В последнее время постоянно увеличивается реализация хлеба через сетевые супер- и гипермаркеты. При этом организации сетевой торговли включают в договора поставки различные условия, отражение которых в бухгалтерском и налоговом учете вызывает существенные трудности.
Так, ряд гипермаркетов требуют включения в договор поставки условия о предоставлении им поставщиком (хлебозаводом) годовой фиксированной скидки в размере процента от общей суммы оприходованных товарных накладных, выставленных поставщиком в период с 1 января по 31 декабря текущего года. При этом расчет данной скидки и доведение его до поставщика производится покупателем (сетевой торговой организацией) после окончания года, в котором осуществлялась поставка продукции и, частично, ее оплата. Также в договоры включается условие о предоставлении покупателю (сетевой торговой организации) годовой прогрессирующей скидки от общей суммы оприходованных товарных накладных, выставленных поставщиком покупателю за период с 1-го января по 31 декабря. Размер данной скидки определяется покупателем в зависимости от указанной в договоре суммы годового товарооборота. В соответствии с условиями договора оплата данной скидки производится двумя платежами: первый платеж после 30 июня, второй платеж после 31 декабря. Таким образом, оплата покупателю суммы данной скидки также осуществляется после окончания отчетного периода.
Изменение цены товара (хлеба и хлебобулочных изделий) в обоих случаях согласно условиям договора происходит в налоговом периоде, который следует за периодами, когда осуществлялась отгрузка и, частично, оплата товара.
Рассматривая аналогичный случай, Управление МНС по г. Москве в своем письме от 19 сентября 2003 г. N 26-12/51755 разъяснило, что, "если изменение дохода от реализации товаров относится к прошлым налоговым периодам, то производится пересчет налоговых обязательств за тот период, в котором последующее предоставление скидки привело к уменьшению доходов от реализации товаров. При этом налогоплательщик в соответствии со ст. 54 Налогового кодекса РФ обязан предоставить в налоговый орган уточненную декларацию".
Вместе с тем, высказывается и другая точка зрения, согласно которой у поставщика выручка от реализации должна учитываться по цене товара, действовавшей на дату его отгрузки (без скидки), а после определения размера скидки разница должна учитываться как внереализационный расход поставщика (подпункт 20 пункта 1 статьи 267 Налогового кодекса РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Просим дать разъяснение действующего налогового законодательства в случае включения в договоры хлебопекарных предприятий с сетевыми торговыми организациями условий о предоставлении им годовых фиксированных скидок и годовых прогрессирующих скидок в указанном выше порядке.
1. Вправе ли хлебопекарные предприятия - поставщики после определения и доведения до них размера скидки производить пересчет налоговых обязательств за предыдущие налоговые периоды (1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год) и предоставлять в налоговый орган уточненные налоговые декларации (ст. 54 НК РФ)?
2. Вправе ли хлебопекарные предприятия - поставщики учитывать в текущем налоговом периоде выручку от реализации по цене товара, действовавшей на дату его отгрузки без скидки, а в налоговом периоде, в котором происходит расчет и доведение до них величины скидки, учитывать эту сумму как внереализационный расход, уменьшающий налоговую базу по налогу на прибыль (подпункт 20 пункта 1 статьи 267 Налогового кодекса РФ), а также уменьшать налоговую базу по НДС?
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 января 2005 г. N 03-03-01-04/1/24
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 16.11.2004 по вопросу учета для целей налогообложения скидок, предоставляемых хлебозаводами торговым организациям, и сообщает следующее.
Исходя из письма по условиям договоров, заключенных хлебозаводами с супер(гипер)маркетами, хлебозаводы предусматривают предоставление сетевым торговым организациям годовой фиксированной скидки в размере процента от общей суммы оприходованных товарных накладных и годовой прогрессирующей скидки от общей суммы оприходованных товарных накладных. В то же время говорится об изменении цены товара.
Департамент считает, что для конкретного ответа необходимо изучить условия заключенных договоров. Так, из письма не ясно, что конкретно представляют собой указанные скидки: изменение в последующем цены товара, прощение долга или вознаграждение продавцу при выполнении им определенных условий продажи.
Как уже отмечалось, указанные скидки могут представлять собой вознаграждение производителя товара продавцу за выполнением им определенных договорных условий, связанных с реализацией товара.
В этом случае вознаграждение, по мнению Департамента, в виде указанных скидок для целей налогообложения прибыли может признаваться внереализационным расходом поставщика и, соответственно, внереализационным доходом у продавца (супер(гипер)маркета).
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.
Заместитель директора Департамента | А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.