Основные положения Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2005 год"
23 декабря 2004 года Президент Российской Федерации подписал Закон "О федеральном бюджете на 2005 год" (N 173-ФЗ от 23.12.2004). Указанный закон был опубликован 28 декабря 2004 года в "Российской газете" N 288 .
В данной статье рассматриваются основные положения этого закона. Надеемся, что эта информация будет полезной для всех участников бюджетного процесса.
При подготовке федерального бюджета на 2005 год Правительство Российской Федерации исходило из стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны, определенных Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году".
Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях и с учетом начатых в 2004 году фундаментальных структурных реформ государственного сектора, направленных на реализацию указанных целей и приоритетов. К числу этих реформ относятся:
- реформа федеративных отношений и местного самоуправления;
- реформа бюджетного процесса;
- реформа системы социальной защиты населения;
- реформа системы федеральных органов исполнительной власти.
В 2005 году будут продолжены начатые в предыдущие годы налоговая, пенсионная, судебная, военная реформы. В 2005 году предстоит подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений.
Итак, рассмотрим основные положения закона.
Исполнение бюджета по доходам
Статья 1 устанавливает, что расходы федерального бюджета должны иметь показатель 3 047,9 млрд. руб., доходы - 3 326,04 млрд. руб. Бюджет составлен с профицитом.
Установленный уровень инфляции - 7,5-8,5%. Этот показатель будет использоваться при составлении проекта бюджета на 2006 год.
Статья 6 устанавливает, что в соответствии с приложением 1 к закону за федеральными органами государственной власти закреплены основные источники доходов федерального бюджета. Так, администраторами доходов федерального бюджета являются:
Федеральная налоговая служба (гл. 182);
Федеральная таможенная служба (гл. 153);
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (гл. 166);
Федеральное дорожное агентство (гл. 108);
Федеральное агентство по рыболовству (гл. 080);
Министерство внутренних дел Российской Федерации (гл. 188);
Федеральная миграционная служба (гл. 192) и другие.
Статья 7 устанавливает виды доходов, за счет которых формируется федеральный бюджет 2005 года. К ним относятся:
1) федеральные налоги, сборы и неналоговые доходы (нормативы устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации);
2) иные неналоговые доходы (нормативы отчислений согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону);
3) федеральные налоги и сборы (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) (нормативы отчислений согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону).
Статья 12. В доход бюджета зачисляются средства от распоряжения и реализации имущества во исполнение судебных решений об обращении имущества в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, за вычетом затрат, связанных с распоряжением и реализацией указанного имущества.
Статья 21 устанавливает, что в 2005 году в доход федерального бюджета зачисляются средства, поступающие на счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, открытые в органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел (вневедомственная охрана) по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан. Средства перечисляются в полном объеме после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также после возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, определяемыми условиями договоров.
Статья 29 устанавливает, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям Федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и являются дополнительным источником бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных ст. 33 настоящего Федерального закона.
Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н утверждено Положение о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование (комментарий к приказу читайте в журнале "Советник бухгалтера социальной сферы" N 8(20) за август 2004 г.). Органы федерального казначейства в соответствии с данным порядком открывают бюджетным учреждениям отдельные лицевые счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей. В первом и втором разрядах номера лицевого счета используется код 11.
Исполнение бюджета по расходам
Статья 31 утверждает распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ согласно приложению 7 к настоящему закону.
Статья 34 предусматривает случаи, при которых могут вноситься изменения в ходе исполнения бюджета в ведомственную, функциональную и экономическую структуры расходов федерального бюджета. Изменения вносятся по представлению главных распорядителей средств федерального бюджета. Например, вносятся изменения:
в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или расходов;
в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета на 2005 год экономии по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов и статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
при проведении в 2005 году взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по содержанию и обслуживанию войск (воинских формирований, военных судов, органов, учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний), подготовке военных кадров и других видов обеспечения, осуществленных в 2005 году (это новый пункт по сравнению с бюджетом 2004 года);
на суммы средств, предусмотренных Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации для финансирования расходов организаций по мобилизационной подготовке экономики;
в случае наличия остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства на 1 января 2005 года и суммы ассигнований на 2004 год, не полностью использованных на 1 января 2005 года, в соответствии со ст. 77 настоящего закона.
В эту статью не включено основание для внесения изменения в функциональную и экономическую структуры расходов федерального бюджета, связанное с обращениями взысканий на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств на основании исполнительных листов судебных органов. Однако нормой ст. 99 данного закона установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет выделение должникам, находящимся в его ведении, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному листу и судебному приказу. Это происходит в том случае, если у должника недостаточно таких средств на лицевом счету.
Статья 35. Статьей установлено, что в 2005 году Правительство Российской Федерации не вправе принимать решения, приводящие к увеличению численности федеральных государственных служащих и работников учреждений и организаций бюджетной сферы, а также расходов на ее содержание.
Это правило в полной мере относится и к главным распорядителям средств федерального бюджета, и к самим получателям бюджетных средств. Все указанные увеличения численности возможны только в пределах установленных лимитов средств.
Статья 50 устанавливает порядок и правила проведения операций с межбюджетными трансфертами. Указанные средства будут поступать только через счета федерального казначейства, специально открытые для учета средств бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Не использованные в 2004 году на этих счетах целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежат использованию на те же цели, на которые были выделены в 2004 году.
Неиспользованные целевые средства, потребность в которых в 2005 году отсутствует, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Статья 77. В статье говорится об использовании остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2005 года на счетах федерального казначейства, образовавшихся в связи с неполным использованием объемов финансирования, доведенных в пределах ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год". Например, эти средства направляются:
- в качестве дополнительного финансирования следующим министерствам и ведомствам:
1) в Министерство финансов Российской Федерации - на финансирование расходов на выплату компенсаций гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике и постоянно проживающим на ее территории;
2) в Министерство внутренних дел Российской Федерации - на выплату компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике и покинувшим ее безвозвратно;
- на финансирование подпрограмм "Государственные жилищные сертификаты" и "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также на оплату свидетельств о предоставлении вынужденным переселенцам безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья и на оплату жилищных сертификатов по разделу "Военная реформа" и на приобретение жилья для граждан Российской Федерации, выезжающих из районов Крайнего Севера, в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера;
- на осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в порядке межбюджетного регулирования (в размере задолженности по доходам).
Примечание от редакции.
Также, в п. 3 ст. 77 определено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, разрешенные для использования бюджетными учреждениями в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2004 N 186-ФЗ направляются на финансирование указанных расходов в 2005 году. Это означает, что средства от сдачи в аренду федерального имущества оставшиеся на счетах в органах Федерального казначейства в качестве остатка средств дополнительного бюджетного финансирования по состоянию на 1 января 2005 года остаются в распоряжении бюджетных учреждений. Разъяснение по этому вопросу дано письмом Минфина России от 25.01.2005 N 42-7-1-01.
Статья 106 утверждает расходы на Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2005 год согласно приложению N 27 к закону.
Реализация ФАИП на 2005 год осуществляется по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2005 год, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Статьей оговариваются условия финансирования и осуществления расходов государственных капитальных вложений, а именно - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета".
Правительству Российской Федерации дается право перераспределять объемы ассигнований по стройкам и объектам, включенным в перечни, в случае отсутствия на 1 апреля 2005 года утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.
Статья 109 устанавливает, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета осуществляется на основании исполнительных листов и приказов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
Взыскание средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с предъявленными в территориальные органы Федерального казначейства исполнительными листами и судебными приказами судебных органов и на основании расчетных документов получателей средств федерального бюджета исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.
При недостаточности указанных в ч. 2 настоящей статьи средств на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет выделение должникам, находящимся в его ведении, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному листу и судебному приказу.
Примечание от редакции.
Нам кажется, вряд ли дополнительное выделение бюджетных ассигнований на погашение долгов вероятно. Должник сам отвечает в пределах своих сметных назначений по взятым на себя обязательствам. Причем, если в ст. 133 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусматривалась возможность погашения долга за счет средств от предпринимательской деятельности в настоящем законе такой записи нет.
Статья 112 устанавливает, что заключение и оплата федеральными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Учет обязательств обеспечивается в установленном Правительством Российской Федерации порядке через территориальные органы Федерального казначейства.
Основными нормативными документами, установившими порядок учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, являются следующие:
1. постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 806 "О порядке учета территориальными ОФК обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета".
2. приказ Минфина России от 13.08.1999 N 55н "Об утверждении Правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.08.1999 за N 1876.
Обращаем ваше внимание на то, что в 2005 году подлежат учету договоры об аренде имущества и коммунальных услугах.
В случае нарушения порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, органы федерального казначейства имеют право приостанавливать оплату расходов федеральных учреждений и федеральных государственных органов. Приостановление операций производится в соответствии с Правилами приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.06.2003 N 328.
Статья 115 устанавливает, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, и расходуются федеральными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом.. Практически для всех бюджетных учреждений сохранился прежний порядок использования указанных средств
Учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации обслуживают счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, открытые территориальным органам Федерального казначейства, без взимания платы.
Статья 116 устанавливает, что средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других некоммерческих организаций. Это правило оговорено впервые в 2004 году и сохранило свое действие в 2005 году.
Статья 117. Данная статья содержит положение о том, что в случае незакрытия федеральными учреждениями счетов, открытых им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства могут приостанавливать операции по лицевым счетам получателей средств федерального бюджета, открытым федеральным учреждениям в территориальных органах федерального казначейства, и (или) счетам, открытым в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях, в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок приостановления органами Федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, утвержден приказом Минфина России от 26.10.2004 N 94н.
Статья 119 устанавливает, что изменение лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета не может быть произведено главным распорядителем средств федерального бюджета позднее 1 сентября 2005 года, распорядителем и получателем средств федерального бюджета позднее 15 ноября 2005 года.
Указанные сроки не действуют по пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ст. 34, а также по изменениям, связанным с использованием не по целевому назначению средств федерального бюджета по предписаниям уполномоченных органов.
В данной статье также указывается, что главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей (получателей) средств федерального бюджета по мере необходимости принятия получателями средств федерального бюджета соответствующих бюджетных обязательств.
Статья 121 устанавливает, что неиспользованные лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования федерального бюджета на 2005 год прекращают свое действие 31 декабря 2005 года.
Итак, мы рассмотрели основные статьи Закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Надеемся, что данный материал будет полезным при изучении и использовании в работе этого закона.
Е.А. Король,
главный казначей отдела финансирования правоохранительных
органов УФК по Хабаровскому краю
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502