Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 августа 2000 г. N КА-А40/3581-00
(извлечение)
Иск заявлен закрытым акционерным обществом "Лентекс" о признании недействительным постановления Московской Северной таможни от 4 октября 1999 г. о применении к истцу ответственности в порядке ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 апреля 2000 г. оспариваемое постановление от 4 октября 1999 г. признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 июня 2000 г. решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Податель кассационной жалобы, Московская Северная таможня, просит отменить судебные акты по доводам, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела согласно оспариваемому постановлению от 4 октября 1999 г. истец привлекается к таможенной ответственности за то, что не выполнил требований о зачислении в установленные сроки на счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров, совершив тем самым нарушение таможенных правил. Валютная выручка поступила в сроки, превышающие сроки исполнения текущих валютных операций (л.д. 9).
Арбитражный суд г. Москвы при удовлетворении исковых требований исходил из того, что факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации не может служить основанием для применения санкций по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, не согласившись с позицией Арбитражного суда г. Москвы о применении ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за незачисление валютной выручки при экспорте товаров, полагает, что признание судом недействительным постановления Московской Северной таможни от 4 октября 1999 г. является соответствующим фактическим обстоятельствам спора с учетом отсутствия объективной стороны правонарушения, а именно, факта незачисления валютной выручки, которая была зачислена в полном объеме, но с нарушением сроков.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поданному делу факт умышленного сокрытия валютной выручки ответчиком не доказан. Об отсутствии данного факта свидетельствует, по мнению суда, поступление валютной выручки в полном объеме на счет в уполномоченном банке истца (л.д. 71). Истец принимал меры к возврату валютной выручки. Отсутствие вины истца по нарушению сроков установлено судами двух инстанций.
Таможенные санкции должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, вытекающим из Конституции Российской Федерации.
В Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что санкции штрафного характера исходя из общих принципов права должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. На это же указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 марта 1998 г. N 8-П и в Постановлении от 12 мая 1998 г. N 14-П.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуальный подход при наложении взыскания. Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Статья 236 ТК РФ также предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил.
Что касается вопроса о возможности применения ст. 273 Таможенного кодекса при умышленном незачислении выручки, то кассационная инстанция полагает, что зачисление экспортерами валютной выручки является условием таможенного режима экспорта. При этом экспортер обязан не только зачислять на счет в уполномоченном банке на территории России полученную валютную выручку, но и в качестве обеспечения зачисления выручки предпринять все необходимые меры для ее получения от покупателя экспортируемого товара.
Незачисление валютной выручки, равно как и непринятие необходимых мер для ее получения являются нарушениями таможенного режима экспорта и подпадают под действие статьи 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за несоблюдение ограничений, требований и условий таможенного режима.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Из содержания этих правовых норм следует, что зачисление экспортерами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории России является обязательным условием экспортных операций.
Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяя требования при экспорте товаров, устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесении иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу. Таким образом, уплата вывозных пошлин и иных таможенных платежей не исчерпывает перечень требований при экспорте товаров и не ограничивает условий таможенного режима экспорта.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 также подтверждено, что зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа).
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 171, 173-177 АПК Российской Федерации, суд постановил:
решение от 24 апреля 2000 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 8 июня 2000 г. по делу N А40-8226/00-2-111 оставить без изменения, а кассационную жалобу Московской Северной таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2000 г. N КА-А40/3581-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании