем, что юристы, отвечающие на вопросы, указывают на существующую норму, установленную конкретным постановлением Правительства Российской Федерации, которое не было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации.
Вряд ли можно согласиться с предлагаемой позицией замалчивания действующих правовых норм, пусть и спорных, но действующих. Убеждать читателя в том, что таких норм нет, - это значит обманывать его, проявлять к нему высшую степень неуважения. Знание же истинной информации позволит военнослужащему выбрать правильный алгоритм действия при отстаивании своих прав. Не исключено, что соответствующий пункт Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168, также будет обжалован. Можно, конечно, предположить, что при рассмотрении подобной жалобы суд придет к такому же выводу, как при рассмотрении вопроса о законности постановления Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71. Но это еще не факт...
Как и прежде, у военнослужащих, планирующих решить свою жилищную проблему путем получения и реализации жилищного сертификата, на первом месте всегда остается главный вопрос: имею ли я право на участие в данной Программе?
Напомним, что программой "Государственные жилищные сертификаты" (постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168) определены 3 группы граждан, имеющих право на участие в ней:
1. Военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
2. Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
3. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Для военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, существуют два основных условия, необходимых для того, чтобы стать участником Программы:
- наличие общей продолжительности военной службы в календарном исчислении 10 лет и более;
- представление на увольнение с военной службы по одному из "льготных" оснований: достижение предельного возраста пребывания на военной службе (подп."а" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), по состоянию здоровья (подп."в" и "г" п.1 ст.51 Закона), в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп."а" п.2 ст.51 Закона).
Указанные условия фигурируют и в других законодательных нормах, определяющих права военнослужащих на те или иные права и льготы. Как правило, упускается из виду еще одно обязательное условие - наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Наличие у военнослужащего жилья, приобретенного на собственные средства, наличие жилья у членов семьи военнослужащего и т.п. связаны именно с данным условием и учитываются при решении вопроса о признании (не признании) военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поэтому свой путь по решению жилищной проблемы за счет жилищного сертификата военнослужащий (при наличии двух вышеуказанных условий) будет вынужден начать с выяснения вопроса, может ли он быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на улучшение жилищных условий на основании Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.
При решении вопроса о постановке военнослужащего на соответствующий учет жилищные комиссии руководствуются прежде всего ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
- имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
- проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
- проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
- проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
- проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
- проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются:
- копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки);
- справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района;
- другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, военнослужащий (при наличии других условий) уже может реально претендовать на участие в Программе.
Порядок реализации Программы в Министерстве обороны Российской Федерации определен приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в Министерстве обороны Российской Федерации" от 12 ноября 1999 г. N 534.
Для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащий подает в порядке подчиненности следующий рапорт:
Командиру войсковой части ___________
Рапорт
Прошу включить меня, ____________________________________________
(воинское звание, фамилия, имя, отчество)
в состав кандидатов на участие в президентской программе "Государственные
жилищные сертификаты" и выдать мне государственный жилищный сертификат
для приобретения жилья в ________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации и
_________________________________________________________________________
населенного пункта)
Состав семьи:
супруга (супруг) _____________________ 19__ года рождения, проживает
(фамилия, имя, отчество)
по адресу: ______________________________________________________________
дети: _________________________ 19__ года рождения, проживает по
(фамилия, имя, отчество)
адресу: _________________________________________________________________
Кроме того, со мной проживают:
_______________________________________________ 19__ года рождения,
(фамилия, имя, отчество, степень родства)
С условиями участия в президентской программе "Государственные
жилищные сертификаты" ознакомлен и обязуюсь их выполнять. В настоящее
время я и члены моей семьи жилья для постоянного проживания в Российской
Федерации и за ее пределами не имеем (имею (имеем), которое после
приобретения жилья с помощью сертификата обязуюсь (обязуемся) сдать
Министерству обороны Российской Федерации).
Состою в очереди на улучшение жилищных условий с "__" __________
19__ г. Согласен на исключение меня из очереди на улучшение жилищных
условий после приобретения жилья с помощью государственного жилищного
сертификата.
_______________________________________________________________
(должность, воинское звание, фамилия, имя, отчество, подпись)
______________
(дата)
Получить ГЖС военнослужащий может только при представлении в КЭЧ (ОМИС) следующих документов:
- документа, удостоверяющего личность;
- выписки из личного дела о составе семьи, продолжительности военной службы в календарном исчислении;
- справки о сдаче жилья по предыдущему месту военной службы (для военнослужащих, не имеющих жилья);
- документов, удостоверяющих личность членов семьи (для детей до 14 лет - свидетельство о рождении);
- выписки из домовой книги;
- копии финансового лицевого счета;
- справки о проверке жилищных условий.
Кроме этого, военнослужащий представляет письменное обязательство о сдаче занимаемой жилой площади, заверенное надлежащим образом.
Весь вышеуказанный порядок участия в Программе можно назвать вариантом номер один. Главная особенность этого варианта - получение военнослужащим жилищного сертификата в Министерстве обороны Российской Федерации.
Возможен и второй вариант - получение жилищного сертификата в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Военнослужащие не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями подают рапорт по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке в очередь на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). К рапорту прилагаются:
- заявление на имя главы муниципального образования;
- выписка из личного дела о составе семьи;
- выписка из домовой книги;
- копия финансового лицевого счета;
- выписка из личного дела о дате и месте призыва;
- документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего в очередь на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Военнослужащие при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства.
Если увольняемый военнослужащий ранее не обращался по данному вопросу к командиру, а также в случае изменения решения о постоянном месте жительства, он подает рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке в очередь на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
К рапорту прилагаются:
- заявление на имя главы муниципального образования;
- выписка из личного дела о составе семьи;
- выписка из домовой книги;
- копия финансового лицевого счета;
- выписка из приказа об увольнении;
- выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;
- справка об отсутствии забронированной жилой площади;
- справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;
- справка финансовых органов воинской части о неполучении субсидий;
- документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Право гражданам, уволенным с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз.
Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по установленной форме, которое выдает командир (начальник) воинской части, подписавший приказ об увольнении военнослужащего, либо областной (республиканский) военный комиссариат - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ:
Угловой штамп командира
(начальника) воинской части,
чьим приказом уволен
военнослужащий
Удостоверение
на право пользования льготами
Выдано __________________________________________________ в том,
(воинское звание, фамилия, имя, отчество полностью)
что он (она) в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности
и военной службе" приказом ______________________________________________
(должность лица, подписавшего приказ об
_________________________________________________ уволен(а) в запас
увольнении военнослужащего, дата, номер приказа)
(в отставку) по _________________________________________________________
(основания увольнения с военной службы с указанием статей,
___________________________ и имеет право на льготы, предусмотренные
пунктов, параграфов и т.д.)
Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Законом Российской
Федерации "О ветеранах" _________________________________________________
(другие законодательные акты, дающие право на льготы)
М.П. Начальник управления (отдела) кадров ______________________________
(воинское звание, подпись, Ф.И.О.)
При наличии всех подтверждающих документов, органом учета и распределения жилья местной администрации принимается решение о постановке гражданина, уволенного с военной службы, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в отношении граждан, уволенных с военной службы, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
Для получения ГЖС гражданин должен представить в комиссию, созданную органом местного самоуправления:
- документ, удостоверяющий личность;
- справку из военного комиссариата, или органа внутренних дел Российской Федерации, или органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации об общей продолжительности военной службы;
- выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- справку об источниках финансирования подразделения, в котором проходил службу сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации или уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
- документы, подтверждающие численный состав семьи;
- справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы (для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания) или обязательство о сдаче жилого помещения после приобретения жилого помещения с помощью сертификата;
- выписку из личного дела о наличии воинского (специального) звания полковника, равного ему звания и выше (при наличии такого звания).
Требовать для получения ГЖС предоставления документов, не предусмотренных Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Программы, не допускается (постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 г. N 168, разд.2, п.30).
При внимательном изучении вариантов участия в Программе военнослужащий, исходя из своих интересов и финансовой состоятельности, может выбрать более подходящий.
В.К. Белов,
руководитель группы правового обеспечения
Юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания"
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Имею ли я право на жилищный сертификат?
Автор
В.К. Белов - руководитель группы правового обеспечения Юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания"
"Право в Вооруженных Силах", 2003, N 9