Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы граждан Ю.В.Сенчи и Л.И.Забелиной требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Граждане Ю.В.Сенча и Л.И.Забелина неоднократно обращались в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами, из которых следует, что им назначена пенсия по старости в максимальном размере в соответствии с частью первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой максимальный размер пенсии по старости не может превышать трех ее минимальных размеров.
Ю.В.Сенча и Л.И.Забелина считают, что пенсия по старости должна исчисляться с учетом продолжительности трудового стажа, в том числе в районах Крайнего Севера, и может, согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", составлять 75 процентов среднемесячного заработка, а потому часть первая статьи 18 названного Закона, как ограничивающая размер пенсии указанным максимумом, не соответствует статьям 19 (часть 2) и 39 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял заявителей о том, что в соответствии с требованиями названного Закона их жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе, поступившей 12 сентября 2000 года, они требуют принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному ими вопросу.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не предусматривает права гражданина на установление пенсии определенного размера. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на государственную пенсию вправе определять порядок исчисления трудовых пенсий, исходя из имеющихся в государстве на данном этапе его развития финансовых средств.
Проверка таких норм с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации в данном случае фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
В то же время названная конституционная обязанность государства предполагает учет того, что трудовые пенсии являются для пенсионеров источником средств к существованию, и поэтому законодатель должен стремиться к постепенному повышению минимальных и максимальных размеров пенсий с тем, чтобы они могли обеспечивать приемлемый для пенсионеров уровень жизни на данном этапе развития общества. Соответствующая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в его определениях от 8 октября и 20 ноября 1998 года, от 21 мая и 26 октября 1999 года и от 19 апреля 2000 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Сенча Юрия Владимировича и Забелиной Людмилы Иннокентьевны, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 265-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Сенчи Юрия Владимировича и Забелиной Людмилы Иннокентьевны на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был