Проверка не по кодексу
Выездная проверка закончилась. Думаете, можно вздохнуть спокойно? К сожалению, проверяющие могут нагрянуть вновь.
Проверка сверху
Если фирма не собирается проводить реорганизацию или ликвидацию, дважды проверить ее по одним налогам за один период инспекция не вправе. Но есть исключение - выездная проверка "в порядке контроля за деятельностью налогового органа" (ст. 87 НК РФ). К примеру, Управление ФНС по г. Москве принимает решение проконтролировать качество проведения столичной инспекцией ФНС N 12 выездной проверки некой фирмы. Такую проверку принято называть контрольной.
Так что, если сначала вас посетили из инспекции, повторно могут прийти из регионального управления. Инспекторы, которые у вас уже были, проводить контрольную проверку не вправе. Соответственно, если они-то и начислили вашей фирме штрафы, оплачивать их не стоит (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2003 г. по делу N Ф04/708-159/А45-2003).
Контрольная проверка очень похожа на обычную выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т.д. Если обнаруживают нарушения, назначают наказания. Но отличие все же есть. Цель контрольной ревизии - проверить работу подчиненных, а не бухгалтеров фирмы. Иногда инспекторы об этом забывают, чем вы можете воспользоваться.
Советуем обратить внимание на цель проверки, указанную в решении о ее проведении (его вам должен показать инспектор, придя на фирму). Если в нем руководитель УФНС указал что-то вроде: "необходимость контроля за правильностью исчисления налогов предприятием", вашего начальника можете обрадовать. Штрафов, пеней и недоимок по результатам контрольной проверки платить не придется (постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2003 г. по делу N КА-А40/3060-03).
Бывает, что налоговики используют контрольную проверку, чтобы восстановить упущенный срок взыскания штрафных санкций. По закону он составляет 14 дней (ст. 100 НК РФ). Расскажем, как это было с ЗАО "Лужский завод "Белкозин".
Пример
На фирму приехали инспекторы с выездной проверкой. Обнаружили массу нарушений и начислили большие штрафы, пени и недоимку. Только вот с принятием решения об их взыскании руководитель налоговой инспекции опоздал. А значит, платить фирме ничего не надо. Инспекторы с этим мириться не захотели. Цена вопроса была большая - около 11 000 000 руб. В результате инспекторы обратились в региональное управление с ходатайством провести на этой фирме контрольную проверку. И она была проведена. Работники ФНС начислили предприятию санкций точно на такую же сумму, что и в первый раз. Однако платить ее фирме не пришлось. Судья установил, что "проведенная УМНС налоговая проверка не носила контрольных функций.., ее целью явилось восстановление сроков взыскания с Общества задолженности по налогам" (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. по делу N А56-32917/03).
Также следует помнить, что решение о повторной проверке должно быть обосновано. В противном случае судьи признают решение, принятое по ее результатам, незаконным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2003 г. по делу N Ф04/4465-978/А03-2003).
Вместе с повторной ревизией предприятия инспекторы очень часто затягивают срок проведения обычной выездной проверки. Для этого у них есть несколько законных способов. Знать о них лучше заранее.
Два месяца могут длиться без конца
Прежде отметим, что срок выездной проверки включает время фактического нахождения ревизоров на территории компании (ст. 89 НК РФ). Иначе говоря, они могут приходить к вам в течение, скажем, года, чтобы отксерокопировать документы для анализа. И, не задерживаясь, возвращаться к себе. Как вы понимаете, выездная проверка при таком положении вещей может идти бесконечно.
С этим не раз спорили бухгалтеры, но, увы, судьи их не поддерживали. Шансов выиграть дело у фирм не осталось совсем с выходом в свет постановления Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П. Он возвестил: "порядок же календарного исчисления сроков... в этих случаях не применяется".
А вот другой способ затянуть проверку - руководитель инспекции назначает так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля. Такое право ему дано статьей 101 Налогового кодекса (п. 2). Здесь надо помнить два момента. Во-первых, эти мероприятия инспекторы не вправе проводить на территории фирмы. Они должны работать у себя в инспекции. И во-вторых, ревизоры имеют право анализировать только документы, полученные в ходе выездной проверки. Потребовать дополнительные материалы они не вправе.
В настоящее время в отношении допмероприятий сформировалась обширная арбитражная практика. Она свидетельствует о том, что судьи довольно часто расценивают их как повторные проверки. И, как следствие, признают решения о привлечении фирмы к ответственности незаконными (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 7 октября 2004 г. по делу N А62-5592/03).
По их мнению, дополнительные мероприятия налогового контроля нужны только для "уточнения фактов, обнаруженных в ходе выездной проверки". А не для поиска новых фактов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 апреля 2003 г. по делу N А79-6216/02-СК1-5433). Кроме того, надо иметь в виду, что в ходе такой ревизии инспекторы должны проводить те процедуры, которые указаны в решении руководителя. Это могут быть проведение встречной проверки ваших партнеров, привлечение специалистов и пр.
Любая инициатива контролеров позволит компании избежать штрафа, потому что "при проведении дополнительных мероприятий... налоговый орган связан решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа" (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2004 г. по делу N А26-8821/03-27).
Однако законных способов затянуть проверку инспекторам бывает недостаточно. Перед тем как начать выездную проверку, они могут достать документы, доказывающие вину организации.
Компромат не поможет
Как такое может быть? Легко. Например, проверяющие приходят в одну из торговых точек фирмы и проводят осмотр помещения. Потом составляют протокол, который подписывают понятые (в документе указывают, что директор от подписи отказался). А затем они приезжают на фирму и проверяют ее.
В суде такой номер не пройдет. Документы, которые собраны "не в период проведения выездной налоговой проверки, а до ее начала", считаются недействительными. Поэтому, если вас оштрафовали на основании именно таких материалов, решение арбитров наверняка будет в вашу пользу (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2003 г. по делу N А79-6307/02-СК1-5532).
Как видите, возможностей у инспекторов проверить вашу фирму несколько раз в течение продолжительного срока более чем достаточно. Не меньше у них бывает и проколов. Если вы ими воспользуетесь, в суде налоговую инспекцию ожидает то, о чем мы рассказали выше.
Внимание
Контрольную проверку инспекторы вправе проводить только по тем налогам и только за тот период, которые проверялись ранее. Если в итоге ревизоры оштрафовали вас на крупную сумму и при этом нарушили указанное правило, можете обращаться в суд. Дело вы выиграете (постановление ФАС Уральского округа от 7 июля 2004 г. по делу N Ф09-2661/04-АК).
М. Гриня,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.