Преступление без наказания
Правом требовать от фирмы копии документов инспекторы часто злоупотребляют. Количество интересующих их бумаг, бывает, переваливает за тысячу. Но практика показывает интересную вещь: если налоговой навстречу не пойти, фирма от этого не пострадает. Благодарите судей.
Бухгалтерские документы, которые есть на предприятии, инспектор может истребовать для проверки (ст. 93 НК РФ). Точнее, не сами документы, а их копии. Для этого налоговая направляет фирме специальное требование. Получив его, бухгалтер в течение пяти дней должен отправить инспекции необходимые копии. Иначе фирму оштрафуют по статье 126 Налогового кодекса. Сумма штрафа на первый взгляд безобидная - 50 рублей за каждый не представленный вовремя документ.
А теперь представьте, во что он превратится, если налоговая захочет от вас получить несколько тысяч документов. Умерить ее "аппетит" нельзя: ограничений по количеству требуемых документов не существует. А на увеличение срока исполнения требования (5 дней) инспекторы соглашаются далеко не всегда. Далее все идет по стандартному сценарию.
Сделать все копии и заверить их у директора в пятидневный срок организация не успевает. Налоговая инспекция это отслеживает и выписывает протокол. Поскольку штраф солидный, компания пытается его оспорить в судебном порядке. И небезуспешно. Оценив арбитражную практику, можно сделать интересный вывод. Право инспекторов истребовать документы сродни праву на бесплатную медицинскую помощь: о нем все знают, но реализовать его не могут. Спрашиваете почему?
Невероятное очевидно
Потому что инспекция не указывает в требовании реквизиты интересующей "первички". Зачастую она просто не может это сделать. Для примера, вот как работники налоговой службы требуют: "К 5 декабря 2004 года представить копии счетов-фактур за март 2004 года, заверенных должным образом". Разберем пример.
Из формулировки, конечно же, видно, какие именно счета-фактуры инспекторы желают проверить - все счета-фактуры за март 2004 года. Так и есть. А теперь предположим, вы уже пропустили пятидневный срок для исполнения требования (или знаете, что не уложитесь вовремя). И сразу, как только вы представите все, скажем, 500 документов, вашей фирме выпишут штраф на 25 000 рублей (50 руб. x 500 док.).
Как в таких случаях поступают опытные бухгалтеры? Они уверенно заявляют, что из полученного требования непонятно, какие именно документы налоговой нужны. Так, возвращаясь к нашему примеру, как минимум можно найти две неясности:
- выставленные или полученные счета-фактуры надо представить?
- какие именно счета-фактуры интересуют: те, которые датированы мартом, или те, которые в марте получены?
Разумеется, все эти вопросы придумываются искусственно. Но чем их больше, тем шансов у инспекторов "отвоевать" штраф меньше. Шансов не осталось вовсе после того, как арбитры ввели новое требование - инспектор должен указать реквизиты запрашиваемых документов. Вот что говорят судьи: "Ссылка на виды документов без указания их реквизитов (точного наименования, даты составления, номера) и количества делает невозможным привлечение Общества к налоговой ответственности...". Дословно такой вердикт содержится в постановлениях ФАС Московского округа от 14 сентября 2004 г. по делу N КА-А40/8105-04, от 12 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/453-04, от 27 ноября 2003 г. по делу N КА-А40/9544-03.
Само собой, подобные решения принимают и в других округах. Например, не так давно судья Западно-Сибирского округа, рассматривая дело, отметил: "налоговый орган в требовании... не указал, какие именно и сколько документов должны быть представлены...". Хотя "налоговый орган обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа складывается из конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов". Этот вердикт содержит постановление суда от 20 сентября 2004 г. по делу N Ф04-6684/2004 (А27-4772-3).
Мы видим парадокс. Кодекс наделил инспекторов правом требовать бухгалтерские документы, но судьи не дают им воспользоваться. Конечно же, обращаться в суд для многих последнее дело: для тех, кто ценит свое время и нервы. Но иногда это дело может стать предпоследним, а последним - платить баснословный штраф. Его размер, так сказать, определяющий. Назвать конкретную цифру не беремся, думаем, это с успехом сделаете вы.
10 ударов по пяткам или 15?
Коснемся размера штрафных санкций. Как мы уже отмечали, он зависит от того, сколько документов фирма должна была представить инспекции. А что если она так и не выполнила требование? Не отправила ни одной копии.
Зачастую налоговая инспекция сразу штрафует. Однако количество документов, которые ей должны были отправить, она не знает. И знать, собственно, не может. Представьте: в руках инспектор держит декларацию по НДС, где к вычету поставлено 100 рублей. Этот вычет может быть сделан на основании одного счета-фактуры (на 100 руб.), а может на основании 100 счетов-фактур (каждый по рублю). А статья 126 кодекса определяет размер штрафа исходя из этой цифры. Если она неизвестна, нет и штрафа.
Откуда налоговая берет базу для начисления штрафа? Есть два варианта. Первый: о наличии какого-то документа инспекция может узнать из встречной проверки. Второй: она может сделать запрос в обслуживающий фирму банк. Например, этим способом контролерам может стать известно о существовании счета-фактуры, оплаченного платежным поручением.
Однако количество документов, наличие которых она докажет таким образом, сами понимаете, невелико (большие затраты времени и людских ресурсов). Соответствующим должен быть и штраф. Но налоговую это не устраивает, и часто она поднимает планку - штрафует на большую сумму. А судьи в таких случаях говорят: "штраф... не обоснован по размеру" (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. по делу N А05-14278/03-20). Вот обычная история.
Пример
16 августа 2002 года организация получила из инспекции требование представить необходимые копии. Не уложившись в пятидневный срок, она была оштрафована по статье 126 кодекса. Штраф оказался внушительным - 289 300 руб. Фирма его платить отказалась, и налоговая обратилась в суд.
В ходе разбирательств судья отметил, что "налоговая инспекция... не определила, какими конкретно документами налогоплательщик должен располагать при исчислении тех или иных данных, связанных с налогообложением". А это "препятствует возможности определить вину налогоплательщика по каждому документу, который не был представлен". В итоге штраф фирме платить не пришлось (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2003 г. по делу N А78-763/03-С2-2/248-Ф02-2566/03-С1 и от 29 апреля 2003 г. по делу N А33-14759/02-С3-Ф02-1112/03-С1).
"Мораль сей басни такова, - говорит главбух ООО "Сталкер" Ирина Ковалева. - Лучше документы не представлять вовсе, чем представлять их не вовремя". Немного поправим: ни в коем случае нельзя говорить налоговой, что ваша фирма отказывается отправлять ей бумаги. Ведь она может просто провести выемку документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Кроме того, возникает риск подпасть под действие Уголовного кодекса (п. 1 ст. 199).
Невыполнение требования целесообразно объяснить только тем, что вы просто не понимаете, какие именно документы интересуют инспекцию. Пусть она назовет их реквизиты. О том, что сделать это ей проблематично, мы говорили выше. В этом случае все негативные решения, на которые инспекторы здесь способны, оспоримы. Штраф незаконный, поскольку нет базы для его исчисления. Решение о проведении выемки документов не имеет под собой законных оснований, поскольку фирма не отказывалась исполнить требование. Замкнутый круг. Конечно, играть с инспекцией в "кошки-мышки" или не играть - решать вам. Тут все зависит от обстоятельств (в первую очередь от суммы штрафа).
Отдельно стоит сказать о камеральной проверке по НДС. Если ревизорам не представить нужные копии счетов-фактур, они скорее всего запретят налоговый вычет. Спорить здесь бесполезно. Но обратите внимание: об этом решении налоговая фирму уведомляет (ст. 52 НК РФ). Так вот, получив уведомление, бухгалтер может собрать необходимые счета-фактуры и показать их инспектору: мол, а документы-то вот они. Запрет на зачет НДС контролеры снимут. Просто другого выхода нет. Безусловно, будет град вопросов, почему счета-фактуры вы не представили раньше. Ответ стандартный: "Из полученного требования невозможно было точно определить, какие счета-фактуры нужны".
А если фирма все-таки представила документы? Хоть и с опозданием. У налоговой срабатывает рефлекс - тут же оштрафовать исходя из количества представленных документов. Причем она, как правило, не задумывается над тем, все ли из них бухгалтер представил или не все... Зря. Штрафовать надо исходя из требуемых документов, а не представленных. Штраф, который был рассчитан иначе, является незаконным и подлежит отмене. Это позиция судей (см., например, постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2004 г. по делу N КА-А41/4199-04).
Фактор времени
Затронем очередной спорный момент. Как считать срок, в течение которого бухгалтеру надо исполнить запрос? Главный налоговый документ отвечает весьма скупо: организация обязана направить документы "налоговому органу в пятидневный срок". Итак, пять дней... но рабочих ли, календарных? Это неизвестно.
Развеять неточность в прошлом году брался Минфин. Он указал, что "не принимается во внимание, являются включаемые в срок дни рабочими или нерабочими" (письмо от 10 апреля 2003 г. N 04-01-10/2-23). Иными словами, срок для исполнения требования включает в себя все дни. Вместе с тем финансисты заявили: если последний день попадает на выходной, требование надо исполнить в ближайший рабочий день.
Таким образом, получив требование, скажем, в среду, бумаги надо отправить в понедельник. Получается, если не сидеть на работе по выходным, фактически у вас всего три дня: четверг, пятница, понедельник. Эта несправедливость послужила причиной многих судебных разбирательств.
Сразу скажем, что все они разрешились в пользу фирм. В расчет надо брать именно рабочие дни. Субботу, воскресенье и праздники в пятидневный срок не включают - говорят арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 июля 2003 г. по делу N Ф04/3562-1013/А46-2003).
Принесите то, чего у вас нет
Не удивляйтесь, если в полученном требовании вы увидите упоминание о документах, которых на фирме просто нет. Это могут быть некие регистры аналитического или налогового учета, журналы по определенным хозяйственным операциям, ведомости по бухгалтерским счетам и пр. Инспекция ими интересуется довольно часто. Также часто она штрафует компанию, если эти документы бухгалтер не представит.
А вести их, как вы понимаете, он не обязан. Большинство этого и не делает. И уж тем паче ревизоры не могут знать, сколько подобных документов ведется на предприятии (например, по счету 60 может вестись одна ведомость, или две, а может и не вестись вовсе). Значит, не могут знать и сумму причитающегося штрафа. "Нельзя требовать те документы, которые фирма вправе не вести", - подсказывает простое здравомыслие. Причем не только нам, но и арбитрам (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу N А13-6442/03-21). Естественно, если этих "необязательных" документов немного, вам легче их составить задним числом. Лишь бы только успокоить инспектора.
Под занавес
В заключение отметим еще один аргумент, которым нелишне запастись. Все, что надо сделать, - вступить с инспекцией в переписку. А именно, отправить ей уточняющее письмо с вопросом: мол, копии каких именно документов надо представить? Это будет свидетельствовать о том, что вы отнюдь не уклоняетесь от исполнения требования. А всего лишь его уточняете. До тех пор пока ревизоры не ответят на ваш запрос, требование можно не исполнять. Пятидневный срок отходит на второй план. Об этом не сказано в Налоговом кодексе, но это позиция суда (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4465-978/А03-2003).
Внимание
Ни в коем случае не отправляйте инспекторам оригиналы документов. За это фирму могут оштрафовать точно так же, как если бы фирма не отправила ничего. Инспекторы в этом вопросе очень формальны. Выписывая протокол, они апеллируют к Налоговому кодексу, который предписывает представлять документы "...в виде заверенных должным образом копий" (ст. 93). То, что копии большого количества документов делать порой накладно, налоговую не волнует.
Внимание
Инспекция может требовать от вашей фирмы документы в рамках встречной проверки. Они должны касаться деятельности проверяемого партнера. На исполнение данного требования дается также пять дней. Так вот зачастую инспекторы за нарушение этого срока штрафуют из расчета 50 рублей за каждый непредставленный документ. И делают это напрасно. За подобное деяние штраф установлен статьей 126 пунктом 2 (а не пунктом 1). Размер штрафа - 5000 рублей. Поэтому, если в вашем случае инспекторы ошибутся с нормой, штраф можете смело не платить. На эту тему была масса судебных решений. Одно из них - постановление ФАС Московского округа от 22 сентября 2004 г. по делу N КА-А40/8106-04.
С. Бездорожева,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.