От писца до нотариуса
История - строгий судья. Она наглядно доказывает, что нотариат, как живой организм, претерпевает в своем развитии и революционные, и эволюционные изменения. Какая из его моделей будет наиболее эффективно функционировать в нашей стране? Ответ на этот вопрос можно найти, анализируя процесс становления этого института на протяжении многих веков. Предлагаем вашему вниманию продолжение темы становления нотариата в России, начатой в прошлом выпуске раздела "Нотариальная практика" ("эж-ЮРИСТ" N 43).
Нотариат на рубеже XIX века
Важным этапом в развитии института нотариата стало Временное положение о нотариальной части, принятое в 1866 г. в ходе реформ императора Александра II. В целом можно сказать, что Положение о нотариальной части базировалось на австрийском, баварском и других нотариальных положениях. Опыта и практики деятельности нотариата в том обновленном виде, в котором он моделировался Положением, в России не было.
По оценке исследователей, в целом Положение было прогрессивным нормативным актом*(1), поскольку учреждало стройную систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Оно содержало 217 статей, 41 из которых была посвящена устройству нотариальной части. В соответствии с Положением были упразднены все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов), а также "публичных нотариусов". Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы или заменяющие их должностные лица. Статус нотариусов формулировался исходя из общемировой тенденции признания нотариата относительно автономным от государства корпоративным учреждением: нотариусы признавались свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе (ст. 208). В то же время они были на государственной службе, с присвоением им 8-го класса по должности, что подчеркивало публично-правовой статус нотариальной деятельности, однако без права производства в чины и получения пенсии (ст. 17).
Уже в то время со стороны нотариусов звучало мнение о необходимости более рельефного выделения публично-правовой составляющей их деятельности. Так, С. Барановский писал, что нотариусы - фактически "пасынки Фемиды", поскольку действующее нотариальное положение выделяет их из общей градации чинов Министерства юстиции и лишает тем самым всех прав и прерогатив, которыми пользуются остальные чины судебного ведомства. В связи с тем что нотариусы не включены в общую "судебную семью", они лишены права в отличие от судей обращаться за разъяснениями сомнений в применении закона в те окружные суды, при которых они состоят, а должны на свой страх и риск решать сомнительные правовые вопросы*(2). Он отмечал, что если в применении или толковании закона ошибаются судьи, то высшая судебная инстанция лишь отменяет неправильно постановленное решение, если же ошибается нотариус, то помимо уголовной ему грозит еще и имущественная ответственность.
Одним из недостатков в организации нотариата того периода были слабо выраженные корпоративные начала, что видно прежде всего из отсутствия в то время советов нотариусов, помощников нотариусов*(3). Главное назначение этих советов должно было заключаться в объединении нотариальной практики и в охране чести и достоинства нотариата как государственного учреждения*(4).
В дальнейшем, уже к концу XIX в., в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, имевших право совершать нотариальные действия:
- публичные (городовые) нотариусы;
- биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
- узкоспециализированные маклеры: судоходных дел, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ;
- магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.
Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса. После назначения на должность они приносили присягу. Категорически запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных.
Строгие требования к нотариусу - гарантия
его профессионализма
Для претендентов на должность нотариусов выдвигались следующие требования (ст. 5 Положения):
- состояние в подданстве Российской империи (иностранец не вправе был претендовать на эту должность);
- достижение совершеннолетия;
- неопороченность судом или общественным приговором;
- полнейшая свобода от занятий на государственной или общественной службе.
По мнению нотариального сообщества, данные требования должны были быть более строгими, что гарантировало бы качественное осуществление нотариальной деятельности. Так, требование достижения претендентом на должность нотариуса лишь возраста совершеннолетия признавалось многими учеными и действующими нотариусами недостаточным. Объяснялось это в основном тем, что по роду своей деятельности нотариус должен быть в высшей степени человеком осмотрительным и обладать всеми качествами, присущими человеку опытному и зрелому. Трудно предположить, что всеми этими качествами обладает лицо, достигшее 21 года. В этой связи обосновывалось мнение о том, что довольно рискованно доверять материальное благосостояние человеку, недавно вышедшему из юношеского возраста, не имеющему ни достаточных знаний, ни опыта, и предлагалось разрешить занятие этой должности при условии достижения кандидатом возраста 25 лет*(5).
Установленные Положением о нотариальной части нравственные требования для занятия должности нотариуса также признавались многими современниками недостаточными и основанными только на формальных требованиях. Предлагалось требовать не только неопороченности судом или общественным приговором, но и беспорочного поведения вообще и пользования всеми гражданскими правами*(6).
Критиковалось и отсутствие в Положении в качестве обязательного требования к кандидату наличие специального образования: необходимо было лишь выдержать испытание в умении правильно излагать акты, в знании форм нотариального делопроизводства и необходимых для исполнения этой должности законов (ст. 15).
Все высказанные выше критические соображения представляются совершенно справедливыми и с точки зрения современных требований, так как "каждому нотариусу, к которому часто обращаются за всякого рода юридическими советами, приходится всегда быть в курсе дела и дополнять свои познания не только чисто нотариальной специальностью, но и другими отраслями законоведения"*(7), а "одна практика без юридического образования для обыкновенного среднего человека (исключительных способностей и талантов нельзя принимать в расчет) может дать только один результат: привычку писать то, что уже несколько раз писано. Юридической логики, обобщений и анализа трудно требовать от практика. Все указанные соображения приводят к выводу, что установление образовательного ценза не только желательно, но и необходимо"*(8).
Гарантии нотариальной деятельности
Помимо высоких профессиональных и нравственных требований к кандидату на должность нотариуса законодательство того периода содержало еще ряд норм, реально гарантировавших гражданам возмещение убытков от неправомерных действий нотариусов.
Такой гарантией законности нотариальной деятельности выступал имущественный залог, внесение которого являлось одним из основных требований, предъявляемых к занятию должности нотариуса. Цель внесения залога состояла в том, чтобы гарантировать лицам, обращающимся к нотариусу, защиту от неправомерных нотариальных действий, убытки по которым подлежали возмещению за счет указанного залога. Причем весьма интересным был порядок формирования "залогового фонда": размер залога должен был ежегодно увеличиваться за счет сумм, полученных нотариусом за совершение нотариальных действий, до тех пор, пока не достигал в столицах 25 тысяч рублей, в губернских городах - 15 тысяч рублей, в уездах и уездных городах - 10 тысяч рублей. В дальнейшем при благополучном окончании нотариусом своей карьеры он мог воспользоваться этим залогом при выходе в отставку, в случае же его смерти залогом могли воспользоваться его наследники.
Позже, в период работы Комиссии по пересмотру нотариального Положения, поднимался вопрос об отмене имущественного залога для лиц с высшим юридическим образованием. Однако в большинстве отчетов окружных судов данный вопрос совершенно обоснованно решался отрицательно, поскольку залог обеспечивал убытки частных лиц, причиненные ошибочными и небрежными действиями нотариуса. Указанные же действия могли быть допущены и лицом с высшим юридическим образованием.
Современное законодательство о нотариате (ст. 18 Основ) предусматривает обязанность нотариуса, занимающегося частной практикой, заключить договор страхования своей профессиональной ответственности, однако такую страховку нельзя считать аналогом действовавшего ранее имущественного залога прежде всего потому, что предусмотренный Основами размер страхования (100-кратный минимальных размер оплаты труда) ничтожно мал по сравнению с возможным реальным ущербом от нотариальных действий, совершенных с нарушением закона, что подрывает имидж нотариата и доверие к нему со стороны государства и общества. Учитывая опыт становления и развития нотариата в России, в современных условиях было бы целесообразно принять закон, предусматривающий создание корпоративного фонда страхового возмещения для частнопрактикующих нотариусов России с регулярными отчислениями в твердой сумме каждым нотариусом, занимающимся частной практикой (по аналогии со взносами в нотариальные палаты), причем неуплата этих взносов в течение определенного периода (например, 3 месяцев) должна приводить к наступлению для нотариуса определенных неблагоприятных последствий, конкретное содержание которых еще предстоит выработать науке и нотариальной практике. Это могут быть либо лишение или приостановление права заниматься нотариальной деятельностью; либо ограничение этого права в виде запрещения производства нотариальных действий, сумма возможного ущерба при незаконном совершении которых не будет покрываться личным имуществом и индивидуальной страховкой профессиональной ответственности нотариуса, либо иные последствия.
Согласно тарифу
Согласно ст. 208 Положения о нотариальной части вопрос о порядке получения вознаграждения нотариусами решался следующим образом: нотариусы взимали "плату в свою пользу по добровольному с обратившимися к ним лицами соглашению". Таким образом, действовал принцип договорного тарифа.
Уже в XIX веке такое положение вызвало критику и серьезные нарекания в обществе, поскольку превращало нотариуса в получиновника, в полукоммерческого деятеля. При этом "добровольное соглашение между нотариусом и сторонами считается основным и главным принципом при определении размера вознаграждения нотариусов за их действия, и только в том случае, когда это соглашение не последует, то плата нормируется особой таксой"*(9).
Следует отметить, что такое положение вещей противоречило принципам вознаграждения нотариусов, закрепленным в других государствах. Например, во Франции нотариусы получали вознаграждение исключительно по установленной таксе, добровольное соглашение допускалось лишь за совершение тех действий, которые не были предусмотрены таксой. В Германии, Бельгии и Голландии вопрос о вознаграждении нотариусов решался аналогичным образом. В Австрии добровольное соглашение категорически запрещалось. Если же оно все-таки заключалось, то признавалось недействительным. За нарушение указанного установления закона нотариус подвергался штрафу в двойном размере против излишне полученного. Исключение допускалось для дел очень сложных, требующих особенной подготовки и больших потерь времени: нотариус мог при условии подробной мотивировки причин войти в соглашение со сторонами, если же такого соглашения не было заключено, он вправе был требовать через суд увеличения своего вознаграждения*(10).
Л.Б. Мандельштам настаивал на целесообразности и необходимости введения такого же принципа и в России, поскольку установления Положения о нотариате противоречат сущности нотариата. "Тяжело и обидно для общественного деятеля, отправляющего не те или иные частные, а публично-правовые функции, начинать не с самого дела, а с торговли"*(11).
Становление нотариальной процедуры
Исторически в России большое внимание уделялось регулированию вопросов крепостной части, то есть засвидетельствованию сделок, что было связано с особой важностью актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и с государством.
Совершенные крепостным порядком сделки объявлялись бесспорными. При соблюдении всех правил о вводе во владение сделка объявлялась бесповоротной. Нотариально засвидетельствованная сделка подлежала при необходимости принудительному исполнению, которое осуществлялось административными органами.
При засвидетельствовании (удостоверении) сделки нотариусом ее стороны были обязаны представить справку полиции о самоличности (в отношении крепостных крестьян), а также справку органа местного самоуправления о принадлежности отчуждаемого имущества продавцу. Также выяснялось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество. Причем в случае необходимости запросы о запрещениях делались другим столоначальникам, поскольку по законодательству Российской империи того времени стороны сами определяли, где именно удостоверить сделку, и не были связаны местом нахождения имущества.
Далее составлялся проект сделки, который переписывался начисто на гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса, в том числе тремя свидетелями. После уплаты пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку, заносимую в особый журнал. Удостоверенный акт оглашался через сенатские ведомости, и копия объявления направлялась в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества.
Таким образом, к концу XIX века в российском государстве уже сложилась в общих чертах нотариальная процедура, в целом аналогичная современной.
При исполнении нотариальных обязанностей необходимо было совершить следующие действия:
- установить личность сторон;
- проверить правоспособность и дееспособность сторон;
- проверить подлинность договора и установить его соответствие действующему законодательству;
- записать договор в книгу;
- взыскать пошлины и сборы;
- на подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге.
Еще в XIX веке важность участия образованного, квалифицированного профессионала в процессе заключения сделок подчеркивал А. Иваницкий, который считал, что задача нотариуса заключается не только и не столько в составлении акта или совершении другого засвидетельствования по заранее установленной шаблонной форме (эту работу мог бы выполнить любой писец нотариальной конторы), а в толковом, ясном и определенном изложении акта или сделки. Кроме того, нотариусу приходится решать вопросы квалификации сделок, проверять их на соответствие требованиям закона*(12). "Все эти вопросы, требующие и особо специальных знаний, и опыта, должны разрешаться нотариусом в большинстве случаев почти моментально... ", вряд ли с этим может справиться "всякое мало знающее лицо"*(13).
Развитие нотариата в царской России...
Представляет интерес анализ предложений о совершенствовании нотариальной части, которые были разработаны в России в конце XIX-начале XX столетий. Речь идет о новой редакции Положения о нотариальной части, которое было опубликовано в Санкт-Петербурге в 1904 г.
Согласно этому документу заведывание нотариальной частью под надзором судебных мест должно было поручаться нотариусам и состоящим при нотариальных архивах старшим нотариусам и их помощникам. Министру юстиции предполагалось предоставить право издания инструкций по предметам внутреннего распорядка и делопроизводства в нотариальных архивах и конторах.
Нотариусами согласно проекту новой редакции Положения могли быть лица, удовлетворяющие условиям, предусмотренным в ст. 250 и 251 Учреждения судебных постановлений, имеющие не менее 25 лет отроду и не занимающие никакой другой должности, которая была бы связана с извлечением дохода или нахождением на содержании, также запрещалось состоять на государственной или общественной службе.
Лица, не удовлетворявшие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса, и желающие занять эту должность, подвергались испытанию по программе, установленной министром юстиции, которое состояло в умении правильно излагать акты, в знании форм нотариального делопроизводства и составлении необходимых для исполнения этой должности актов.
Лицо, выдержавшее испытание в одном судебном округе, при занятии должности нотариуса в другом судебном округе новому испытанию не подвергалось. Нотариусам предоставлялось право иметь под их руководством и ответственностью помощников, если они окончили курс наук не ниже средних учебных заведений и занимались в конторе нотариуса: получившие высшее юридическое образование - не менее шести месяцев, а прочие лица - не менее одного года. Число помощников при каждом нотариусе определялось окружным судом. Нотариус обязан был сообщать председателю окружного суда о принятии на работу помощника, времени его вступления в должность и увольнения с этой должности. При недостатке лиц, желающих и имеющих право поступить в нотариусы, обязанности нотариуса могли быть возложены на местных участковых судей.
Нотариусам предоставлялось право иметь при конторах нотариальных рассыльных для исполнения указанных в законе действий, предполагалось, что они должны будут действовать под имущественную ответственность самих нотариусов. Об избранных для исполнения этих обязанностей лицах нотариусы должны были сообщать председателю суда. В отношении личной ответственности эти лица приравнивались к судебным рассыльным.
Таким образом, в дореволюционный период в России уже существовал институт нотариата, максимально приближенный к модели нотариата латинского типа. Такой нотариат эффективно действовал, обеспечивая законность гражданского оборота, защиту прав граждан.
Система общественных отношений дореволюционной России, базирующаяся на существовании частной собственности, развитый гражданский оборот обусловливали важную роль нотариата в области охраны существовавших общественных отношений, защиты имущественных прав и интересов собственников.
... И его судьба в советский период
Однако проектам совершенствования нотариата, организованного по латинской модели, не суждено было воплотиться в жизнь. В результате Октябрьской революции в России произошли принципиальные изменения государственной и общественной жизни, которые фактически уничтожили условия существования свободного нотариата.
Декретом о суде N 1 уже в 1917 году были упразднены старые государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры*(14). В качестве составной части этой системы несколько позднее, в 1918 г., был упразднен и нотариат, поскольку функции, которые он выполнял, отпали. Постановлением Совета народных комиссаров Москвы и Московской губернии было отменено "Положение о нотариальной части", объявлено о муниципализации нотариальных контор и введено новое Положение*(15). Правовая основа регулирования гражданских прав, созданная дореволюционным законодательством, рухнула, основой правовой системы стало революционное правосознание, не подразумевающее необходимость формальной фиксации возникающих прав.
В связи с этим в первые годы после революции, в период гражданской войны и иностранной интервенции, нотариат фактически бездействовал, поскольку гражданский оборот в стране был не только количественно незначительным, но и претерпел существенные качественные изменения. Нотариальные конторы в городах были ликвидированы, на их месте создавались нотариальные отделы при местных Советах, которые возглавляли народные нотариусы. В 1918 г. циркуляром Наркомюста данные отделы было предложено упразднить, их функции были распределены между другими органами соответственно их компетенции (отделами коммунального и социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, местными народными судьями).
