Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 208-ФЗ
"О внесении изменений в статью 346.27 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликованный закон адресован фирмам и предпринимателям, которые применяют ЕНВД по видам деятельности "розничная торговля" и "оказание услуг общественного питания". Наконец-то законодатели положили конец всем спорам о том, как такие предприятия должны определять размер используемых ими помещений. Не все принадлежащие фирме (или арендованные ею) площади нужно учитывать для расчета "вмененного" налога.
О новых решениях старых проблем
Сумма ЕНВД зависит от размера помещений, которые организация использует в своей деятельности. Для торговых фирм этот показатель называется "площадь торгового зала", а для организаций общепита - "площадь зала обслуживания посетителей". Чтобы рассчитать налог, нужно перемножить показатели базовой доходности на площадь используемых залов, а также на корректирующие коэффициенты К1, К2, К3. Поэтому чем меньше площадь, тем меньше налог.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса, площадь торгового зала (зала обслуживания) включает все помещения и открытые площадки, которые фирма использует в своей предпринимательской деятельности. Обратите внимание: "вмененный" режим можно применять, только если размеры объекта торговли или общепита не превышают 150 кв. м.
Основное значение для деятельности организаций имеют те залы, где они непосредственно обслуживают посетителей. Однако ими площадь магазинов, павильонов, ресторанов или кафе, как правило, не ограничивается. Разберемся, какие помещения, согласно новому закону, на размер единого налога влиять не будут.
Это, во-первых, подсобные площади. Они предназначены для размещения различного рода вспомогательных служб или для обслуживания технологического процесса организации. В эту же группу входят коридоры, тамбуры, вестибюли и т.д.
Во-вторых, не нужно включать в площадь торгового зала (зала обслуживания) и административно-бытовые помещения. Например, служебные кабинеты, пункты питания персонала, санитарно-бытовые объекты и т.п.
В-третьих, фирмы не должны учитывать для целей "вмененной" системы помещения, которые они используют для приема, хранения товара и его подготовки к продаже (склады, хранилища, помещения для расфасовки и т.д.).
Нельзя не отметить, что и до появления нового закона некоторым фирмам удавалось доказать, что они не должны учитывать площадь вспомогательных помещений при расчете единого налога (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.11.2004 N А26-4157/04-25). Однако такие споры были нелегкими и длительными. Единой арбитражной практики не было, и при проверках инспекторы довольно часто пересчитывали площадь и доначисляли неуплаченный ЕНВД.
Подавляющее большинство фирм предпочитало следовать рекомендациям налоговой. Возможно, и вы все это время учитывали вспомогательные помещения при расчете единого налога. Можно ли теперь вернуть потраченные средства? К сожалению, нет. Несмотря на то что организации уже давно с успехом отстаивают свои интересы в судах и, более того, с такой позицией соглашается Минфин России (письмо от 22.01.2003 N 04-05-12/02), законодатели не захотели придать новым правилам обратную силу (т.е. распространить их на все предшествующее время). Согласно статье 2 Закона N 208-ФЗ, новый документ вступит в действие, во-первых, только после того как будет опубликован, во-вторых, не ранее 1-го числа очередного налогового периода (квартала). Таким образом, стартовой точкой для новых правил станет 1 апреля 2005 года.
О практических трудностях
Уже сейчас можно предположить, какие проблемы возникнут у фирм в связи с вступлением в силу нового закона. Дело в том, что законодатели не раскрыли смысл понятия "подсобных, бытовых и иных помещений, размер которых не влияет на ЕНВД". На практике это может привести к многочисленным спорам о "лишних" метрах между фирмами и инспекторами. Решить эту проблему могут региональные законодатели, указав соответствующие признаки в своих нормативных актах. Общие же критерии таковы. Перечисленные в новой редакции статьи 246.27 Налогового кодекса помещения только тогда не участвуют в расчете единого налога, когда организация не обслуживает в них посетителей. Например, если покупатель может приобрести товары в том числе и на складских помещениях продавца, "вмененный" налог с этой площади платить придется.
До сих пор спорным является вопрос, следует ли учитывать для целей ЕНВД те площади в магазине, которые заняты выставочными стендами или витринами. Формально непосредственно в торговле они не участвуют. Однако можно с уверенностью сказать, что, если фирма не включит эти площади в расчет налога, ее ждут столкновения с инспекторами. Обращаем ваше внимание на то, что по этому вопросу имеется как положительная, так и отрицательная для организаций судебная практика. Так, по материалам одного из дел судьи встали на сторону налоговой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2002 N А44-368/02-С10-к). По другому делу предпринимателю удалось доказать, что витрины в магазине он использовал для хранения товаров, а значит, платить единый налог с демострационных площадей он не должен (постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2003 N Ф09-1711/03-АК).
О пользе документов
Для того чтобы определить, какие помещения организация использует для обслуживания посетителей, инспекторы проверят правоустанавливающие или инвентаризационные документы (договор купли-продажи нежилого помещения; технический паспорт, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) помещения или его части, разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.). Не всегда в этих документах вспомогательные помещения выделены в общей арендованной площади. Тогда налоговая может сделать вывод, что организация должна платить ЕНВД со всего указанного в договоре помещения. Важно, что в подобных ситуациях и суды иногда принимают сторону инспекторов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2004 N А28-9243/2003-420/21).
Если в вашем торговом зале (зале обслуживания) вспомогательные помещения не выделены в плане или не обособлены конструктивными перегородками, обратите внимание на следующее. Чтобы избежать сложностей с инспекторами, лучше пропишите в договоре аренды, какую именно часть здания вы будете использовать для ведения торговли или организации общественного питания. На основе этого документа вы и будете рассчитывать налог.
Н.В. Ларина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.