Проведение выездных налоговых проверок
с участием органов внутренних дел
1. Общие положения
Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 года упразднена ФСНП России, функции которой по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД России. В структуре центрального аппарата МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП), возглавляемая заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации.
Учитывая произошедшие изменения в полномочиях названных федеральных органов исполнительной власти, внесенные вышеприведенным Указом Президента Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Согласно ст. 11 Закона РФ "О милиции" органы внутренних дел имеют право:
- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;
- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
2. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
при осуществлении выездных налоговых проверок
Порядок и форма взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках приведены в совместном приказе МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", зарегистрированном Минюстом России 26.02.2004, регистр. N 5588.
Данным приказом МВД России и МНС России утверждены:
- Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок;
- Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения;
- Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.
В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления.
Вышеуказанные решение и постановление оформляются в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок, утвержденным приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318, зарегистрированным Минюстом России 15.11.1999, регистр. N 1978.
При привлечении сотрудников органов внутренних дел в решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- наименование налогового органа;
- номер решения и дата его вынесения;
- наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указываются наименование филиала или представительства, проверка которого назначается, а также код причины его постановки на учет);
- идентификационный номер налогоплательщика;
- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
- вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
- Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке);
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
Если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящий проверку, может вынести решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (в постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки) с указанием Ф.И.О., должности и классного чина (специального звания) проверяющего лица.
Если выездная налоговая проверка назначена на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы.
Если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проверки налогов (сборов), не включенных в принятое решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о назначении новой выездной (повторной выездной) налоговой проверки по вышеуказанным налогам (сборам) с учетом требований ст. 87 и 89 НК РФ.
Срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать, по общему правилу, двух месяцев, если иное не установлено ст. 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность такой проверки до трех месяцев. При проведении налоговым органом выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. К двухмесячному сроку проведения проверки прибавляется по одному месяцу на каждое обособленное подразделение организации.
Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), так и независимо от него, то есть самостоятельно.
Для участия сотрудников органа внутренних дел в выездных налоговых проверках налоговый орган до начала проведения проверки или в процессе ее проведения направляет в орган внутренних дел мотивированный запрос, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Срок направления вышеуказанного мотивированного запроса не установлен, поэтому он определяется налоговым органом самостоятельно исходя из конкретных обстоятельств проведения выездной налоговой проверки.
Запрос налогового органа, направляемый в орган внутренних дел, должен содержать:
- полное наименование организации (ИНН/КПП), Ф.И.О. физического лица (ИНН - при наличии), адрес местонахождения организации, место жительства физического лица; вопросы проверки [виды налогов (сборов), по которым проводится проверка]; период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), за который проводится проверка;
- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;
- обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Если выездная налоговая проверка назначена по результатам рассмотрения материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, то вместо вышеуказанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, которым были представлены эти материалы;
- предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;
- предполагаемые сроки проведения проверки.
Налоговый орган направляет мотивированный запрос в орган внутренних дел в следующих случаях:
- если у налогового органа имеются данные, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и возникла необходимость проверки вышеуказанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
- если выездная (повторная выездная) налоговая проверка назначается на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
- если возникла необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
- если требуется содействие должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также необходимо обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья вышеуказанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
Запрос налогового органа должен содержать всю имеющуюся у него информацию, подтверждающую необходимость участия сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке.
Орган внутренних дел, рассмотрев мотивированный запрос налогового органа, обязан не позднее пяти дней со дня поступления запроса направить налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут служить:
- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
При принятии органом внутренних дел решения об участии в выездной налоговой проверке налогоплательщика непосредственно перед ее началом должностные лица налогового органа и сотрудники органа внутренних дел, назначенные для участия в ее проведении, проводят рабочее совещание, на котором они вырабатывают и согласовывают основные направления проведения предстоящей проверки, составляют аналитическую схему выявления нарушений налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также координируют вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Участие сотрудника органа внутренних дел в выездной налоговой проверке возможно не на постоянной основе, например при осуществлении налоговым органом конкретных мероприятий налогового контроля: осмотр территорий, помещений налогоплательщика, выемка документов и т.д. При такой форме участия в выездной налоговой проверке сотрудника органа внутренних дел он также должен быть включен в состав проверяющих.
Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки посредством осуществления полномочий, предоставленных им Законом РФ "О милиции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если в ходе проверки устанавливаются факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющие должны принять необходимые меры по сбору доказательств: в установленном порядке снять копии с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребовать недостающие документы, произвести выемку документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, организовать проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Законом РФ "О милиции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Проведение выездной налоговой проверки
Проведение выездной налоговой проверки у налогоплательщика начинается непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющих, которые обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) на экземпляре данного решения (постановления) после слов "С решением (постановлением) на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты.
В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностное лицо налогового органа, возглавляющее проверяющую группу, производит в конце вышеуказанного документа запись о том, что решение (постановление) предъявлено руководителю организации (заместителю руководителя), индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), который отказался от подписи, удостоверяющей предъявление данного решения (постановления).
При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел, привлекаемые для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов, принимают соответствующие меры по пресечению противоправных деяний налогоплательщиков.
Истребование необходимых для проверки документов производится в соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ. Форма требования о представлении документов приведена в инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, зарегистрированным Минюстом России 07.06.2000, регистр. N 2259 (далее - Инструкция N 60). Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.
При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющие производят исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов), а также пеней и формируют предложения о привлечении налогоплательщиков к налоговой, уголовной и административной ответственности.
В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).
По окончании выездной налоговой проверки проверяющие составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном ст. 100 и 101 НК РФ и Инструкцией N 60.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке подготавливается акт налоговой проверки.
Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (их представителями).
При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу вышеуказанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.
Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй - в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий - направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки и прилагаемые к нему документы в орган внутренних дел не направляются.
В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления передаются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.
4. Рассмотрение результатов выездной налоговой проверки
В соответствии со ст. 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился в место рассмотрения материалов проверки, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение налогового органа направляется в трехдневный срок с момента его вынесения в орган внутренних дел, сотрудники которого принимали участие в проверке.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают правонарушение налогоплательщика, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Копия решения налогового органа и вышеуказанное требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если вручить решение налогового органа налогоплательщику или его представителям вышеприведенными способами невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
По выявленным проверяющими нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел возбуждают дело об административном правонарушении в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышесказанное распространяется также на плательщиков сбора и налоговых агентов.
В случае выявления фактов уклонения организацией или индивидуальным предпринимателем от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел в соответствии с Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Если в выявленном правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производством соответствующего дела об административном правонарушении.
О принятом в соответствии со ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальном решении орган внутренних дел уведомляет налоговый орган в трехдневный срок с момента вынесения вышеуказанного решения.
В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела орган внутренних дел в трехдневный срок уведомляет об этом налоговый орган.
На основании вышеуказанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении производством и привлекает нарушителя к административной ответственности согласно действующему законодательству.
И.И. Белова
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1