Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также
о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации"*(1)
1. Общие положения
Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) главой 31 "Земельный налог", которая будет вводиться поэтапно с 1 января 2005 года. Что касается Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", то он действует до конца 2005 года и будет признан утратившим силу только с 1 января 2006 года.
Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Муниципальными образованиями признаются городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или территория, в пределах которой в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. Для введения нового земельного налога в муниципальных образованиях должны быть приняты и опубликованы соответствующие нормативные правовые акты.
2. Права на земельные участки
Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) предусмотрены следующие права на земельные участки: право собственности граждан и юридических лиц (право частной собственности); право собственности Российской Федерации (право федеральной собственности); право собственности субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого владения; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда, субаренда; безвозмездное срочное пользование земельными участками. Применительно к главе 31 НК РФ используются только такие понятия, как право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, которые применяются при определении плательщиков земельного налога. Это связано с тем, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками именно на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Данная норма не претерпела существенных изменений по сравнению с действующим законодательством. Ведь в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" налогоплательщиками являются также собственники земли, землевладельцы и землепользователи. В главе 31 НК РФ выделены права на землю в виде права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Что касается граждан, то им земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Также сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения ЗК РФ. В то же время предоставление земельного участка гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.
В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что вышеуказанные лица плательщиками земельного налога не являются и будут уплачивать арендную плату.
3. Объект налогообложения
Как в Законе РФ "О плате за землю" объектом налогообложения считаются земельные участки, так и в главе 31 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта о введении нового земельного налога, принятого представительным органом муниципального образования.
При этом под земельным участком как объектом обложения земельным налогом понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто закреплены в документах государственного земельного кадастра. В Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельного участка; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Именно такое описание, надлежащее документирование и последующая регистрация земельного участка могут оптимально выражать юридическое понятие земельного участка.
4. Земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения
В Законе РФ "О плате за землю" не использовалось понятие "земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения". При налогообложении земли в соответствии с главой 31 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель, в частности земли, изъятые из оборота. Особое значение в этих видах земель придается земельным участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Государственные природные заповедники представляют собой форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и животного мира. Правовой режим земель, объявленных заповедниками, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генофонда живых организмов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земли предоставляются государственным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. На заповедники возлагаются следующие задачи: охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Что касается национальных парков, то ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Земля предоставляется национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. На территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национальных парков.
К землям, изъятым из оборота и исключенным из объектов обложения новым земельным налогом, также относятся следующие объекты:
- здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;
- здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;
- объекты организаций федеральной службы безопасности;
- объекты организаций федеральных органов государственной охраны;
- объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
- воинские и гражданские захоронения;
- инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Перечень земель, исключенных из объектов обложения новым земельным налогом, дополнен земельными участками, ограниченными в обороте, которые также не признаются объектом налогообложения. К ним относятся:
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки в пределах лесного фонда;
- земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Большое значение придается в главе 31 НК РФ положению, связанному с определением плательщиков земельного налога в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки. В этом случае плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Статьей 14 Закона N 122-ФЗ установлено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Форма свидетельства и специальной надписи устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219. Единый государственный реестр прав предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях этих прав.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав следующие документы:
- свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.
Это связано с тем, что согласно п. 2 ст. 33 Закона N 122-ФЗ создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось субъектами Российской Федерации поэтапно с 31 января 1998 года по 1 января 2000 года.
Следовательно, документами, удостоверяющими право собственности, владения и пользования земельным участком, являются:
- свидетельство о государственной регистрации права на землю;
- государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, который вступил силу с 31 января 1998 года, то есть документы, выданные до 31 января 1998 года;
- документы [свидетельства на право собственности на землю, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей] по формам, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767, постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493, постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177.
6. Порядок исчисления налоговой базы
Глава 31 НК РФ внесла принципиальные изменения в порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу. Налоговой базой в настоящее время признается кадастровая стоимость земельного участка. В этой связи напомним, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. При этом задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения. Государственный земельный кадастр ведется на трех уровнях:
- муниципальном;
- субъекта Российской Федерации;
- федеральном.
На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, кадастровом зонировании его территории, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования.
На уровне субъекта Российской Федерации в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в него муниципальных образований, кадастровом зонировании территории субъекта Российской Федерации, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Что касается федерального уровня ведения государственного земельного кадастра, то в нем содержатся сведения о государственной границе Российской Федерации, границах субъектов Российской Федерации, сведения о землях в границах субъектов Российской Федерации в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о кадастровых округах и территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Основная документация государственного земельного кадастра состоит из Единого государственного реестра земель, кадастровых карт (планов) объектов учета и дежурных кадастровых карт (планов), которые воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зонах. К вспомогательной документации относятся книги учета документов и книги учета выданных сведений. Производная документация включает реестр федеральных земель, реестры земель субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, национальные доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы) и другие документы. В кадастровых делах содержатся сведения заинтересованного лица или его уполномоченного представителя о формировании объекта и его последующем государственном кадастровом учете, решения органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, копии постановлений и иных решений органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием и использованием земель, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из документов технического, государственного, ведомственного и иного учета отдельных видов недвижимого имущества, протокол согласования границ земельного участка и иные документы.
Основанием для государственного кадастрового учета является заявление, подаваемое заинтересованным лицом (собственником или обладателем иных прав, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления) или его уполномоченным представителем в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, с приложением документов по формированию объекта кадастрового учета. Вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и документами о формировании объекта предъявляются документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия действовать от имени юридического лица. Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель. В процессе государственного кадастрового учета производятся формирование кадастрового дела объекта, нанесение объекта на дежурную карту (план), изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета, присвоение объекту кадастрового номера и занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель. Государственный кадастровый учет осуществляется не позднее чем в тридцатидневный срок со дня подачи заявления и представления в соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству всех документов, необходимых для этого учета. Таким образом, ведение системы государственных записей дает возможность устанавливать эффективную базу для взимания земельного налога. Информация об использовании земель является важным компонентом системы управления земельными ресурсами и используется в качестве основы для определения стоимости земельного участка для целей обложения налогом, исчисляемым от кадастровой стоимости земельного участка.
Поэтому государственный земельный кадастр охватывает в настоящее время всю территорию страны. Задача разработки методов кадастровой оценки и выполнения кадастровой оценки земель была возложена на Росземкадастр (Роснедвижимость). Модели массовой оценки земель основываются на системе массового определения стоимости земель и включают метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы. Различные типы методов применяются к различным категориям земель и видам землепользования в зависимости от факторов, влияющих на оценку земли. Учитывая, что государственная кадастровая оценка земель производится преимущественно для целей налогообложения, для реализации положений главы 31 НК РФ, предусматривающей исчисление налоговой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, организациями системы Росземкадастра (Роснедвижимости) и других ведомств разрабатывались методические материалы по оценке кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий; лесных земель; земель городских и сельских поселений; земель промышленности и других земель производственного назначения вне черты поселений; земель садоводческих товариществ; земель рекреационного назначения; земель водного фонда; земель запаса. В настоящее время Росземкадастр (Роснедвижимость) завершил кадастровую оценку 94% территории Российской Федерации, включая земли сельскохозяйственного назначения и земли поселений.
Органам, осуществляющим государственную кадастровую оценку земель, остается определить кадастровую стоимость каждого земельного участка в связи с тем, что организации, а также индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), являющиеся плательщиками земельного налога, должны в настоящее время определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в срок не позднее 1 марта того же года.
Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу установлен календарный год - период с 1 января по 31 декабря. При этом налоговая база определяется отдельно по долям в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
В главе 31 НК РФ предусмотрен особый порядок определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей собственности. Так, в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности; в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, - для каждого налогоплательщика в равных долях. Если организация приобретает здание, то к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и налоговая база по этому земельному участку определяется пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок. В другом случае, если здание покупается несколькими лицами, налоговая база по земельному участку определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
7. Налоговые ставки
В главе 31 НК РФ приведены максимальные размеры налоговых ставок. При определении налоговых ставок, которые будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в большей степени по сравнению с ранее принятым в этой сфере Законом РФ "О плате за землю" учитываются категории земель. Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли поселений;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Что касается налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, то оно производится с учетом требований, установленных ЗК РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
- казачьими обществами;
- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В состав земель городов и поселков могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования включают земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, и используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). В составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании.
В свою очередь, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
- жилым;
- общественно-деловым;
- производственным;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационным;
- сельскохозяйственного использования;
- специального назначения;
- военных объектов;
- иным территориальным зонам.
Третью большую группу земель составляют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Ими признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По всем вышеуказанным землям налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, как это было в Законе РФ "О плате за землю", а в процентах от налоговой базы. При этом федеральный законодатель при установлении нового земельного налога определил максимальную ставку. Так, в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, используемых для сельскохозяйственного производства, ставки не превышают 0,3% их налоговой базы.
В отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, налоговая ставка не превышает 0,3% их налоговой базы.
В отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, налоговая ставка также не превышает 0,3% их налоговой базы.
Налоговая ставка по всем другим категориям земель не превышает 1,5% их налоговой базы.
Таким образом, принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе по отдельным категориям земель и категориям налогоплательщиков, отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления [законодательных (представительных) органов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга]. При этом допускается установление ими дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Сумма земельного налога исчисляется в отличном от установленного Законом РФ "О плате за землю" порядке, при котором облагаемая налогом площадь земельного участка умножалась на соответствующую налоговую ставку земельного налога с учетом коэффициентов индексации по соответствующим годам. В настоящее время сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом организации, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму налога самостоятельно.
Пример.
Земельный участок под промышленным объектом организации расположен в областном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под промышленным объектом определена в размере 600 000 руб. Налоговая ставка по нему установлена органами местного самоуправления в размере 1,4%.
Сумма земельного налога составит 8400 руб. (600 000 руб. х 1,4%).
Второй земельный участок данной организации занят под объектом торговли. Кадастровая стоимость земельного участка под объектом торговли составляет 980 000 руб. Налоговая ставка по нему установлена в размере 1,5%. Сумма земельного налога под объектом торговли составляет 14 700 руб. (980 000 руб. х 1,5%).
Общая сумма земельного налога составляет 23 100 руб. (8400 руб. + 14 700 руб.).
Имеются особенности исчисления земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), по которым исчисление суммы налога производится с увеличением определенного ст. 396 НК РФ коэффициента. Так, если проектирование и жилищное строительство осуществляются в течение трехлетнего срока вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, то при исчислении суммы земельного налога применяется коэффициент 2; если срок проектирования и строительства превышает трехлетний срок, то при исчислении суммы налога используется коэффициент 4.
В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Пример.
Постановлением главы администрации гражданину выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, который находится в поселке городского типа. Земельному участку присвоен кадастровый номер 34:08:1501 02:0002. Площадь земельного участка составляет 1391 кв.м. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 2,66 руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка - 3700 руб. (1391 кв.м х 2,66 руб./кв.м). Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Сумма земельного налога за земельный участок, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 11,1 руб. (3700 руб. х 0,3%).
Этот же гражданин приобрел второй земельный участок для огородничества. Площадь земельного участка составляет 1100 кв.м. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 3,67 руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка - 4037 руб. (1100 кв.м х 3,67 руб./кв.м). Налоговая ставка - 0,3%. Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный для огородничества, составляет 12,11 руб. (4037 руб. х 0,3%).
Общая сумма земельного налога - 23,21 руб. (11,1 руб. + 12,11 руб.).
8. Уплата налога
Главой 31 НК РФ вводится такое понятие, как авансовый платеж, которого не было в Законе РФ "О плате за землю". В настоящее время при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по земельному налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих этот налог на основании налогового уведомления.
При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки - в случае установления двух авансовых платежей.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой этого налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Главой 31 НК РФ введено еще одно новое правило. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении] налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения этих прав. Если возникновение (прекращение) данных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Пример.
Земельный участок приобретен в собственность 10 марта 2005 года. Его кадастровая стоимость составляет 700 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,3%. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:
К = 10 мес.: 12 мес. = 0,83.
Сумма налога составляет 7553 руб. (700 000 руб. х 1,3% х 0,83).
При этом следует отметить, что представительный орган муниципального образования [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по этому налогу в течение налогового периода.
9. Льготы по налогу
При обложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму - в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика в отношении каждого земельного участка. К этим категориям физических лиц относятся Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды I и II группы, установленной до 1 января 2004 года; инвалиды с детства; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий; лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, и некоторые другие лица. Для подтверждения налогового вычета потребуются документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы. Эти документы должны представляться в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Именно в этом случае земельный налог не уплачивается.
Изменился состав налогоплательщиков, которым в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предоставляются льготы по земельному налогу. Перечень налоговых льгот, установленных ст. 395 НК РФ, уменьшился по сравнению с перечнем льгот, предоставлявшихся в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Согласно ст. 395 НК РФ право на льготы по земельному налогу имеют отдельные категории налогоплательщиков на федеральном уровне, в частности организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).
При применении п. 1 ст. 395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельных участков вышеназванных организаций и учреждений налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
Уголовно-исполнительная система Минюста России включает:
- учреждения, исполняющие наказания;
- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Задачами уголовно-исполнительной системы являются:
- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
- обеспечение охраны здоровья осужденных;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;
- конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции при выполнении международных обязательств Российской Федерации.
Поэтому земельные участки, предоставленные для непосредственного выполнения возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1, не подлежат налогообложению.
Льгота по земельному налогу предоставляется организациям в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).
Понятие "дорога" приводится в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которой дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проездных частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
К землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог). В полосу отвода автомобильных дорог входят земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям. Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно-сметной документацией.
Вышеперечисленные земли, которые предоставлены для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и их конструктивных элементов и дорожных сооружений, для размещения их автовокзалов и автостанций, установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от уплаты земельного налога.
От уплаты земельного налога освобождаются организации в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения (п. 3 ст. 395 НК РФ).
При применении п. 3 ст. 395 НК РФ в части предоставления налоговой льготы в отношении вышеуказанных объектов налогоплательщикам следует иметь в виду, что данная налоговая льгота действует до 1 января 2006 года.
При предоставлении льготы по объектам мобилизационного назначения и мобилизационным мощностям, законсервированным и (или) не используемым в производстве, налогоплательщикам следует учитывать Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564 и МНС России N БГ-18-01/3 02.12.2002.
В целях использования льготы по объектам мобилизационного назначения и (или) мобилизационным мощностям налогоплательщик представляет в налоговые органы оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве, утвержденный соответствующим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившим организациям мобилизационные планы.
При предоставлении льготы по земельному налогу в отношении испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
К объектам единой системы организации воздушного движения относятся комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами (ст. 42 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ).
Кроме того, к органам единой системы организации воздушного движения Российской Федерации относятся в том числе:
- Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Минобороны России;
- Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России;
- оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (подпункт 34 п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084). Положение о единой системе организации воздушного движения Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации".
При предоставлении льготы по земельному налогу в части аэродромов единой системы воздушного движения налогоплательщикам следует иметь в виду, что от налогообложения освобождаются земельные участки с расположенными на них зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, поскольку статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации эти объекты включены в состав аэродромов.
В соответствии с п. 4 ст. 395 НК РФ льгота по земельному налогу предоставляется религиозным организациям в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
При применении п. 4 ст. 395 НК РФ в отношении вышеуказанных земельных участков налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
К религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон N 125-ФЗ).
При этом под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона N 125-ФЗ).
Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, не подлежат обложению земельным налогом церкви, монастыри и иные культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально используемые для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), духовные семинарии.
Впервые от уплаты земельного налога освобождаются:
1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности (часть первая п. 5 ст. 395 НК РФ);
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) (часть вторая п. 5 ст. 395 НК РФ);
3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (часть третья п. 5 ст. 395 НК РФ).
При применении частей первой-третьей п. 5 ст. 395 НК РФ налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В собственности общественных организаций инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, не вправе применять льготу, установленную непосредственно частью 1 п. 5 ст. 395 НК РФ.
Для получения льготы общероссийские общественные организации инвалидов должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. При этом к законным представителям относятся один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель (глава 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)).
Льгота по земельному налогу не предоставляется организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, в отношении участков, используемых ими при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, приведенных в перечне, утверждаемом постановлением Правительства РФ.
В целях предоставления льготы по земельному налогу согласно части третьей п. 5 ст. 395 НК РФ необходимо иметь в виду следующее: под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).
При этом льгота по земельному налогу предоставляется учреждениям, единственным собственником имущества которых является общероссийская общественная организация инвалидов, на основании учредительных документов (решения учредителя о создании организации, устава, положения), в которых содержатся сведения о собственнике имущества данной организации, а также при наличии в них записи о том, что организация создана для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и (или) иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Виды деятельности учреждения, единственным собственником имущества которого является общероссийская общественная организация инвалидов, должны соответствовать кодам видов деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
В соответствии с п. 6 ст. 395 НК РФ льгота по земельному налогу предоставляется организациям народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.
Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется в соответствии с приказом Минпромнауки России от 08.08.2002 N 226 "Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов".
Вышеуказанный Перечень определяет 15 видов производств народных художественных промыслов, среди которых художественная обработка дерева и других растительных материалов; производство художественной керамики; художественная обработка металлов; производство ювелирных изделий народных художественных промыслов; миниатюрная лаковая живопись; художественная обработка камня; художественная обработка кости и рога; производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов; художественное ручное кружево; художественное ручное ткачество; художественное ручное вязание; художественное ручное ковроткачество и ковроделие; художественная ручная роспись и набойка тканей; художественная обработка кожи и меха; прочие виды производств изделий народных художественных промыслов. Большое число изделий объединено в группы изделий народных художественных промыслов.
Для установления права на полное освобождение от уплаты земельного налога организаций народных художественных промыслов необходимо руководствоваться вышеуказанным Перечнем, а также положениями Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", согласно которому народным художественным промыслом признается деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. При этом народный художественный промысел должен определяться как одна из форм народного творчества. Место традиционного бытования народного художественного промысла устанавливается как территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. К организациям народных художественных промыслов отнесены организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50%.
От уплаты земельного налога освобождаются физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).
Как видно из приведенной нормы НК РФ, она охватывает широкий круг понятий. Традиционные промыслы здесь рассматриваются, прежде всего, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп.
Согласно Федеральному закону от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Вышеуказанный Федеральный закон устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, определены ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". К ним относятся оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений.
Таким образом, к традиционным промыслам малочисленных народов относятся виды деятельности, осуществляемые в рамках традиционного природопользования и традиционного образа жизни малочисленных народов. Местами проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов признается территория, в пределах которой малочисленные народы ведут традиционное природопользование и традиционный образ жизни, осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и которая влияет на их образ жизни. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.
От уплаты земельного налога освобождаются научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности (п. 8 ст. 395 НК РФ).
Льгота по земельному налогу, установленная п. 8 ст. 395 НК РФ, предоставляется вышеуказанным научным организациям в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемыми в целях научной (научно-исследовательской) деятельности, до 1 января 2006 года.
Научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). При этом к научной (научно-исследовательской) деятельности относятся:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы, к научной (научно-исследовательской) деятельности не относится.
Поэтому вышеуказанная налоговая льгота применяется только в отношении земельных участков, находящихся под зданиями, используемыми в целях научной (научно-исследовательской) деятельности научной организацией, имеющей свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в состав вышеназванных Российских академий.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
При предоставлении льготы по земельному налогу налоговые органы исходят из нормы, определенной ст. 56 НК РФ, согласно которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимаются за полный месяц.
Пример.
Организация должна была уплатить земельный налог за текущий год в сумме 900 руб. 20 ноября организации предоставлена льгота по земельному налогу. В связи с этим считается, что организация получила право на льготу с 1 ноября текущего года.
В этом случае годовая сумма земельного налога должна быть определена налогоплательщиком с применением коэффициента, который рассчитывается следующим образом:
К = 10 мес. : 12 мес. = 0,83.
Сумма налога - 747 руб. (900 руб. х 0,83).
Если организация в сентябре текущего года выведена из льготной категории по земельному налогу, то она утратила право на льготу с 1 сентября. Сумма земельного налога на уплату этой организации в расчете на год составляет 1200 руб.
К = 4 мес. : 12 мес. = 0,33.
В этом случае организации предъявляется к уплате сумма налога не за год, а только за четыре месяца.
Сумма земельного налога составит 396 руб. (1200 руб. х 0,33).
10. Администрирование налога
В главе 31 НК РФ прописаны нормы об обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, занимающихся государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Формы представления сведений будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов, а именно Минфином России.
Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 4, март, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Публикация текста официального документа будет продолжена в следующих номерах журнала "НВ: комментарии...".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1