Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 февраля 2005 г. N КА-А40/452-05
(извлечение)
Федеральное государственное учреждение "Смоленское управление сельскими лесами" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением к открытому акционерному обществу "Газпром" о взыскании платы в размере 1838540 руб. за перевод лесных земель в нелесные. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в интересах общества произведено изъятие лесных земель, находящихся в ведении Сычевского лесхоза в размере 13,42 га под строительство магистрального газопровода.
Решением от 13 сентября 2004 г. арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 30.11.2004 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что плата, предусмотренная ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации за перевод земель лесного фонда в нелесной, должна быть перечислена ФГУ "Смоленское управление сельскими лесами".
При этом суды сослались на ст.ст. 51, 63 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 03.07.97 N 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизведения лесов", п.п. 2 п. 8 Положения о Минсельхозе РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 г. N 901, Приказ Минсельхоза России от 04.04.2002 г. N 349, согласно которого Сычевский лесхоз был присоединен к ФГУ "Смоленское управление сельскими лесами".
В кассационной жалобе ОАО "Газпром" просит об отмене вышеназванных судебных актов, ссылаясь на нарушение судом ст. 22, 28, 42, 53, 63, 80 Лесного Кодекса Российской Федерации, ФЗ от 10.12.2003 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации".
По мнению общества, не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам вывод суда об изъятии и правопредшественника заявителя лесных земель для перевода их в нелесной фонд. Необоснованным является вывод суда о размере суммы, подлежащей выплате ОАО "Газпром" за перевод лесных земель в нелесные, поскольку расчет суммы из 137000 руб. за 1 гектар леса необоснован. Положения статьи 63 Лесного кодекса РФ к спорным отношениям не применимы, поскольку были приостановлены ФЗ от 10.12.2003 г. N 171-ФЗ. ФГУ "Смоленское управление сельскими" не является лесхозом федерального органа и не имеет права взыскивать плату за изъятие земель лесного фонда, так как эти полномочия предоставлены Минсельхозу России, а не лесхозам. Кроме того, суд не учел, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2002 г. N 278 размер платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, и учет поступления производится Министерством природных ресурсов РФ, т.е. иным лицом, следовательно, заявитель вышел за пределы своих полномочий. Суд неправомерно не применил срок исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку постановление об изъятии земель Лесного фонда было вынесено Главой администрации Смоленской области 2 февраля 1999 года, лесорубочные, билеты N 3 и N 15 были выданы соответственно 14.02.2001 г. и 15.04.2002 г. Истец обратился с иском только в июне 2004 года, то есть спустя 3 года после издания постановления администрации.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО "Газпром", поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФГУ "Смоленский сельский лесхоз", возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанные перевод и (или) изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда.
Федеральным законом N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 года" с 01.01. по 31.12.2004 приостановлено действие ч. 2 ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации, в части установления размера платы органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда и направления ее лесхозу федерального органа управление лесным хозяйством.
Однако приостановление действия Закона на определенный период не свидетельствует о его отмене.
Поскольку иск о возмещении платы за изъятие земель Лесного фонда заявлен, он должен быть разрешен на основании закона, действовавшего на момент возникновения правоотношения. Истец является федеральным органом и в соответствии со ст. 76 Лесного кодекса РФ осуществляет государственный контроль за охраной и защитой Лесного фонда. Указом Президента РФ от 17.05.2000 N 867 была определена структура федеральных органов исполнительной власти. Согласно Указа, в структуре федеральных органов исполнительной власти наряду с Министерством природных ресурсов РФ было указано и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (подп. 4 п. 5 Указа).
Изъятие земельных участков и вырубка лесных площадей под строительство магистрального газопровода "Ямал-Европа" в интересах РАО "Газпром" были произведены на основании постановления Главы администрации Смоленской области от 02.02.99 N 59 "Об изъятии земельных участков для строительства магистрального газопровода "Ямал-Европа". В соответствии с данным постановлением РАО "Газпром" обязано произвести возмещение убытков, упущенной выгоды собственникам земли, землепользователям, арендаторам, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в установленном законом порядке.
Судом установлено, что фактические потери при изъятии земель лесного фонда были понесены Сычевским лесхозом на территории 13,42 га, что подтверждается лесорубочными билетами NN 3, 15, оформленными Смоленскому филиалу ЗАО "Ямалгазинвест".
Факт изъятия земельного участка с переводом лесных земель в нелесные под строительство газопровода истцом не оспаривался.
Довод ответчика о том, что ФГУ "Смоленский сельский лесхоз" не является лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством и, соответственно, не имеет права требовать перечисления платы за перевод и (или) изъятие лесных земель, является несостоятельным.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы.
Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 804 определено, что такими органами являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Их полномочия и специализация устанавливаются положениями о них.
Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, ФГУ "Смоленский сельский лесхоз" является государственным органом в области управления лесным хозяйством. Как и лесхозы Министерства природы Российской Федерации, ФГУ "Смоленский сельский лесхоз" Министерства сельского хозяйства Российской Федерации наделен функциями по осуществлению государственного управления в области использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, находящихся в его ведении.
Указанное постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 принято во исполнение ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации. Данным постановлением установлено, что специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются федеральная служба лесного хозяйства России и Минсельхозпрод России.
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 (с изменениями на 20 сентября 2000 года) Министерству природных ресурсов были переданы функции упраздненной Федеральной службы лесного хозяйства России.
Однако, в структуре Федеральных органов исполнительной власти, согласно упомянутого Указа, наряду с Министерством природных ресурсов Российской Федерации (п. 4) значится и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (п. 5), которое ранее имело название Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Согласно принятых в последующем положений юрисдикция как Министерства природных ресурсов Российской Федерации, так и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, распространяются только на те леса, которые находятся в их ведение.
Между тем, факт издания акта об изъятии земельного участка и перевод лесного участка для других целей, сам по себе не создает право на получение выплаты. Выплата должна быть произведена по фактическому изъятию лесного участка, каковым может быть только вырубка этого участка. Следовательно, необоснованным является довод кассационной жалобы о пропуске заявителем срока давности.
Производство расчетов с местной администрацией, на что указывает заявитель, не связано с обязанностью ответчика уплатить плату в федеральный бюджет за перевод лесных земель в нелесные.
Неправомерным является довод кассационной жалобы о том, что размер платы, подлежащей уплате обществом, рассчитан неправильно, так как он произведен на основании кадастровой оценки и получил оценку суда первой и апелляционной инстанции.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством взысканные суммы подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 13 сентября 2004 года и постановление от 30 ноября 2004 г. N 09-АП-4798/04-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-32329/04-121-234 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Газпром" без удовлетворения. Дополнить резолютивную часть решения указанием о зачислении взысканной суммы с последующим зачислением в доход федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2005 г. N КА-А40/452-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании