В омуте бухгалтерских правил
То, что организации обязаны представлять финансовую отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках), ни у кого не вызывает сомнений. Но кому? Входят ли в число пользователей бухотчета налоговые органы и, если входят, какую позицию занимают суды, решая вопросы о правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности?
Причина спора
Организация не представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность - бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) за 2002 г., I квартал и полугодие 2003 г. Налоговая инспекция привлекла организацию к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Добровольно организация штраф не уплатила. Налоговая обратилась за взысканием штрафа в суд.
/------------------------------------\ /------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции |------- ---------| Позиция организации |
\------------------------------------/ /------\ \------------------------------------/
Закон о бухгалтерском учете (ст. 15) | 300 | Организация не обязана представлять
предусматривает обязанность органи- |рублей| бухгалтерскую отчетность в налоговые
заций представлять органам испол- \------/ органы. В Законе о бухгалтерском
нительной власти квартальную бухгал- учете определены лица, которым нужно
терскую отчетность в течение 30 дней представить отчетность. В перечне
по окончании квартала, а годовую - в этих лиц налоговые органы не указаны.
течение 90 дней по окончании года. |
За непредставление в установленные |
сроки документов организации право- |
мерно предъявлен штраф по |
п. 1 ст. 126 НК РФ. |
Федеральный закон от 21.11.96
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". |
/-------------------------------------\
| Решение в пользу организации |
\-------------------------------------/
Позиция суда
Налоговый кодекс РФ, и в частности гл. 25 НК РФ, введенная в действие с 1 января 2002 г., не обязывает налогоплательщика представлять в налоговые органы бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках, в т.ч. отдельно от налоговой декларации.
Такая обязанность закреплена в Федеральном законе о бухгалтерском учете, который относится к законодательству о бухгалтерском учете, а не к законодательству о налогах и сборах. Поэтому применение налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, исключается. За нарушение законодательства о бухгалтерском учете, в частности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, установлена административная ответственность (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Такой вывод сделал ФАС Центрального округа в постановлении от 04.07.04 по делу N А09-13998/03-12.
Наш комментарий
Казалось бы, вопросы, относящиеся к бухгалтерскому учету, не имеют отношения к налоговым спорам. Но это не так. Дела, связанные с представлением бухгалтерской отчетности в налоговые органы, как показала арбитражная практика, и по сей день являются актуальными.
Напомним, что до 1 января 2002 г. обязанность плательщиков налога на прибыль представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность была прямо прописана в Законе РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (п. 8 ст. 8). В главе 25 НК РФ такого требования нет. Это дало повод полагать, что бухгалтерскую отчетность представлять в налоговые органы не нужно.
Действительно, если обратиться к ст. 15 Закона о бухгалтерском учете, то в нем указаны адреса представления годовой бухгалтерской отчетности - это учредители, участники организации или собственники ее имущества, а также территориальные органы государственной статистики. Как видите, налоговых органов в перечне нет. Однако далее указывается, что другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы являются органами исполнительной власти и НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 23) напрямую говорит о том, что налогоплательщики обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего учета. Таким образом, вывод суда в рассматриваемом нами деле не соответствует ни положениям НК РФ, ни законодательству о бухгалтерском учете. Большинство судов, решая вопрос о правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности, исходят из нормы подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ. За непредставление каждого документа взимается штраф на основании п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 50 руб.
Состав годовой бухгалтерской отчетности также определен Законом о бухгалтерском учете. И если небольшим предприятиям, не подлежащим обязательному аудиту, необходимо представить в обязательном порядке только бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, то для крупных предприятий количество представляемых документов достигает восьми, в их числе пояснительная записка и аудиторское заключение.
Можно ли представить бухгалтерскую отчетность отдельно от налоговых деклараций? Да, можно. Сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности, никак не связаны со сроками, установленными для сдачи налоговых деклараций.
Поскольку бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года, то отчетными периодами для представления промежуточной отчетности являются соответственно I квартал, 1 полугодие и 9 месяцев отчетного года. Промежуточная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала.
Годовая отчетность составляется организациями по окончании календарного года и представляется в течение 90 дней по окончании года. Указанный срок представления информации является общим и подлежит соблюдению организацией, если законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной срок. Такая позиция подтверждается и судебными решениями, например постановлением ФАС Московского округа от 05.11.01 по делу N КА-А40/6358-01.
Отчетность должна быть утверждена в установленном законом порядке. Это следует из п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете. Иначе она не может считаться достоверной. Гражданское законодательство устанавливает особые сроки утверждения бухгалтерской отчетности для акционерных обществ и для обществ с ограниченной ответственностью. Особенности представления бухгалтерской отчетности акционерными обществами определены в Федеральном законе от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров, которое проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее двух и не позднее шести месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 Закона). В связи с этим годовая отчетность акционерного общества может быть представлена заинтересованным пользователям до 1 июля следующего за отчетным года.
Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" также определил период, в течение которого на общем собрании участников общества утверждается годовая отчетность. Общее собрание участников общества должно проводиться не ранее двух и не позднее четырех месяцев после окончания финансового года. То есть общество с ограниченной ответственностью может представить свою годовую финансовую отчетность с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ должен решаться с учетом этих особенностей.
Обобщение судебной практики
В случае непредставления бухгалтерской отчетности за каждый непредставленный документ организации грозит штраф в размере 50 руб. (ст. 126 НК РФ).
Наименование судебного органа | Дата решения | Номер дела |
ФАС Восточно-Сибирского округа | Постановление от 23.04.04 | N А19-17717/03-30-Ф02-1206/04-С1 |
ФАС Западно-Сибирского округа | Постановление от 29.05.02 | N Ф04/1936-622/А45-2002 |
ФАС Дальневосточного округа | Постановление от 02.06.04 | N Ф03-А73/04-2/458 |
ФАС Северо-Западного округа | Постановление от 26.04.04 | N А42-8264/03-29 |
ФАС Уральского округа | Постановление от 13.07.04 | N Ф09-2741/04АК |
ФАС Центрального округа | Постановление от 16.07.04 | N А23-1068/04А-5-93 |
"Налоговые споры", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677