Прятки по-взрослому
Недоимка... Далеко не всегда в неуплате налога повинен бухгалтер. Часто истинный уклонист - это директор, указания которого выполняют. А если на этого "экстремала" еще и заводят "дело" о сокрытии имущества от уплаты налогов, бухгалтеру не удастся остаться в стороне.
Главное, наверное, то, что бухгалтеру можно не бояться за свое честное имя, когда контролеры заводят "дело" о сокрытии имущества фирмы от уплаты налогов по статье 199.2 Уголовного кодекса. В этой новой статье четко прописано, кто несет ответственность за преступление. Там сказано, что за сокрытие имущества отвечают собственник фирмы (индивидуальный предприниматель) или ее руководитель.
Тем не менее бухгалтеру фирмы, руководителя которой преследуют за сокрытие, все же тоже предстоит пройти "все круги" следствия - как должностному лицу предприятия. Об особенностях такого разбирательства и поговорим.
Кто и чем отвечает
Начнем с того, что само понятие сокрытия имущества в статье 199.2 Уголовного кодекса не дано. А значит, под этим можно понимать практически любое действие. Следователю нужно только доказать цель такого деяния - увести имущество от принудительного взыскания. Любое движение денег, снятие с госрегистрации имущества фирмы, произошедшее после вручения требования об уплате недоимки, привлечет внимание следователя. Подтверждением же умысла будет то, что директор знал о задолженности перед бюджетом (получил уведомление), но ничего не предпринял, чтобы ее погасить. О деталях, на которые обращают внимание следователи при ведении дел о сокрытии имущества, нам рассказал налоговый юрист Максим Гантимиров (см. "Мнение").
Виновного в "укрывательстве" собственника или руководителя накажут штрафом: до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за период от 18 месяцев до 3-х лет. Кроме того, нарушителя могут лишить свободы на срок до 5 лет.
В кодексе оговорен размер недоимки, при которой возникает уголовная ответственность. Это сумма более 250 тысяч рублей (примечание к ст. 169 УК). Следовательно, для возбуждения уголовного дела и размер скрываемого от уплаты налогов имущества должен быть больше 250 тысяч рублей (см. примеры 1, 2, 3). Стоит обратить внимание и на то, что в Уголовном кодексе ничего не говорится о пени. Значит, эта сумма не должна участвовать в расчете стоимости скрываемого имущества (см. пример 4).
Важно помнить, что привлечь к уголовной ответственности можно только в отношении собственного имущества фирмы, которое, по мнению контролеров, скрывается. Это значит, что посредники - недоимщики за имущество своих комитентов и доверителей отвечать не должны.
Ну а в состав собственного имущества фирмы, на которое может пасть подозрение контролеров, включены почти все ее активы. Их список приведен в Налоговом кодексе (ст. 47, 48 НК). Это основные средства, сырье, материалы, готовая продукция, ценные бумаги, имущество, сданное в аренду, и другие активы. Перечень открыт.
Как это происходит
Попробуем теперь мысленно представить весь путь, по которому проходит информация об "укрывателе". Налоговые инспекторы, обнаружив у фирмы недоимку, направят ей требование об уплате. Если платеж в указанный в документе срок не поступит, то у налоговых работников возникает право взыскать долг принудительно.
Сначала они попытаются погасить задолженность за счет денег фирмы, выставив инкассовые поручения на ее расчетные счета. Если денег на них окажется недостаточно, то контролеры могут взыскать долг за счет другого имущества фирмы. Для этого они передадут дело фирмы судебным приставам-исполнителям, и те в свою очередь опишут имущество, а если необходимо, арестуют или предпримут поиски. Конечная задача этих служащих - продать имущество с аукциона и получить деньги, предназначенные для погашения налогового долга. Однако деятельность приставов-исполнителей ограничена сроком - 2 месяца (п. 1 ст. 13 закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ). Если в течение этого времени они своей цели не достигнут, то есть, попросту говоря, не "стрясут" с фирмы денег для уплаты налогов, то ее дело они должны вернуть налоговым инспекторам. Контролерам же не останется ничего, кроме как передать материалы в милицию.
