Кредитная организация: процедура признания банкротом
В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности кредитной организации, проведение которой является обязательным согласно ст.42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ, с изм. от 30.06.03 г.), нередко выявляются признаки финансовой несостоятельности коммерческого банка или иной кредитной организации. Это может послужить основанием для запуска непростого механизма признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), регулируются Федеральным законом от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ст.180 этого Закона к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), данный Закон применяется с некоторыми особенностями. Эти особенности определены Федеральным законом от 25.02.99 г. N 40-ФЗ (в ред. по состоянию на 8.12.03 г.) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Поскольку Закон N 127-ФЗ был принят в 2002 г., а Закон N 40-ФЗ - в 1999 г., нормы последнего должны применяться, если они не входят в противоречие с § 4 "Банкротство финансовых организаций" Закона N 127-ФЗ.
Кредитная организация может быть признана несостоятельной (банкротом) лишь по решению арбитражного суда. При этом для признания арбитражным судом кредитной организации банкротом необходимы два условия, которые могут рассматриваться как отдельно, так и в совокупности:
кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам ("критерий неплатежеспособности");
кредитная организация не способна исполнить обязанность по уплате обязательных платежей ("критерий неоплатности").
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если:
соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения;
после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.
Заметим, что во втором случае срок в один месяц является необязательным условием. Кредитная организация может быть признана неспособной удовлетворить требования кредиторов при условии отзыва лицензии и недостаточности стоимости имущества для исполнения обязательств перед кредиторами. Кроме того, когда речь идет об обязательствах кредитной организации, то в расчет берутся лишь денежные обязательства перед кредиторами.
Согласно части 2 ст.181 Закона N 127-ФЗ заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено Законом N 40-ФЗ.
Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций предусмотрены ст.20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ, с изм. от 30.06.03 г.) Отзыв лицензии может быть осуществлен как по инициативе Банка России, так и по инициативе лиц, указанных в п.п.1, 2, 4, 5 п.1 ст.35 Закона N 40-ФЗ, посредством направления в Банк России заявления об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. К таким лицам относятся кредитная организация - должник, кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета, налоговый (или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом) орган по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Эти же лица, включая Банк России, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом (п.1 ст.35 Закона N 40-ФЗ). К лицам, имеющим право на обращение в арбитражный суд, Закон N 40-ФЗ относит также прокурора. Принятая в 2002 г. новая редакция Закона N 127-ФЗ уже не предусматривает участия прокурора в делах о банкротстве.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1 тыс. МРОТ и если она считается неспособной удовлетворить эти требования и (или) уплатить обязательные платежи.
Согласно ст.40 Закона N 40-ФЗ к заявлению о признании кредитной организации банкротом прилагается копия приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Однако Закон позволяет указанным выше лицам обратиться с заявлением в арбитражный суд, не имея на руках решения Банка России об отзыве лицензии, но лишь при условии, что данные лица не получили в течение двух месяцев ответ от Банка России на их заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (абзац 1 п.4 ст.35 Закона N 40-ФЗ). При этом судья до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить заключение Банка России о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Банка России об отзыве указанной лицензии. Банк России обязан направить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок после получения предложения арбитражного суда.
В настоящее время существует лишь одна процедура банкротства, которая применяется арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации, - конкурсное производство. Статья 5 Закона N 40-ФЗ, правда, указывает еще процедуру наблюдения. Однако, основываясь на разъяснении, данном президиумом ВАС РФ в информационном письме от 15.08.03 г. N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", процедура наблюдения, установленная в действовавшей редакции Закона N 40-ФЗ (в ред. от 21.03.02 г.), при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций не подлежит применению. Причиной тому служат ст.181 и 182 Закона N 127-ФЗ, в которых в отношении кредитной организации не предусматривается возможность введения процедуры наблюдения по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято либо решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства, либо решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.
Закон N 40-ФЗ не предусматривает при производстве дела о банкротстве арбитражным судом восстановительных процедур (финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения).
Однако восстановительные процедуры имеют место при производстве досудебной санации. В Законе N 40-ФЗ данные процедуры относятся к мерам по предупреждению банкротства. К таким мерам относятся:
финансовое оздоровление кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
реорганизация кредитной организации.
Обязанность по принятию соответствующих мер по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации ложится на саму кредитную организацию либо ее учредителей (участников). Статья 4 Закона N 40-ФЗ определяет основания, при наступлении которых необходимо принять меры по предупреждению банкротства. А именно кредитная организация:
не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
При возникновении таких оснований Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также вправе назначить временную администрацию.
Некоторые положения ст.4 Закона N 40-ФЗ разъяснены в письме Банка России от 13.09.99 г. N 275-Т "Разъяснения по вопросам банковского санирования". Так, для определения обязательных нормативов деятельности банка, упомянутых в ст.4 Закона N 40-ФЗ, следует руководствоваться инструкцией Банка России от 1.10.97 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности банков" (в ред. приказа Банка России от 1.10.97 г. N 02-430). Детальный порядок применения восстановительных процедур предусмотрен в инструкции Банка России от 12.07.99 г. N 84-И (в ред. от 21.06.02 г.) "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций".
В дополнение к мерам по предупреждению банкротства, установленным в Законе N 40-ФЗ, Федеральным законом от 8.07.99 г. N 144-ФЗ (в ред. от 8.12.03 г.) "О реструктуризации кредитных организаций" предусмотрен еще один способ предотвращения банкротства - реструктуризация кредитной организации. Особенностью этой процедуры является то, что подобная мера применяется только к кредитным организациям с целью восстановления их платежеспособности. Осуществляет реструктуризацию государственная корпорация - Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Реструктуризация применяется лишь к тем кредитным организациям, которые соответствуют требованиям, указанным в Законе N 144-ФЗ (п.3 ст.2) и при наличии соответствующих оснований (ст.3). Агентство принимает кредитную организацию под свое управление (путем приобретения ее акций), разрабатывает и осуществляет комплекс мер по реструктуризации.
О.А. Степанов,
юрисконсульт Компания "Гарант"
"Аудиторские ведомости", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а