Реформа исполнительной власти и государственный контроль за качеством и
безопасностью потребительских товаров
Одной из основных концепций реформирования системы федеральных органов исполнительной власти является разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 первая группа функций возложена на федеральные министерства, вторая группа - на федеральные службы, третья - на федеральные агентства.
Согласно этому документу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство, согласно документу, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Таким образом, контрольно-надзорные функции уполномочены осуществлять федеральные службы.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
В результате проведенной реформы образованы 34 федеральные службы, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия в различных сферах деятельности.
Рассмотрим, как проведенная реформа сказалась на осуществлении государственного контроля таких значимых для всего населения страны объектов контроля, как качество и безопасность потребительских товаров.
Система органов государственного контроля в целом уже давно подвергалась резкой критике как со стороны специалистов, осуществляющих этот контроль, так и со стороны "подконтрольных" объектов.
Не составляли исключение и органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.
Отмечалось, что за последнее время контрольный аппарат значительно вырос, и не всегда этот численный рост оправдан. Зачастую контрольные органы дублируют друг друга. Отсутствуют налаженные контакты и координация деятельности различных контрольных органов. Эти недостатки мешают использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере.
Законодательство о государственном контроле
Статьей 11 Закона РФ от 10 июня 1993 г. "О стандартизации" предусмотрена система, согласно которой государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляются на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации.
Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являлись Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.
Закон "О стандартизации" послужил предпосылкой законодательного закрепления полномочий целого ряда контролирующих (специально уполномоченных) органов.
После Закона о стандартизации был принят целый ряд законов и подзаконных актов, определяющих правовое положение контролирующих органов. Основными из них являются:
Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183 "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки". Постановлением Правительства РФ от 23 марта 1999 г. N 328 специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки определена Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ;
Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) - статьи 8-12. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, до проведенной реформы являлся Департамент государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава России;
Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (с изм. от 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.). Статья 8 данного Закона определила, что государственный ветеринарный надзор - это деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы РФ, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 (с изм. от 16 апреля 2001 г.) было утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, согласно которому государственный ветеринарный надзор представляет собой систему контроля за соблюдением требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок;
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (в ред. от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ).
Статья 23 названного Закона определила, что одним из направлений контроля является:
контроль за соблюдением требований к оборудованию для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за соблюдением государственных стандартов и технических условий на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и сырье для их производства;
контроль за качеством и объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Первоначально функции федерального органа исполнительной власти осуществляла Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Положение о которой принято постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1149. Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. N 483 эти функции переданы Государственной налоговой службе РФ;
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) В соответствии со ст. 46 указанного Закона Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 санитарно-эпидемиологический надзор в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в Российской Федерации осуществляется государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, являющейся единой федеральной централизованной системой органов и учреждений;
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.). Статья 13 названного Закона определила, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, органами государственной ветеринарной службы Российской Федерации, органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации, органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
В соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" было принято постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов", которое конкретизировало объект и предмет контроля в зависимости от контролирующего органа. Постановлением было определено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются:
а) органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации - государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам:
пищевой ценности пищевых продуктов;
безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, а также табачных изделий;
безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования);
безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания;
условий утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;
организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции;
условий и качества питания населения;
б) органами и учреждениями государственной ветеринарной службы Российской Федерации - государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:
безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);
безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок;
безопасности условий реализации на продовольственных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления;
условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения;
организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека;
в) Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии и его территориальными органами - государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам:
качества продукции (за исключением зерна), упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и поставке;
безопасности в техническом отношении технологического оборудования, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами;
технических документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция;
производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, методик ее исследований (испытаний) и идентификации;
организации и проведения подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, а также систем управления качеством;
г) Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ и ее территориальными органами - государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества продовольственного зерна и продуктов его переработки, используемых для производства пищевых продуктов, при их закупке, изготовлении, ввозе на территорию Российской Федерации, хранении, транспортировке и поставке;
д) Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Российской Федерации и ее территориальными органами -государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.
Таким образом, до проведения реформы структуры исполнительных органов система государственного контроля за обеспечением качества и безопасности потребительских товаров была представлена 7 органами, осуществляющими государственный контроль одних и тех же объектов:
органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
органами Государственной ветеринарной службы РФ;
органами Государственной хлебной инспекции РФ;
органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и услуг и защите прав потребителей РФ;
органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации (Госстандарт России);
Департаментом государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава России;
органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (органами МНС России).
Совершенно очевидно, что действующая система государственного надзора и контроля в рассматриваемой области требовала серьезного совершенствования, четкого и взаимосогласованного определения компетенции всех ее многочисленных участников, устранения дублирования и повышения эффективности. В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагалось создание единого межведомственного органа по контролю за качеством и безопасностью продукции на базе Госстандарта России, который являлся ведущим органом в области государственного нормирования качества и безопасности продукции, обязательной сертификации, государственного контроля. Данное объединение должно было обеспечить методическое единство, согласование методов и средств контроля, независимость контроля от ведомственного влияния. Все перечисленные органы контроля предлагалось передать в Госстандарт для создания специализированных контролирующих подразделений, укомплектованных соответствующими специалистами.
Указом Президента РФ N 314 функции по осуществлению контрольно-надзорной деятельности были переданы вновь созданным федеральным службам.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека
В соответствии с Указом N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, с передачей ей функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли РФ, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба создана в результате слияния Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Департамента Государственной инспекции по качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РФ (Госторгинспекции) и управления по защите прав потребителей МАП России.
На практике создается впечатление, что произошло уменьшение количества мероприятий по контролю, однако вызвано оно не объединением контролирующих органов, а неопределенностью их правового статуса в результате слияния (по регионам управления Госторгинспекции до сих пор не объединены с органами Санэпиднадзора - получается, что Госторгинспекции уже нет, а новая структура еще не организована. В результате возникает ложное представление о сокращении количества проверок).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2) регистрирует:
впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
3) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
4) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития
В соответствии с Указом N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, с передачей ей функций по контролю и надзору упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, за исключением функций, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития имеет следующие полномочия:
1) осуществляет надзор: за фармацевтической деятельностью; за соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения*(1);
2) осуществляет контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств;
3) организует проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
4) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
2) беспрепятственно получать доступ на любое предприятие-производитель лекарственных средств, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) запрещать рекламу лекарственных средств и предупреждать рекламодателя о необходимости изменения рекламы лекарственного средства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
В части осуществления государственного контроля за обеспечением качества, безопасности и эффективности лекарственных средств Служба будет исполнять функции ликвидированного Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Минздрава России.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
В соответствии с Указом N 314 образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, с передачей ей функций по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства РФ (Служба организована вместо ранее существовавшей Государственной ветеринарной службы РФ).
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.
Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:
а) проводит учет и анализ нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов в закрепленной сфере деятельности;
б) осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе:
надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения;
ветеринарный и фитосанитарный надзор за производственной деятельностью в морских рыбных портах и на судах рыбопромыслового флота;
надзор за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок (в том числе изготовленных изгенно-инженерно-модифицированных организмов) на всех стадиях производства и обращения.
* * *
Более сложная ситуация возникла в отношении Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ. Дело в том, что эта служба вообще не упомянута в Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 и от 20 мая 2004 г. N 649. Создается впечатление, что, перечисляя органы, управомоченные осуществлять государственный контроль и надзор, о данной Инспекции просто забыли. С другой стороны, никто не отменял постановление Правительства РФ от 15 марта 2001 г. N 191 "Об утверждении Положения о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации". Согласно этому Положению Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция) является государственным органом при Правительстве, специально уполномоченным в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна.
Государственная хлебная инспекция является органом при Правительстве РФ, а Указом Президента РФ N 314 Правительство не включено ни в систему, ни в структуру органов исполнительной власти.
Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть в стране, является высшим исполнительным органом государственной власти РФ. При этом согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" оно возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Такую систему в соответствии со ст. 77 Конституции РФ и ст. 43 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" образуют в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.
Данное обстоятельство, по-видимому, и послужило основанием не включать Правительство РФ в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Но тогда возникает вопрос о правовом статусе хлебной инспекции как органа государственного контроля. Представляется, что ответ на данный вопрос необходим в законодательной форме.
Самые серьезные изменения реформа внесла в полномочия Госстандарта России. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498, Указом Президента РФ N 314 был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии. Согласно Указу созданная служба наделялась правом осуществления контрольно-надзорных функций. В качестве одного из направлений контрольно-надзорной деятельности Указ предусматривает осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами власти, местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения. Таким образом, при "первом" преобразовании Государственный комитет по стандартизации и метрологии "потерял" только часть своих ранее установленных полномочий, а именно - функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, которые Комитет согласно Указу делегировал Министерству промышленности и энергетики РФ.
Но Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Данное преобразование существенно изменило функции Службы и лишило ее в очередной раз ранее установленных полномочий, в частности по осуществлению контрольно-надзорных функций. Итак, в результате реформы исполнительной власти созданное Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Таким образом, количество органов, уполномоченных на осуществление контрольно-надзорной деятельности за обеспечением качества и безопасности продукции, сократилось на два органа (один - в результате объединения Госторгинспекции и Санэпиднадзора, а второй - в результате преобразования Госстандарта России в федеральное агентство, не правомочное осуществлять контрольно-надзорные функции).
Но если функции бывшего Госстандарта в проведении контроля и надзора за соблюдением обязательных требований к продукции и процессам (требований технических регламентов) способны осуществлять перечисленные выше федеральные службы, сформированные в результате реформы, то в результате проведенных преобразований возник вакуум по осуществлению контроля и надзора за средствами измерений. Реформой не предусмотрен орган (федеральная служба), уполномоченный осуществлять метрологический контроль. А значимость проведения данного вида контроля настолько высока для всей экономики и промышленности в целом, что данный вид контроля был включен в перечень видов контроля, на которые согласно Федеральному закону N 134 от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" периодичность его проведения не может быть ограничена (как наиболее значимые для государства и общества виды контрольно-надзорной деятельности). После проведенной реформы данный вид контроля нормативно не предусмотрен.
Далее, согласно Кодексу об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 19.19, заключающихся в "нарушении правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуска, продажи, проката или применении средств измерений, типы которых не утверждены, либо применении неповеренных средств измерений" вправе были составлять должностные лица:
органов Российской транспортной инспекции (в части промышленного железнодорожного транспорта, не входящего в систему федерального железнодорожного транспорта);
органов стандартизации, метрологии и сертификации;
органов внутренних дел.
Протоколы об административных правонарушениях составляются в случае установления факта правонарушения в результате проведения мероприятия по контролю. После того, как вновь созданное агентство по техническому регулированию и метрологии утратило функции по осуществлению контроля и надзора, данные правонарушения выявляться не будут,*(2) что негативно скажется на всей экономике в целом.
Справедливости ради следует отметить, что гипотетически возможность осуществления метрологического контроля федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии все-таки существует: Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294, установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства Российской Федерации. Поэтому для разрешения данной проблемы необходимо в ближайшее время принять нормативный правовой акт, управомочивающий указанное агентство на осуществление метрологического контроля.
* * *
Из проведенного анализа в сфере осуществления контроля и надзора по обеспечению качества и безопасности потребительских товаров следует сделать вывод, что проведенная реформа системы и структуры исполнительной власти не оправдала ожиданий по эффективной реорганизации контролирующих органов, не устранила их множественности и сохранила частичное дублирование их функций и полномочий.
Л. Чапкевич
"Право и экономика", N 12, декабрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данное полномочие не соответствует требованиям Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому обязательные требования могут содержаться только в технических регламентах, а национальные стандарты (термин "государственный стандарт" вообще не применяется в Законе) соблюдается на добровольной основе. Поэтому государственный контроль может осуществляться только на соответствие продукции требованиям технических регламентов. Технические условия также не относятся к нормативной документации, требования которой обязательны, поэтому контроль за соблюдением требований технических условий не осуществляется.
*(2) Совершенно очевидно, что контроль, осуществляемый Транспортной инспекцией в сфере железнодорожного транспорта и органами внутренних дел, не обладающими специальными квалификационными знаниями, не сможет обеспечить полноценный контроль за средствами измерений во всех отраслях промышленности и сфере услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реформа исполнительной власти и государственный контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров
Автор
Л. Чапкевич
"Право и экономика", 2004, N 12