Чаще, однако, сотрудничество госслужащих этих двух ведомств начинается гораздо раньше - как только у инспекторов закрадется подозрение в совершении налогового преступления. Причем в прошлогодних совместных инструкциях инспекторам вменили в обязанность передавать дело подозреваемой фирмы в милицию в весьма короткий срок - 10 дней с момента как нарушение было зафиксировано (приказ МВД и МНС от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37). Поэтому весьма вероятно, что уголовное дело на "укрывателя" имущества фирмы заведут либо на этапе работы приставов-исполнителей, либо раньше, как только требование об уплате недоимки окажется "проигнорированным".
Последнее прибежище
Главное, что может помочь "уклонисту" избежать суровой кары, - это ограниченность сроков, которые даны контролерам для взыскания. Как только прошел день уплаты налога, а фирма с бюджетом не рассчиталась, у инспекторов остается только три месяца на то, чтобы предъявить требование об уплате налога (ст. 70 НК). По их истечении выставлять такое требование контролеры будут уже не вправе.
Если же документ отправлен в срок и составлен правильно (согласно п. 4 ст. 69 НК), а фирма долг не погасила, то инспекторы могут взыскать недоимку принудительно (п. 4 ст. 45 НК). Причем помните, что "взяться" за имущество контролеры могут только после безрезультатных попыток списать сумму долга со всех расчетных счетов фирмы. Если контролеры не выставили инкассовое поручение хотя бы на один из известных им счетов фирмы (вне зависимости от наличия денег на нем), то последующее взыскание другого имущества суд признает незаконным.
Очень важен срок, который инспекторы укажут в требовании об уплате недоимки. Он существенно повлияет на дальнейшее развитие событий. Дело в том, что контролеры смогут требовать от фирмы уплаты недоимки - как деньгами, так и имуществом - только в течение 60 дней после окончания срока исполнения своего требования. Обычно они пишут, что погасить задолженность по налогу нужно в течение одного месяца. Получается, что не позднее, чем в течение 90 дней, можно завести дело о сокрытии имущества от уплаты недоимки. Ведь за пределами этого срока контролеры уже не вправе взыскивать недоимку. А можно ли преследовать директора фирмы за сокрытие имущества, которое уже никто не взыскивает? Ответ очевиден.
В течение этих 90 дней, а лучше всего именно к окончанию этого промежутка времени, фирма может добиться отмены решения инспекторов о привлечении к налоговой ответственности (т.е. о взыскании недоимки). Принять повторное решение и выставить новое требование инспекторы будут уже не вправе - срок взыскания недоимки истек. Тогда по логике вещей уголовное дело на руководителя о сокрытии невзыскиваемого более имущества тоже должно быть прекращено. Вопрос в том, как фирма может добиться отмены решения инспекторов.
Выйти сухим
А с этим как раз все может оказаться довольно просто. Дело в том, что, взыскивая недоимку, контролеры сплошь и рядом допускают "мелкие" оплошности, из-за которых суды признают их решения недействительными. Например, составляя требование об уплате налога, инспектор в графе "исполнить в срок до" может указать тот же самый день, которым он датировал этот документ. Понятно, что в точности исполнить такое требование практически невозможно, особенно если сей формуляр отправлен почтой (постановление ФАС Уральского округа от 1 апреля 2002 г. по делу N Ф09-613002-АК). Иногда контролеры забывают указать в требовании, когда и в какой сумме образовалась недоимка (постановление ФАС Уральского округа от 5 марта 2002 г. по делу N Ф09-412/02-АК). И довольно часто они приступают к взысканию имущества, даже не попытавшись списать долг с расчетных счетов фирмы (постановление ФАС Центрального округа от 17 января 2002 г. по делу N А36-141/10-01).
Во всех подобных случаях судьи решения инспекторов отменяют, а значит, у фирмы и у ее "экстремального" директора есть шанс.
Пример 1
В ходе проверки ЗАО "Пассив" инспектор обнаружил, что у фирмы недоимка по налогу на прибыль в сумме 500 тысяч рублей. Налоговая инспекция предъявила фирме требование об уплате налога и выставила инкассовое поручение на списание денег с расчетного счета. Но необходимой суммы на счете не оказалось. В то же время, по данным бухгалтерской отчетности, у фирмы числилась просроченная дебиторская задолженность в сумме 300 тысяч рублей, которую фирма не пыталась взыскать. Инспекторы предположили, что директор фирмы скрывает деньги, которые должны пойти на уплату налога. Они сообщили об этом в милицию. Следователь возбудил уголовное дело по статье 199.2 Уголовного кодекса, так как сумма скрываемых денег превысила 250 тысяч рублей.
Пример 2
Вернемся к предыдущему примеру, но немного изменим его условия. Предположим, у фирмы обнаружена недоимка в сумме 200 тысяч рублей. В этом случае сотрудники милиции возбудить уголовное дело не смогут, даже несмотря на то, что сумма скрываемых денег - 300 тысяч рублей. Дело в том, что долг фирмы перед бюджетом составляет 200 тысяч рублей, а для возбуждения уголовного дела нужно, чтобы сумма скрываемых денег или стоимость скрываемого имущества была больше 250 тысяч рублей.
Пример 3
Вновь изменим условия первого примера. Предположим, недоимка фирмы составляет 300 тысяч рублей, а просроченная дебиторская задолженность - 200 тысяч рублей. Стоимость скрываемого имущества не превышает 250 тысяч рублей и, следовательно, преступной не является. Возбудить уголовное дело по статье 199.2 Уголовного кодекса работники милиции не могут.
Пример 4
Предположим, недоимка фирмы составляет 200 тысяч рублей, а сумма пени за просрочку - 60 тысяч рублей. В этом случае, несмотря на то, что общий долг перед бюджетом 260 тысяч рублей, возбудить уголовное дело о сокрытии активов милиционеры не могут. Потому что в расчете стоимости скрываемых активов участвует только сумма недоимки, а она меньше 250 тысяч рублей.
Мнение
Налоговый юрист Максим Гантимиров:
- Следователь, который ведет дело о сокрытии имущества, всегда проверяет, куда уходили деньги с расчетного счета фирмы. Обратит он внимание и на просроченную дебиторскую задолженность, которую никто не пытался взыскать. Если подтвердится, что у контрагента не было намерения выполнить свои обязательства перед фирмой, то следователь скорее всего посчитает доказательством сокрытия денег. Допустим, следствие выяснило, что контрагент - недобросовестная организация. Другими словами, это фирма-однодневка, которая зарегистрирована по утерянному или фальшивому паспорту, не состоит на учете в налоговой инспекции и не числится в госреестре. В таком случае положение фирмы-кредитора будет незавидным - с большой степенью вероятности можно предположить, что руководителю будет предъявлено обвинение. После вручения требования об уплате недоимки внимание следователя привлечет имущество фирмы. Сотрудник милиции сделает запросы в различные учреждения. В отделе госрегистрации прав на недвижимое имущество он поинтересуется о недвижимости и земельных участках, зарегистрированных на организацию. В ДОБДД следователь узнает о числящихся на фирме транспортных средствах. Также он наведет справки об акциях и ценных бумагах, которыми владеет фирма.
Еще хуже, если после того, как генеральному директору было вручено требование об уплате сумм недоимки, осуществлялся вывод каких-либо активов организации. Например, автомобили снимались с учета, продавались принадлежащие организации ценности и т.п. Дело в том, что такие действия руководителя будут подтверждать его противоправный умысел. То есть то, что директор знал о существовании налоговой задолженности и не только не принял каких-либо мер для ее погашения, но и активно выводил имущество фирмы, на которое могло бы быть наложено взыскание.
С. Байкалова
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007