Налоговые преступления теперь расследует милиция
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации"*(1) функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции РФ по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений с 1 июля 2003 года переданы МВД России, в связи с чем в составе МВД образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Хотя новая служба функционирует уже второй год, вопросы о ее полномочиях не перестают волновать налогоплательщиков. О правовом регулировании деятельности милиции рассказывает О.О. Соколова, начальник отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Соответствующие дополнения были внесены в Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции). В частности, полномочия сотрудников милиции дополнены правом:
- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;
- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Отметим, что в данном случае сотрудники органов внутренних дел руководствуются в своей деятельности следующими нормативными правовыми актами:
- Закон о милиции,
- Федеральный закон от 12.08.1995 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД),
- НК РФ, поскольку в соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, направляют материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, проверочные мероприятия в отношении лиц могут проводиться в рамках уголовного процесса.
Какими же полномочиями наделены сотрудники милиции при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений?
Учитывая то обстоятельство, что полномочия сотрудников органов внутренних дел, предоставленные как Законом об ОРД, так и Законом о милиции не могут рассматриваться как взаимоисключающие друг друга, обозначим их в разрезе каждого закона.
Закон о милиции
В соответствии с пунктами 1 и 4 части первой статьи 10 Закона о милиции к обязанностям милиции, в соответствии с поставленными перед ней задачами, относятся, в частности, предотвращение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений.
Для выполнения обязанностей сотрудники милиции пользуются правами, предоставленными им статьей 11 названного закона.
1. Так, в соответствии с пунктами 4 и 30 части первой статьи 11 Закона о милиции органам внутренних дел предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, а также иную информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации.
Из данной нормы следует, что органы внутренних дел вправе истребовать любую информацию, необходимую для решения возложенных задач, если законом не установлены соответствующие ограничения.
Следует обратить внимание, что соответствующему праву сотрудника милиции корреспондирует обязанность организаций и физических лиц предоставлять указанные сведения, что указано в статье 23 Закона о милиции.
При этом в случае, если организациями и физическими лицами запрашиваемая информация не представляется в нарушение закона, то соответствующие лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьями 19.3, 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в пределах от 3 до 50 МРОТ или административным арестом на срок до 15 суток.
2. В соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции органам внутренних дел предоставляется право производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества.
Такой осмотр может производиться только при наличии мотивированного постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя.
Кроме того, осмотр производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате осмотра. При отсутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя осмотр помещений производится с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
В ходе осмотра помещений сотрудники милиции вправе:
- изучать документы организаций и граждан на материальные ценности и денежные средства;
- временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов. При этом изъятие документов в соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции может быть произведено только в строго определенных случаях: для установления подлинности документов, либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены.
Таким образом, мотивация, указанная в протоколе изъятия, не должна содержать формулировок типа - "для проверки фактов неуплаты налогов".
Срок изъятия не должен превышать семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, его срок не может быть более 48 часов.
Следует обратить внимание, что пункт 25 статьи 11 Закона о милиции предоставляет право сотруднику милиции изымать только документы. Это означает, что изъятие предметов, таких как, например, компьютер - невозможно.
3. В соответствии с пунктом 33 статьи 11 Закона о милиции органам внутренних дел предоставляется право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов.
В соответствии с указанной нормой был утвержден совместный приказ МВД и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений". Указанным приказом утверждена, в частности, Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок".
Проверка, проводимая налоговым органом с участием органа внутренних дел, является выездной налоговой проверкой, в связи с чем порядок ее проведения регулируется непосредственно НК РФ.
Отметим, что организациям и физическим лицам следует обращать внимание на решение налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, где в составе проверяющих должны быть указаны сотрудники милиции.
В соответствии с пунктом 5 названной Инструкции - действия сотрудников органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящие органы внутренних дел, прокуратуру и суд.
4. В соответствии с пунктом 35 статьи 11 Закона о милиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, милиция вправе проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
В развитие данного пункта Закона о милиции МВД России приказом от 16.03.2004 N 177 (далее - Приказ) утвердило соответствующую Инструкцию.
По мнению ряда специалистов, отдельные положения Приказа некорректны, а также не согласуются с законодательными актами РФ, в частности, в части сроков проведения проверок налогоплательщиков.
Так, пунктом 5 Инструкции предусмотрено, что проверка налогоплательщика осуществляется в срок, установленный уголовно-процессуальным законодательством для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении. Частью 1 статьи 144 УПК РФ в качестве общего срока проверки указанной информации установлен трехдневный срок. Продление данного срока до десяти суток осуществляется прокурором, начальником следственного отдела или начальником органа дознания, до тридцати суток - прокурором. Однако, как показала практика, процессуальные лица не реагируют на необходимость продления сроков проверок, осуществляемых в рамках Приказа, до десяти и тридцати суток, так как пока нет повода и основания для возбуждения уголовного дела, следовательно, нет и оснований для принятия уполномоченными процессуальными лицами каких-либо решений.
Таким образом, для сотрудника милиции остается единственная возможность проведения проверки без нарушения положений Приказа - проведение ее в трехдневный срок. Однако очевидно, что данный срок является нереальным для проведения всестороннего и объективного осуществления проверочных мероприятий. В качестве выхода из сложившейся ситуации сотрудниками органа внутренних дел могут применяться положения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", предусматривающего такое оперативно-розыскное мероприятие как исследование предметов и документов.
Кроме того, ряд специалистов полагает, что пункт 12 Инструкции не соответствуют нормам Закона о милиции.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции в случае необходимости проведения осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, изъятия документов, такие действия осуществляются в порядке, установленном пунктом 25 статьи 11 Закона о милиции. При этом в Инструкции указано
Выдержка из документа:
"Если проведение данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки организации или физического лица при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, вынесение специального постановления об их проведении не требуется."
Вместе с тем, в отличие от Инструкции пункт 25 части первой статьи 11 Закона о милиции устанавливает несколько иной порядок осуществления соответствующих процессуальных действий. В частности, право вынесения постановления по Закону о милиции предоставлено только начальнику (его заместителю) органа внутренних дел, а Приложение N 2 к Приказу предоставляет такое право любому лицу, которое наделено полномочиями по вынесению постановления о проведении проверки организации или физического лица, вплоть до начальника оперативно-розыскной части (ОРЧ). Кроме того, Законом о милиции предусмотрено обязательное вручение копии соответствующего постановления представителю организации или физического лица, а пункт 12 Инструкции предусматривает только ознакомление проверяемого лица с соответствующим постановлением. Таким образом, приведенные положения Приказа вступают в противоречие с нормами Закона о милиции, что неизбежно делает невозможным выполнение соответствующих требований Приказа.
Закон об ОРД (оперативно-розыскной деятельности)
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" органы внутренних дел имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений. Вместе с тем, какие-либо сроки изъятия (в частности, документов) не установлены.
Следует отметить, что при решении задач, возложенных на органы внутренних дел, зачастую возникает необходимость изымать не только документы, но и иные предметы, включая системные блоки компьютеров, содержащие необходимую информацию финансово-хозяйственной деятельности соответствующего хозяйствующего субъекта. И в отличие от полномочий милиции, предусмотренных Законом о милиции, помимо документов сотрудники органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий вправе в соответствии с Законом об ОРД изымать и компьютеры.
Как показывает практика, в ряде случаев возникают вопросы о правомерности осуществления должностными лицами органов внутренних дел обследования как одного из оперативно-розыскных мероприятий и изъятия предметов и документов. Однако необходимо учитывать следующее.
На настоящий момент имеется положительная судебная практика (судебных дел различной подведомственности и подсудности) по вопросу правомерности проведения оперативно-розыскного мероприятия "обследование помещений", изъятия при его проведении документов и их дальнейшего использования в проверочной деятельности.
Так, двумя Постановлениями судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.09.2003 года признаны правомерными действия должностных лиц органов внутренних дел по проведению обследования и изъятию необходимых документов.
Кроме того, ФАС СЗО двумя Постановлениями от 20.03.2002 и от 20.06.2003 по делу N А56-21243/01 указал на правомерность проведения обследования, изъятия необходимых документов.
И, наконец, КС РФ в своем определении от 15.07.2004 N 304-О отметил, что произведенные на основе
Закона об ОРД в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъятия предметов и документов конституционные права и свободы граждан не нарушают.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить, что обследование как одно из оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться должностными лицами органов внутренних дел, в ходе которого могут изыматься документы и иные предметы, данные документы и предметы в соответствии с частью второй статьи 11 Закона об ОРД могут использоваться в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела.
Проведение обследования и дальнейшая работа с изъятыми документами и предметами не ограничена конкретными сроками, а определяется исключительно сроками, необходимыми для решения возложенных на органы внутренних дел задач.
Таким образом, на настоящий момент обследование помещений и изъятие в ходе него необходимых документов и предметов является для должностных органов внутренних дел наиболее оптимальным (с точки зрения эффективности) инструментом собирания информации, сроков ее обработки, закрепления и легализации (изъятые в порядке п. 25 части первой статьи 11 Закона о милиции документы через семь дней подлежат обязательному возврату).
Кроме того, следует учитывать, что в определенных случаях сотрудниками органов внутренних дел могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. В соответствии со статьей 8 Закона об ОРД такие ОРМ допускаются на основании судебных решений.
2. Проведение исследований документов.
Исследование документов, как одно из ОРМ, проводится ревизорским составом подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел. При этом составленный по результатам исследования документов акт может являться доказательством по уголовному делу в соответствии с пунктом 2 статьи 74 УПК РФ.
После исследования документов предоставление экземпляра акта в адрес налогоплательщика не предусмотрено.
Не углубляясь более в оперативно-розыскную деятельность, отметим, что проведение оперативно-розыскных мероприятий как раньше бывшими органами налоговой полиции, так и в настоящее время органами внутренних дел абсолютно идентично.
Что касается самих налоговых преступлений, то обращаем внимание на серьезные изменения, происшедшие уже после упразднения налоговой полиции.*(2)
О.О. Соколова,
начальник отдела документальных проверок Управления по налоговым
преступлениям ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
"БУХ.1С", N 3, март 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О других последствиях административной реформы читайте статью "О разъяснениях законодательства о налогах и сборах" в номере 2 (февраль) "БУХ.1С" за 2005 год (стр. 4)
*(2) Подробнее читайте в номере 6 (июнь) "БУХ.1С" за 2004 год, стр. 34
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667