Однако потребности общества и едва сохранявшегося, но существовавшего гражданского оборота все-таки требовали осуществления нотариальных действий. Поэтому в феврале 1919 г. действие указанного циркуляра было приостановлено Наркомюстом и было предложено по мере необходимости учредить нотариальные столы - в городах при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах - при местных народных судах. Вопрос о необходимости нотариата в советской республике был решен в пользу его существования.
Однако в компетенции нотариуса находилось совершение весьма незначительного количества действий: удостоверение различного рода обстоятельств, освидетельствование верности копий с документов, подлинности подписей и ряд других подобного характера.
Отсутствие должного законодательного регулирования организации и деятельности нотариата было обусловлено прежде всего тем, что "в обстановке так называемого военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал"*(16), обязательственные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.
Повышение внимания к организации нотариата и регулированию нотариальной деятельности со стороны органов советской власти было связано с изменениями экономического курса советского государства, а именно с переходом к новой экономической политике. Объясняется это тем, что новая экономическая политика, рассчитанная на скорейшее восстановление народного хозяйства, основывалась на использовании рынка и денежных отношений. Возникает потребность в обеспечении законности сделок в сфере гражданского оборота и особенно во всемерной охране имущественных интересов государства.
Было введено обязательное нотариальное засвидетельствование сделок, совершаемых между государственными хозяйственными организациями и частными лицами, с целью обеспечения контроля за законностью сделок. Несоблюдение обязательной нотариальной формы сделок влекло их недействительность. Например, декрет СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. "О предоставлении собственникам не муниципализированных строений права возмездного их отчуждения"*(17) предусматривал совершение сделок об отчуждении строений по месту их нахождения в губернских отделах юстиции или в уездных бюро юстиции под страхом их недействительности. Положение от 30 сентября 1921 г. "О государственных подрядах и поставках"*(18) устанавливало обязательность регистрации договоров подряда или поставки, совершаемых государственными органами с частными лицами, в губернских отделах юстиции или в уездных бюро юстиции.
Обязательными постановлениями некоторых губисполкомов были предусмотрены правила о регистрации в нотариальных учреждениях определенной категории сделок. В частности, президиум Моссовета 14 декабря 1921 г. издал постановление "О регистрации актов и документов по всякого рода сделкам", предусматривавшее, что в случае нерегистрации сделки, совершаемой между государственными органами и частными лицами, виновные должностные лица несут ответственность, а частные лица, не представившие сделки к удостоверению или представившие с пропуском двухнедельного срока, подвергаются штрафу в размере десятикратного против установленного постановлением сбора за нотариальное удостоверение.
Для обеспечения возросшей по объему нотариальной деятельности декретом СНК РСФСР от 12 августа 1921 г.*(19) и циркуляром Наркомюста от 13 августа 1921 г. были повсеместно учреждены нотариальные столы губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. На них возлагалось совершение засвидетельствования сделок и различных договоров. В это же время Наркомюст разрабатывает проект Положения о нотариате, который был одобрен на съезде работников советской юстиции, а 4 октября 1922 г. Положение о государственном нотариате РСФСР было принято СНК*(20).
Постепенно нотариат в советской России становится самостоятельным государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции. Предусматривалось учреждение государственных нотариальных контор во всех городах Российской Федерации, а также в наиболее значительных пунктах сельской местности, на узловых железнодорожных станциях, пристанях, временно на ярмарках. Местонахождение нотариальных контор устанавливалось исполкомами местных Советов и утверждалось Наркомюстом. Там, где нотариальные конторы не были учреждены, исполнение нотариальных функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей.
Возглавлялись нотариальные конторы нотариусами, которые назначались на должность президиумами губернских Советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших специальные испытания по программе, утвержденной Наркоматом юстиции.
Положение о государственном нотариате РСФСР к ведению нотариальных органов относило следующие функции:
- совершение актов, для которых законом установлен нотариальный порядок;
- засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями как между собой, так и с частными лицами;
- совершение и засвидетельствование по желанию сторон таких договоров, которые не требуют по закону нотариального совершения или засвидетельствования;
- совершение протеста векселей;
- засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписок из торговых книг, а также подлинностей подписей;
- удостоверение по требованиям должностных лиц и учреждений, а также частных лиц бесспорных обстоятельств, как то: времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и т. п.;
- выдача выписок и копий из нотариальных книг и реестров;
- принятие и хранение представленных разными лицами документов.
Мы видим, что контроль за законностью при совершении гражданско-правовых действий в сфере хозяйственной жизни входит в компетенцию нотариата.
Принятие Гражданского кодекса 1922 г., Гражданского процессуального кодекса 1923 г., внесение изменений в Положение о судоустройстве РСФСР вызвало необходимость приведения в соответствие с ними положения о государственном нотариате. Вскоре Декретом СНК РСФСР от 24 августа 1923 г. было введено новое Положение о государственном нотариате*(21), полностью воспроизводящее перечень нотариальных действий, установленных Положением 1922 г., однако излагавшее их в соответствии с новым Гражданским кодексом.
Государственный нотариус
Статус нотариуса, узаконенный к 1923 году, просуществовал практически неизменным весь советский период развития нотариата.
Прежде всего нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, являлся государственным служащим. За свой труд нотариусы могли получать вознаграждение только от государства. Им запрещалось занимать иные государственные должности, за исключением выборных и преподавательских, а также совмещать свою деятельность с адвокатской практикой, служить по найму в кооперативных и общественных организациях.
Государственные нотариальные конторы содержались за счет бюджетных отчислений, работающие там нотариусы заключали трудовой договор с соответствующим органом юстиции.
Нотариус-госслужащий не нес полной личной имущественной ответственности за свои профессиональные действия: в случае совершения действий, противоречащих законодательству, наступала дисциплинарная ответственность перед работодателем в соответствии с трудовым законодательством в установленном законом порядке, то есть в размере заработной платы нотариуса, а не причиненных убытков. Отсутствовал институт личной имущественной ответственности нотариуса за вред, причиненный гражданам и организациям при исполнении им должностных обязанностей, невозможно было возмещение за счет нотариуса убытков, причиненных им при осуществлении профессиональной деятельности. Понятия страхования ответственности нотариуса, естественно, также не было.
Общее методическое руководство и надзор за деятельностью нотариата осуществлял Наркомюст РСФСР. Оперативное руководство и контроль за деятельностью нотариальных контор осуществлялись Президиумами губернских Советов народных судей, которые производили периодические проверки деятельности нотариальных контор, принимали и проверяли отчеты, рассматривали жалобы на совершение нотариусами каких-либо действий или на отказ в их совершении. Определение Президиума по жалобе было окончательным, однако оно могло быть обжаловано в порядке надзора Наркомюстом.
Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 15 июля 1924 года*(22) наряду с общими указаниями об организации и функциях нотариата устанавливали разграничение компетенции Союза ССР и союзных республик в сфере законодательного регулирования вопросов нотариата: определение основных принципов организации и компетенции нотариата было отнесено к ведению союзного законодательства, в соответствии с которым республики имели право принимать собственные положения о государственном нотариате.
Постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата"*(23), принятое 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР, явилось первым общесоюзным актом по вопросам нотариата. Выполнение нотариальных функций возлагалось на государственные нотариальные конторы, отдельные нотариальные функции законодательством союзных республик могли возлагаться на народные суды, волостные или районные исполнительные комитеты местных Советов.
К основным задачам нотариальных органов прежде всего относились проверка соответствия требуемых от них нотариальных действий и представляемых им документов действующим законам (ст. 10), оказание трудящимся активного содействия в ограждении их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и тому подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред (ст. 12).
Постановление относило к компетенции нотариальных органов следующие действия:
- нотариальное удостоверение сделок;
- совершение предусмотренных законом протестов;
- засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг и документов;
- засвидетельствование подлинности подписей;
- удостоверение обстоятельств и фактов, могущих иметь юридическое значение, в которых нотариус лично может удостовериться и для удостоверения которых закон не устанавливает другого порядка;
- регистрацию арестов, налагаемых на строения, а равно изменение и снятие их;
- хранение документов;
- иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик.
На отдельные нотариальные конторы могло быть возложено также засвидетельствование правильности переводов с иностранных языков и на иностранные языки (ст. 8).
Как правило, нотариальные действия совершались нотариусом в нотариальной конторе. Вне конторы нотариус может совершать нотариальные действия по просьбе стороны в случае невозможности ее явиться в контору по уважительной причине.
При совершении нотариального действия нотариус обязан проверить законность удостоверяемой сделки или свидетельствуемого документа, а также удостовериться в правоспособности и дееспособности участвующих в сделке лиц и собственноручности их подписи под документами. Нотариус оказывал содействие учреждениям, предприятиям, организациям и гражданам в защите их прав и законных интересов. Нотариусы обязаны были соблюдать тайну в отношении совершаемых ими нотариальных действий. Справки о нотариальных действиях, совершенных нотариусом, могли выдаваться только участникам сделок, а также по требованию прокуратуры и судебных органов.
В сельских местностях, где не было нотариальных контор, некоторые нотариальные действия (удостоверение договоров контрактации, сделок о продаже строений на снос на сумму до 600 руб. и прочих сделок на сумму до 500 руб., засвидетельствование копий документов, подписей на них и др.) выполнялись сельскими Советами. Жалобы на действия нотариусов приносились народному суду по месту нахождения нотариальной конторы и рассматривались судом в судебном заседании с вызовом заинтересованных лиц (ст. 231-234 ГПК РСФСР).
Союзное Постановление стало основой для разработки и принятия республиканских Положений о государственном нотариате. В РСФСР такое Положение было утверждено и введено в действие 4 октября 1926 года*(24).
Полномочия по возложению на нотариальные органы дополнительных нотариальных функций широко использовались союзными республиками, что подтверждало существование огромного потенциала института нотариата, использовавшегося явно недостаточно. Особенно это касалось дел бесспорного характера: ранее входившие в компетенцию суда, они постепенно перешли в ведение нотариальных контор. Так, Положением о государственном нотариате РСФСР 1924 г. к функциям нотариальных органов было отнесено не только нотариальное удостоверение сделок, но и учинение исполнительных надписей на них (ст. 9). Тем самым суд был освобожден от выдачи судебных приказов по актам.
Несколько позднее, в 1927-1928 гг., в ведение нотариата были переданы принятие мер к охране наследственного имущества и все распоряжения по имуществу, оставшемуся после умерших. В 1927 г. были отменены ст. 204-209 ГПК РСФСР о внесении в суд предметов обязательства и депозитное производство передано в компетенцию нотариата. В РСФСР и некоторых других республиках в ведение нотариата были переданы дела о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Положение о государственном нотариате в новой редакции было утверждено ВЦИК и СНК РСФСР 20 июля 1930 года*(25), оно было заменено Положением, утвержденным Советом Министров РСФСР 31 декабря 1947 года *(26), которое, в свою очередь, заменено Положением от 30 сентября 1965 года*(27).
Со временем политические и экономические изменения в стране, систематизация и кодификация законодательства обусловили необходимость разработки и принятия нового общесоюзного акта о государственном нотариате. 19 июля 1973 года Верховным Советом СССР был принят Закон Союза ССР "О государственном нотариате"*(28). Хотя Закон СССР не был назван Основами, однако, по существу, он выполнял функции, присущие Основам. Он и готовился как общесоюзный законодательный акт, на базе которого должно было быть упорядочено и получить дальнейшее развитие все другое союзное и республиканское законодательство.
Несомненным достоинством Закона СССР, по мнению Л.Ф. Лесницкой, явилось то, что он не только регулировал деятельность нотариальных контор, но и определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравнивались к нотариально удостоверенным документам*(29).
Республиканские законы развили положения союзного Закона, подробно определив порядок совершения каждого нотариального действия. Так, в РСФСР Закон "О государственном нотариате" был принят 2 августа 1974 года*(30).
Современный нотариат: модель выбрана
В советский период развития нотариат позиционировался как орган, содействующий охране социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, государственных, кооперативно-колхозных и других общественных организаций, его значение в этой защите было весьма невелико. Лишение нотариата свободы и независимости, отрицание его негосударственной частноправовой природы повлекло существенное умаление его роли как органа, призванного осуществлять защиту прав и охраняемых законом интересов граждан.
При отсутствии института частной собственности нотариат выступал в качестве придатка к правовой системе государства. В большинстве случаев его роль сводилась к удостоверению небольшого числа сделок и оформлению документов о наследстве*(31).
Но времена изменились. Коренные реформы в направлении построения в России правового государства потребовали по-новому взглянуть на проблему обеспечения законности гражданского оборота, прежде всего в сфере недвижимости, защиты прав и свобод граждан. Остро встала необходимость возродить систему нотариата, исторически присущую России.
Принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации о нотариате провозгласили свободный нотариат латинского типа.
Его основными преимуществами по сравнению с государственным стали:
- широкие полномочия (в сферах гражданского оборота, предупредительного правосудия и пр.);
- независимость от государственных должностных лиц, мощный антикоррупционный потенциал;
- личная имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса и как следствие - заинтересованность в качественной работе;
- самофинансирование, существование абсолютно без затрат для бюджета.
Анализ истории развития нотариата в России показал, что уже на рубеже XIX-XX веков были заложены основы нынешнего небюджетного нотариата латинского типа. Вхождение России в Европейское сообщество неизбежно должно привести к унификации и стандартизации основополагающих правовых норм. Модель латинского нотариата была перенята в свое время Россией как наиболее полно отвечающая функциям и специфике деятельности нотариата в нашей стране. Перенос на российскую почву чуждых нашей правовой системе моделей англо-американского типа не принесет желаемого эффекта. Не все споры должны решаться в суде, "досудебное правосудие" все шире и успешнее применяется во многих странах мира и прежде всего в тех странах, где общепризнанна ведущая роль нотариуса в удостоверении, подтверждении и юридическом закреплении гражданских прав с целью предупреждения их возможного нарушения. Подтверждением этому является факт принятия закона "О гражданском нотариате" в штате Флорида (США) и аналогичного в штате Алабама (США). К сожалению, сегодняшние попытки законодательного регулирования института нотариата в России зачастую идут в разрез с общемировыми тенденциями развития института латинского нотариата.
Эффективность деятельности частнопрактикующего нотариата в России доказана неизменным сокращением числа государственных нотариусов и международным признанием российского небюджетного нотариата, принятого в 1995 году в Международный союз латинского нотариата.
Е. Богомолова,
шеф-редактор раздела "Нотариальная практика",
katyaB3@yandex.ru
"эж-ЮРИСТ", N 46, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., ОКТБ, 1999. С. 23.
*(2) Барановский С. Пасынки Фемиды//Нотариальный вестник. 1903. N 2. С. 7-8.
*(3) Мандельштам Л.Б. Указ. раб. С. 42-43.
*(4) Кузнецов С.К. Педагогические начала в нотариальном Положении. // Нотариальный вестник. 1904. N 32. С. 6.
*(5) Мандельштам Л.Б. Указ. раб. С. 37.
*(6) Иваницкий А. Впечатления и заметки.//Нотариальный вестник. 1903. N 2. С. 6.
*(7) Барановский С. Указ. раб. С. 7.
*(8) Гасман А.Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. СПб, 1904. С. 41.
*(9) Мандельштам Л.Б. Указ. раб. С. 43.
*(10) Мандельштам Л.Б. Указ. раб. С. 43-47.
*(11) Там же. С. 47.
*(12) Иваницкий А. Указ. раб. С. 6.
*(13) Там же. С. 6.
*(14) СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.
*(15) Юдельсон К.С. Советский нотариат. М., 1959. С. 5.
*(16) Гражданский процессуальный кодекс. Проект, выработанный Народным комиссариатом юстиции, с объяснительной запиской. М., 1923. С. 3.
*(17) СУ РСФСР. N 60. Ст. 410.
*(18) СУ РСФСР. 1921. N 69. Ст. 549.
*(19) СУ РСФСР. 1921. N 60. Ст. 417.
*(20) СУ РСФСР. 1922. N 63. Ст. 807.
*(21) СУ РСФСР. 1923. N 75. Ст. 726.
*(22) СЗ СССР. 1926. N 23.
*(23) СЗ СССР. 1926. N 35. Ст. 252.
*(24) СУ РСФСР. 1926. N 74. Ст. 576.
*(25) СУ РСФСР. 1930. N 38. Ст. 476.
*(26) СП РСФСР. 1947. N 980.
*(27) Ведомости РСФСР. 1965. N 40. Ст. 991.
*(28) Ведомости СССР. 1973. N 30. Ст. 393.
*(29) Лесницкая Л.Ф. и др. Нотариат в СССР. М., 1990. С. 5-6.
*(30) Ведомости РСФСР. 1974. N 32. Ст. 852.
*(31) Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации. М., Издательская группа Норма-Инфра*М, 2001. С. 28.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru