Опасная тенденция
Понятие "добросовестность налогоплательщика" было рождено КС РФ еще в 1998 г., в эпоху "зависания" неплатежей в проблемных банках. По-видимому, новый толчок к "раскрутке" термина дало Определение КС РФ N 169-О. Далее посыпались предложения специалистов разных ведомств о том, что в НК РФ необходимо внести понятие "добросовестный" и "недобросовестный" налогоплательщик; другие предложили дополнить "презумпцию невиновности" понятием "презумпции добросовестности" налогоплательщика.
Если налогоплательщик заблуждается (добросовестно заблуждается) в своих действиях, свидетельствует ли это в пользу его добросовестности или нет? Да, вина здесь, несомненно, имеется (по неосторожности), но плательщик мог при этом добросовестно исполнять свои налоговые обязанности (просто он, например, неправильно истолковал норму Кодекса). Возникает ассоциация "недобросовестности" с "умыслом". Так как эти понятия во многом схожи по своему содержанию.
Если так, тогда зачем вводить новую терминологию? Не проще ли детализировать имеющиеся в НК нормы о совершении нарушений по неосторожности и умышленно? Действительно, недобросовестный налогоплательщик осознает противоправный характер своих действий или бездействия, желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Добросовестный же налогоплательщик зачастую не осознает противоправного характера своих действий (бездействия), хотя должен был и мог это осознавать. К тому же для подтверждения факта недобросовестности доказыванию со стороны налогового органа подлежит именно виновность налогоплательщика (и, как правило, в форме умысла).
Таким образом, немного доработав ст. 110 НК РФ, можно было бы вполне обойтись без очередного "размытия" и нагромождения и так раздутого налогового законодательства.
Иные критерии
Единого определения добросовестности налогоплательщика на все случаи жизни не может существовать, так как это оценочная категория. Налоговый орган в каждом конкретном случае должен устанавливать и доказывать признаки, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщика. Так, одна из самых животрепещущих проблем: налогоплательщик заключает сделку с целью избежания уплаты налогов, формально не нарушая закон. Как должны квалифицироваться его действия? Будут ли они признаваться неправомерными по причине его недобросовестного отношения к интересам бюджета? Тенденция применения налогового права такова, что все чаще налоговые органы (а вслед за ними и суды) в этих случаях признают налогоплательщика недобросовестным.
С одной стороны, налогоплательщик действует в рамках и ГК и НК РФ: сделка отвечает букве и требованиям как гражданского, так и налогового законодательства. Но, с другой стороны (по существу), такие сделки являются сделками, осуществленными в обход налогового закона. Действительно, никакой нормы прямо не нарушается, но тем не менее преследуется цель, которая закону не соответствует. Самыми рискованными (в том смысле, что они привлекают внимание налоговиков и могут быть признаны ничтожными) являются, естественно, договоры цессии, перевода долга и отступного, а также операции с векселями.
Проблема усугубляется еще и тем, что у налоговых органов есть право (хотя и во многом спорное) признавать сделку недействительной и через суд взыскивать в бюджет все, что получено по данной сделке. То есть в этом случае в вину налогоплательщику ставится злоупотребление гражданским правом. Однако действия налогоплательщика в конечном счете направлены на нарушение налогового законодательства и поэтому должны пресекаться этим же законодательством. Применение норм ГК РФ в этом случае, как мне кажется, не допустимо. Ведь основное назначение гражданского права состоит не в том, чтобы учитывать интересы бюджета
Представляют определенный интерес также дела, по которым суд решает спор в пользу налогоплательщика, но с определенными оговорками для остальных участников налоговых правоотношений. Так, например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.11.2003 N 7473/03 решил, что НК РФ не обязывает налогоплательщика восстановить НДС. Но при этом суд оговорился, что надо проверить добросовестность налогоплательщика при приобретении такого имущества и передаче его в уставный капитал другой организации. Вслед за этим налоговики пообещали подготовить письмо, в котором они "разъяснят", каким образом проверить, действовал ли налогоплательщик добросовестно и, следовательно, должен ли он восстанавливать НДС или нет. А как "разъясняют" налоговики нормы права и вердикты высших судебных инстанций, бухгалтеры и юристы прекрасно знают.
В настоящее время наблюдается такая опасная тенденция, когда почти любая налоговая оптимизация может быть поставлена под сомнение. Наглядный пример тому - упорная борьба налоговых органов с выплатами персоналу из чистой прибыли для снижения налоговой нагрузки по ЕСН. В этом случае, как и во многих других, действия налогоплательщика также могут быть признаны недобросовестными. В то же время стремление налогоплательщиков к минимизации налоговых платежей всеми законными способами правомерно и оправданно хотя бы уже потому, что право собственности преобладает над налоговыми обязательствами.
И. Василенко,
зам. главного бухгалтера,
советник налоговой службы I ранга
"эж-ЮРИСТ", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru