О правовых аспектах безопасности военной службы
как составной части обеспечения военной
безопасности Российской Федерации
Безопасность военной службы неразрывно связана с военно-профессиональной безопасностью. Она характеризуется как состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, формирующихся при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Обеспечение безопасности военной службы - это целенаправленная деятельность органов военного управления и должностных лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и других нормативных актов и проведение правовых, социально-экономических, организационно-технических, морально-психологических, медицинских, экологических и иных мероприятий, поддерживающих условия безопасности военной службы и обеспечивающих на этой основе реализацию жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности войск.
Угрозами безопасности военной службы являются факторы, создающие опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил).
Военнослужащие являются объектом безопасности военной службы, а ее субъектами - органы военного управления и воинские должностные лица, которые должны в повседневных условиях осуществлять обеспечение безопасности военной службы.
Основной целью обеспечения безопасности военной службы в отношении военнослужащих является реализация жизненно важных интересов военнослужащих, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивается реализацией прав, свобод и социальных гарантий (в том числе право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь), предусмотренных законодательством для военнослужащих.
Основными видами безопасности военной службы являются: безопасность боевого дежурства (боевой службы); безопасность боевой подготовки (в том числе полетов, мореплавания, а также при совершении маршей, учений, боевых стрельб (пусков), походов кораблей); безопасность специальных занятий и работ; безопасность несения караульной, внутренней (вахтенной) и гарнизонной служб; безопасность военнослужащих, привлекаемых к работам на предприятиях.
Направлениями обеспечения безопасности военной службы военнослужащих являются:
- правовое - подготовка соответствующих нормативных правовых актов, улучшение правоисполнительной деятельности по реализации жизненно важных интересов военнослужащих;
- социально-экономическое - совершенствование бытового обеспечения личного состава (обеспечение казарменно-жилищным фондом, торгово-бытовое, банно-прачечное обслуживание, водоснабжение);
- организационно-техническое - подготовка военнослужащих (обучение, проведение инструктажей и др.), разработка стандартов для различных видов военно-служебной деятельности;
- морально-психологическое;
- медицинское - осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за условиями жизни и быта, проведение лечебно-профилактических мероприятий и т.д.
Подготовка военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности является неотъемлемой частью военно-профессиональной подготовки личного состава в соответствии с его организационно-штатным предназначением. Целью этой подготовки является обеспечение такого уровня профессиональной готовности каждого военнослужащего, который бы позволял ему в процессе исполнения обязанностей исключить (уменьшить) негативное воздействие опасных и вредных факторов военной службы и на этой основе безопасно выполнить поставленные задачи, предупредить увечья (ранения, травмы, контузии) и иные несчастные случаи.
Основное назначение безопасности военной службы в военное время, а также в мирное время при привлечении войск (сил) к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участию в миротворческой деятельности, при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения в отношении военнослужащих является предотвращение небоевых потерь, т.е. обеспечение их физической (личной) безопасности.
В связи с вышесказанным можно выделить составную часть безопасности военной службы - физическую (личную) безопасность военнослужащих. Физическую (личную) безопасность можно представить в виде трех ее составляющих систем: 1) обеспечения биологического существования военнослужащего; 2) обеспечения жизни и здоровья при взаимодействии военнослужащего с другими людьми (военнослужащими); 3) обеспечения жизни и здоровья при осуществлении профессиональной деятельности (при исполнении обязанностей военной службы).
В систему осуществления биологического существования военнослужащего входят несколько подсистем: предоставления жилья; обеспечения питанием; обеспечения предметами и услугами, которые жизненно необходимы; поддержки жизни и здоровья; обеспечения качества окружающей среды.
В систему обеспечения жизни и здоровья при взаимодействии военнослужащего с другими людьми (военнослужащими) могут быть включены подсистемы, которые обеспечивают принятие, доведение и соблюдение норм и правил поведения (взаимоотношений); восстановления здоровья при ущербе, полученном в результате взаимодействия с другими людьми.
В системе обеспечения жизни и здоровья при осуществлении профессиональной деятельности (при исполнении обязанностей военной службы) особое внимание уделяется безопасному обращению с военной техникой и вооружением; работе с источниками повышенной опасности (военно-технической безопасности, технике безопасности); ограничению профессиональной деятельности по медицинским и другим показаниям; восстановлению здоровья.
Среди составных частей безопасности военной службы особо выделяется техническая безопасность, которую можно рассматривать в двух аспектах:
- с одной стороны, техническая безопасность рассматривается с точки зрения технической оснащенности личного состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, необходимыми для выполнения их функциональных задач по обороне и безопасности государства средствами защиты;
- с другой стороны, техническая безопасность рассматривается как безопасность процессов эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации военных объектов, предметов вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, т.е. состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в связи с проявлением вредоносных свойств указанных объектов и предметов.
Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к процессам эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации предметов вооружения и военной техники осуществляется на основании федеральных законов "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ, "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ, Закона Российской Федерации "О космической деятельности" от 20 августа 1993 г. N 5663-1 и других нормативных правовых актов.
Можно выделить следующие подвиды технической безопасности: ядерную и радиационную безопасность; безопасность излучений; химическую безопасность; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; электрическую безопасность и т.п.
Помимо объективных угроз, обусловленных спецификой взаимодействия с источниками повышенной опасности, которые представляют военная техника и вооружение, действует множество опасных факторов субъективного характера, что делает проблему обеспечения технической безопасности особо актуальной в мирное время. Основное направление здесь: устранение либо снижение до минимума опасностей субъективного характера, что позволит свести к минимуму и действие объективных угроз.
Одними из главных источников угроз в области технической безопасности в военной сфере являются: недостаточная обученность выполнению специальных функций (обращению с оружием и иными источниками повышенной опасности, несению караульной, вахтенной, боевой, патрульной и иной службы, эксплуатации техники и т.д.); отсутствие технической культуры; незнание мер безопасности либо психологическая их неприемлемость; личная недисциплинированность; отсутствие надлежащего контроля со стороны командиров (начальников); неисправность техники, вооружения и средств защиты, ненадежность инженерного оборудования.
К мерам устранения угроз в области технической безопасности в военной сфере можно отнести: развитие технической культуры, исключающей какие бы то ни было отступления от установленных правил безопасности; реагирование командиров (начальников) на все случаи нарушения правил безопасности независимо от наличия вредных последствий; обучение личного состава, участвующего в охранных мероприятиях, овладению приемами личной защиты и оказания помощи себе и другим пострадавшим; проведение тренировок, позволяющих адаптироваться к практическим условиям исполнения служебных функций, поддерживать необходимые навыки, развивать соответствующие умения*(1).
Таким образом, под технической безопасностью в военной сфере (военно-технической безопасностью) можно понимать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в военно-технической сфере и способность уполномоченных государственных органов и должностных лиц обеспечивать эксплуатацию военных объектов, предметов вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, позволяющую защитить жизнь, здоровье и законные интересы людей, окружающей среды, хозяйственных и других объектов от проявления вредоносных свойств этих объектов и предметов.
В структуре безопасности военной службы отдельные авторы справедливо выделяют экологическую безопасность. Так, С.Н. Будай отмечает, что категория "экологическая безопасность" в военной сфере и понятие "безопасность военной службы" имеют общую объектно-субъектную область и общие меры обеспечения, поэтому вполне справедливо рассматривать экологически безопасную деятельность войск как направление обеспечения безопасности военной службы*(2).
Действительно, определение "безопасность военной службы" связано с состоянием защищенности объектов безопасности от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации*(3).
Экологическая безопасность как научная теория имеет своим объектом безопасность человека, общества и государства, а предметом - закономерности связи этой безопасности с изменениями, происходящими в окружающей природной среде*(4). В ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Экологическая безопасность в военной сфере обеспечивается посредством экологического обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.
Г.П. Серов правильно указывает, что "наряду с тыловым, инженерным и иными видами обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленными в боевых уставах и наставлениях, провозглашен новый вид обеспечения - экологическое обеспечение"*(5).
О реальных масштабах потенциальной экологической опасности в России и ее Вооруженных Силах свидетельствуют следующие данные. На объектах Федерального агентства по атомной энергии (бывшего Минатома) хранится 300 отработавших активных зон ядерных реакторов атомных подводных лодок (АПЛ). На объектах ВМФ хранится около 900 куб. м твердых радиоактивных отходов и 6 000 куб. м жидких радиоактивных отходов. К началу 2002 г. из боевого состава ВМФ выведено 194 АПЛ и атомный надводный крейсер. Из 95 АПЛ не выгружено ядерное топливо (54 АПЛ - на Северном флоте и 41 - на Тихоокеанском флоте, что в целом составляет более 49% от выведенных из боевого состава)*(6).
Разделом "Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации" Государственной комплексной научно-технической программы "Экологическая безопасность России" и "Национальным планом действий по реализации решений конференции ООН по окружающей среде и развитию" предусмотрены разработка экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
В Концепции экологического обеспечения Вооруженных Сил России, утвержденной директивой Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N Д-37, под экологическим обеспечением Вооруженных Сил, понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых Вооруженными Силами в мирное и военное время, направленных на охрану и восстановление природной среды в ходе деятельности Вооруженных Сил и обеспечение решения задач войсками и силами в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов. Целью экологического обеспечения Вооруженных Сил является достижение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил и защита личного состава, вооружения и военной техники от экологических угроз.
Обеспечение экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" от 31 октября 1996 г. N 1310.
Основными источниками угроз экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил являются: отработанное ядерное топливо из реакторов подводных лодок, подлежащих утилизации; компоненты ракетного топлива и горючего в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей; воздействие вооружения, военной техники и военных объектов на окружающую среду и людей; выбросы вредных веществ при испытаниях новых образцов вооружения и военной техники; керосиновые линзы в районах аэродромов и др.
К мерам ликвидации и нейтрализации угроз в области экологической безопасности можно отнести: гигиеническое нормирование загрязнения объектов окружающей среды компонентами ракетного топлива; паспортизацию объектов Вооруженных Сил; создание ведомственного регистра опасных военных объектов, веществ и отходов, кадастра загрязненных территорий, мест хранения и захоронения радиоактивных отходов и ирритантов; обеспечение работы систем экологического мониторинга на объектах Вооруженных Сил и в районах их деятельности; разработку и обеспечение войск методическими документами для принятия решений по порядку деятельности войск на территориях, подвергшихся радиоактивному, химическому и другим видам заражения; оборудование санитарно-защитных зон военных объектов; оборудование испытательных полигонов техническими системами локализации продуктов взрыва и осколков боеприпасов и др.
Одной из действенных мер обеспечения экологической безопасности выступает проведение государственного экологического контроля, который проводится в целях сохранения окружающей природной среды в местах дислокации воинских частей. Порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 461.
Основными задачами государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации являются:
- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности;
- проведение проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;
- проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды;
- осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
- проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, норм и правил обращения с отходами;
- проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.
Таким образом, под экологической безопасностью деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, понимается состояние защищенности личного состава, гражданского населения, вооружения, военной техники, военных объектов, окружающей природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия военной деятельности, экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов, и их последствий.
К.В. Фатеев,
полковник юстиции,
кандидат юридических наук,
доцент,
профессор Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 1
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Ляшенко В.П. Воинская деятельность мирного времени в ядерно-космический век: специфика, система и пути оптимизации: Дисс. : докт. филос. наук. М., 1995; Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Теоретические основы социально-правовой концепции. М.: МНЭПУ, 1998. С. 137-138.
*(2) См.: Будай С.Н. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил в Концепции национальной безопасности России//Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 139 - 143.
*(3) См.: директиву Министра обороны Российской Федерации "О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 12 июля 1997 г. N Д-10.
*(4) См. подробнее: Тер-Акопов А.А. Экологическая безопасность. М.: МНЭПУ, 2001; Галяметдинова А.Ю. Международно-правовые аспекты экологической безопасности. Дисс. : канд. юрид. наук. Казань, 2000.
*(5) См.: Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности Российской Федерации. Дисс. : докт. юрид. наук. М., 2000.
*(6) См.: Королева Н.С. Правовые проблемы утилизации атомных подводных лодок//Государство и право. 2004. N 3. С. 95.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правовых аспектах безопасности военной службы как составной части обеспечения военной безопасности Российской Федерации
Автор
К.В. Фатеев - полковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент, профессор Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 1