К вопросу об ответственности за неприменение
контрольно-кассовой техники
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Ответственность за осуществление продажи товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин установлена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно указанной статье продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Таким образом, штраф за неприменение контрольно-кассовой техники составляет:
для граждан - от 1500 до 2000 руб.;
для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;
для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Следует иметь в виду, что административная ответственность в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ налагается не только при фактическом неиспользовании контрольно-кассовой техники. Пленум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" указал, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона о ККТ);
использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона о ККТ). здесь следует иметь в виду, что на основании пункта 5 статьи 3 Закона о ККТ в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации;
использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено статьей 4 Закона о ККТ);
использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу статей 4 и 5 Закона о ККТ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);
пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Порядку привлечения к ответственности за неиспользование контрольно-кассового аппарата посвящены также три недавних постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ: от 3 августа 2004 г. N 5960/04, от 3 августа 2004 г. N 6902/04 и от 3 августа 2004 г. N 5940/04. В каждом из них рассматривается ситуация, когда организация была привлечена налоговым органом к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, которое выражалось в том, что продавец-кассир не выбивал кассовый чек.
Ранее в подобных случаях судебная практика в основном была на стороне налогоплательщика, и штраф за неприменение контрольно-кассовой техники взимался только с продавца.
Президиум ВАС РФ в рассматриваемых постановлениях поставил точку в подобных спорах, поддержав позицию налоговых органов. ВАС РФ указал на то, что пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ обязанность применять контрольно-кассовую технику возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И тот факт, что неприменение контрольно-кассовой техники произошло в результате ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником организации, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ.
А.В. Александрова
"Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru