Порядок исполнения требований исполнительных листов
судебных органов о взыскании средств по денежным
обязательствам воинских частей и учреждений
Журнал "Право в Вооруженных Силах" неоднократно обращался к теме исполнения судебных решений, в том числе связанных с взысканием с воинских частей денежных средств по исполнительным листам судебных органов*(1). Однако в связи с ростом числа обращений военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в суды, а также динамичностью действующего законодательства, актуальность данной темы не ослабевает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 379 утверждены новые Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (ранее этот порядок регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143).
Изменения, внесенные в порядок исполнения судебных решений, связанных с взысканием денежных средств с бюджетных организаций, можно свести к двум принципиальным положениям:
Первое. Существенно упрощена процедура получения взыскателем (например, военнослужащим, в пользу которого вынесено судебное решение) денежных средств с воинской части.
Согласно ранее действовавшему порядку в случае отсутствия или недостаточности на лицевом счете воинской части денежных средств, необходимых для удовлетворения требований, изложенных в исполнительном листе, орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета воинской части возвращал военнослужащему исполнительный лист и другие документы с уведомлением о невозможности полного или частичного исполнения в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном листе. При этом орган федерального казначейства предлагал военнослужащему самостоятельно направить исполнительный лист и другие необходимые документы в Министерство финансов Российской Федерации для взыскания средств с главного распорядителя средств федерального бюджета*(2) (в нашем случае - с Министерства обороны Российской Федерации).
Таким образом, согласно прежнему порядку при отсутствии у воинской части достаточных денежных средств вся тяжесть исполнения судебного решения (оформление документов, переписка с Министерством финансов Российской Федерации, работа со службой судебных приставов и т.д.) возлагалась на самого военнослужащего, а финансовые органы, органы военного управления оставались как бы в стороне от процесса исполнения судебного решения.
По новым Правилам отныне выполнение всех процедур, связанных с взысканием с воинских частей денежных средств по исполнительным листам судебных органов, полностью возлагается на государственные органы.
Второе. Ужесточены санкции за неисполнение должником (воинской частью) в установленные сроки требований, изложенных в исполнительном листе судебного органа. Согласно новым Правилам при неисполнении должником в течение двух месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, органы федерального казначейства приостанавливают осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника до момента устранения нарушений.
В прежнем порядке применение таких санкций не предусматривалось.
В общем виде алгоритм исполнения судебного решения о взыскании денежных средств с воинской части выглядит следующим образом:
1) исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству воинской части предъявляется лицом, в пользу которого вынесено судебное решение, в орган федерального казначейства по месту открытия воинской части лицевых счетов. Одновременно с исполнительным листом предъявляются заверенная копия судебного решения и заявление, в котором должны быть указаны реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства;
2) орган федерального казначейства изучает представленные документы и в течение 5 рабочих дней со дня их поступления принимает решения об их реализации либо о возврате лицу, подавшему их.
Основаниями для возвращения документов могут быть:
- отсутствие какого-либо из документов, указанных выше;
- нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению (этот срок указывается в исполнительном листе);
- несоответствие формы исполнительного листа требованиям, изложенным в Федеральном законе "Об исполнительном производстве";
3) в случае отсутствия оснований для возврата документов орган федерального казначейства в течение 5 рабочих дней со дня поступления исполнительного листа направляет воинской части уведомление о поступлении исполнительного листа и о дате его приема к исполнению;
4) воинская часть в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган федерального казначейства письмо с информацией об источнике образовавшейся задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, изложенных в исполнительном листе. Одновременно с письмом воинская часть представляет в орган федерального казначейства платежное поручение на перечисление денежных средств со счета воинской части на счет лица, в пользу которого вынесено судебное решение;
5) при отсутствии на лицевом счете воинской части объема денежных средств, достаточного для удовлетворения требований, изложенных в исполнительном листе, воинская часть в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления органа федерального казначейства направляет главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, в ведении которого она находится, запрос-требование о необходимости выделения воинской части дополнительных объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. В тот же срок (10 рабочих дней) копия запроса-требования представляется воинской частью в орган федерального казначейства;
6) главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в 2-месячный срок со дня поступления исполнительного листа в орган федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием воинской части;
7) после поступления на лицевой счет воинской части денежных средств от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств воинская часть в первоочередном порядке не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из лицевого счета, свидетельствующей о поступлении средств, представляет в орган федерального казначейства платежное поручение о перечислении денежных средств на банковский счет лица, предъявившего исполнительный лист к исполнению;
8) при неисполнении воинской частью в течение 2 месяцев со дня поступления исполнительного листа судебного органа в орган федерального казначейства требований, изложенных в исполнительном листе, а также в случае нарушения сроков, указанных выше, орган федерального казначейства установленным порядком приостанавливает осуществление операций по расходованию средств с лицевого счета данной воинской части до момента устранения нарушения.
Операции по лицевым счетам воинской части не приостанавливаются, если воинская часть предъявит в орган федерального казначейства документы, подтверждающие исполнение решения суда, либо судебный акт, отменяющий или приостанавливающий исполнение решения суда.
Таким образом, Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 379, значительно повышают гарантии исполнения судебных решений и защиты прав военнослужащих, в пользу которых судебные решения вынесены. Это полностью отвечает основному принципу правового государства Российской Федерации - равноправию сторон и взаимной ответственности государства и личности в складывающихся между ними правоотношениях.
В.М. Корякин,
полковник юстиции, начальник юридической службы
Главного управления воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Верховодов В.А. Выиграл дело - гуляй смело?// Право в Вооруженных Силах. 2004. N 4. С. 12-16; Корякин В.М. Судебное решение принято. Что дальше?//Там же. 2003. N 7. С. 2-7; Новиков Н.А. Особенности исполнения судебных решений при восстановлении нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы// Военно-правовое обозрение. 2001. N 5. С. 53-60.
*(2) Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам воинских частей и учреждений
Автор
В.М. Корякин - полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 10