Налог на прибыль: что изменится
Мы продолжаем знакомить наших читателей с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, которые вступают в силу с 1 января 2005 года. В этой статье речь пойдет об изменениях, касающихся исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Надо отметить, что те поправки, которые так усиленно обсуждались в прессе в уходящем году (см., например, "БП" N 28, 2004), в 2004 году приняты не будут и соответственно с 1 января 2005 года в силу не вступят. Как вы знаете, по налогу на прибыль с нового года ожидалось большое количество существенных изменений, которые волнуют многих налогоплательщиков, в частности возможность максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Но законодатели решили перенести их обсуждение на более позднее время.
Ряд поправок в главу 25 НК РФ все же был принят, причем еще летом этого года. Рассмотрим, какие изменения ждут налогоплательщиков с нового года.
Они внесены следующими федеральными законами:
- от 29.07.2004 N 95-ФЗ (далее - Закон N 95-ФЗ);
- от 20.08.2004 N 105-ФЗ (далее - Закон N 105-ФЗ);
- от 20.08.2004 N 107-ФЗ(далее - Закон N 107-ФЗ);
- от 20.08.2004 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ);
- от 22.08.2004 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ).
Изменение налоговых ставок
(Законы N 95-ФЗ И N 107-ФЗ)
Без местного бюджета...
Поправки, внесенные Законом N 95-ФЗ в ст. 284 НК РФ, коснутся практически всех плательщиков налога на прибыль. Согласно новой редакции этой статьи перечислять налог в местный бюджет больше не нужно. Напомним, что до 2005 года от этого освобождались только организации, которые находились в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, такие организации перечисляли налог в федеральный бюджет и бюджеты этих городов.
С нового года в федеральный бюджет будет зачисляться налог на прибыль, исчисленный по ставке 6,5%, а в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17,5%. При этом остается право субъектов РФ понижать налоговую ставку, подлежащую перечислению в их бюджеты, но не ниже 13,5%.
Хотя общая ставка налога не изменится (24%) и налоговая нагрузка на плательщиков налога на прибыль не упадет, такие изменения, безусловно, обрадуют налогоплательщиков. Прежде всего это освободит организации от распределения сумм налога в местный бюджет, особенно это касается организаций, в состав которых входят обособленные подразделения. Ведь такие организации только в федеральный бюджет уплачивают платежи по налогу на прибыль в полном объеме (без распределения по обособленным подразделениям). Платежи же в региональные и местные бюджеты перечисляются по месту нахождения не только организации, но и каждого из ее обособленных подразделений.
Как часто бывает, при внесении изменений даже с нового налогового периода (в данном случае - года) у организаций встает вопрос о переходном периоде: в какие бюджеты и в какой пропорции перечислять налог на прибыль, исчисленный по результатам 2004 года? Закон N 95-ФЗ вступает в силу с 2005 года, следовательно, не уплачивать налог в местный бюджет можно будет только с нового года. По итогам же 2004 года организации должны исчислить и уплатить налог в три бюджета: федеральный, субъектов РФ и местный, и соответственно по тем ставкам, которые применялись для того или иного бюджета до 1 января 2005 года. При этом в платежном поручении в поле 104 необходимо будет указать уже новые коды бюджетной классификации (КБК).
Напомним, что с нового года вместо 7-значного КБК для перечисления налогов предусмотрены новые 20-значные коды. Они введены Приказом Минфина России от 27.08.2004 N 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год" (далее - Указания). Данный Приказ в государственной регистрации не нуждается (Письмо Минюста России от 03.09.2004 N 07/9251-ЮД). Приказ Минфина России от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2005 года утрачивает силу (п. 2 Приказа N 72н).
КБК для перечисления налога на прибыль в местный бюджет в Классификации доходов бюджетов РФ, которая приведена в приложении 1 к новым Указаниям, естественно, не предусмотрен. Но при этом для налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты в части сумм по расчетам за 2004 год и погашения задолженности прошлых лет, КБК предусмотрен в разделе "Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам" данной классификации.
В сентябре этого года МНС России выпустило Письмо от 23.09.2004 N 10-0-07/4565@ "О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов". В Письме сказано, что Указанием Банка России от 25.08.2004 N 1493-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России" максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов. С 1 января 2005 года неправильно заполненные расчетные документы не будут приниматься кредитными организациями, поскольку Положением Банка России от 23.12.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" установлено, что расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Очевидно, что для применения новых кодов требуется новая форма платежного поручения, а также внесение изменений в раздел 1 деклараций, где в настоящее время для внесения КБК предусмотрено 7 знаков.
Повышение ставки по дивидендам
Российские организации с 1 января 2005 года ожидает повышение с 6 до 9% ставки налога на прибыль в отношении доходов, полученных в виде дивидендов. По такой же ставке налог должны будут заплатить и физические лица, получающие указанные доходы, что также предусмотрено Законом N 95-ФЗ. Напомним, что налог на прибыль по доходам в виде дивидендов исчисляет, удерживает и перечисляет, причем только в федеральный бюджет, налоговый агент - российская организация, являющаяся источником дохода (п. 5 ст. 286 НК РФ).
Причем речь идет о дивидендах, полученных российскими организациями от российских организаций. Если же дивиденды получены иностранными организациями от российских организаций или российскими организациями от иностранных организаций, по таким доходам, как и прежде, применяется ставка налога 15%.
Опять встает вопрос переходного периода: какую ставку следует применять в 2005 году по дивидендам за 2004 год? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, когда в целях налогообложения прибыли будет признан соответствующий доход. Для дохода в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций датой его получения признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подп. 2 п. 4 ст. 271 и п. 2 ст. 273 НК РФ).
Значит, если дивиденды будут перечислены организации в 2005 году, в этом же году доход будет считаться полученным. При исчислении дохода организация должна применить ту ставку налога, которая действует на момент получения налогооблагаемого дохода. Следовательно, при получении в 2005 году дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций в 2004 году организации применяют ставку 9%.
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием
Новая редакция п. 4 ст. 284 НК РФ, который устанавливает, какие ставки необходимо применить к налоговой базе по операциям с отдельными видами долговых обязательств, распространяет ставку налога в размере 15%, применяемую в настоящее время к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, и на следующие виды доходов:
- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;
- учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.
При этом, как можно заметить, к указанным доходам ставку 15% можно будет применять не ранее 2007 года. Если эмиссия указанных облигаций осуществлена до 1 января 2007 года, а также если ипотечные сертификаты участия выданы до этой даты, налогоплательщик должен исчислить и заплатить налог с таких доходов по ставке 9%.
Кроме того, ставка 9%, установленная п. 4 ст. 284 НК РФ, с нового года применяется и по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 года. Изменения в указанный пункт ст. 284 НК РФ внесены Законом N 107-ФЗ.
Отметим, что эмиссию облигаций с ипотечным покрытием могут осуществлять только кредитные организации, а также ипотечные агенты. О них речь пойдет ниже.
Ипотечные агенты (Закон N 105-ФЗ)
Напомним, что ипотечный агент - это специализированная коммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является приобретение прав требования по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и закладных и которой предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием (см. ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах").
Для таких налогоплательщиков в главу 25 НК РФ внесены следующие изменения:
- из внереализационных доходов исключены случаи списания ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием (п. 1 ст. 1 Закона N 105-ФЗ);
- перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 251 НК РФ), дополнен новым подп. 29. Он предусматривает, что доходы в виде имущества, включая денежные средства, или имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью, не облагаются налогом на прибыль (п. 2 ст. 1 Закона N 105-ФЗ).
Расходы на оплату проезда (Закон N 122-ФЗ)
В настоящее время п. 7 ст. 255 НК РФ определяет, что расходы на оплату проезда к месту использования отпуска на территории России и обратно относятся к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
С нового года в целях налогообложения прибыли такой порядок будет сохранен только для организаций, финансируемых из бюджета. А для остальных организаций эти расходы будут признаваться в порядке, предусмотренном работодателем.
Прежняя формулировка п. 7 ст. 255 НК давала много поводов для споров, которые преимущественно сводились к правомерности признания сумм на оплату проезда к месту проведения отпуска, выплаченных работникам Крайнего Севера, если не учитывались ограничения, установленные ст. 325 Трудового кодекса РФ. С 1 января 2005 года эта статья ТК РФ будет определять порядок компенсации указанных расходов для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, только в случаях, если такие организации финансируются из федерального бюджета.
Передача имущества по инвестиционному соглашению
(Закон N 110-ФЗ)
Изменения в п. 1 ст. 256 НК РФ внесены в связи с планируемым вступлением в силу федерального закона "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания", находящегося на рассмотрении в Государственной Думе РФ.
При этом указанный пункт был дополнен новым положением, которое устанавливает, что амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения.
М. Ракитина,
ведущий эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 52, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.