Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 марта 2005 г. N КА-А40/2014-05-П
(извлечение)
Решением от 28.01.04 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 09.04.04 апелляционной инстанции, удовлетворено заявление ОАО "Центральная топливная компания" (далее - заявитель, ОАО "ЦТК") в части обязания МИ МНС РФ по КН N 1 (далее - Инспекция) начислить заявителю проценты в размере 4.868.872 руб. и принять соответствующее решение (заключение), направив его в УФК Минфина РФ по г. Москве для исполнения. Кроме того, на УФК Минфина РФ по г. Москве возложена обязанность исполнить решение (заключение) о выплате ОАО "ЦТК" процентов в сумме 4.868.872 руб.
Постановлением от 26.08.04 Федерального арбитражного суда Московского округа состоявшиеся по делу судебные акты отменены.
В удовлетворении требований об обязании УФК Минфина РФ по г. Москве исполнить решение (заключение) о выплате ОАО "ЦТК" процентов в сумме 4.868.872 руб. заявителю отказано в связи с отсутствием события нарушения прав заявителя со стороны УФК Минфина РФ по г. Москве.
В части требований об обязании Инспекции начислить и уплатить проценты, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы, поскольку судом не установлены обстоятельства, связанные с подачей налогоплательщиком в налоговый орган заявления о возврате НДС и моментом возникновения у налогового органа обязанностей по возврату сумм НДС.
При новом рассмотрении дела решением от 18.11.04 Арбитражного суда г. Москвы удовлетворено заявление ОАО "ЦТК" о признании незаконным бездействия МИ МНС РФ по КН N 1, выразившегося в непринятии решения (заключения) о начислении и уплате из бюджета заявителю процентов в размере 5148277 руб. и обязании МИ МНС РФ по КН N 1 принять и направить в УФК Минфина РФ по г. Москве решение (заключение) о начислении и уплате ОАО "ЦТК" процентов в размере 5.148.277 руб.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит состоявшийся по делу судебный акт отменить как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявления ОАО "ЦТК" об обязании начислить и уплатить проценты отказать.
В судебное заседание не явились представители УФК Минфина РФ по г. Москве, в поступивших в суд кассационной инстанции письменных пояснениях на кассационную жалобу Инспекции УФК Минфина РФ по г. Москве заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя УФК Минфина РФ по г. Москве.
Выслушав представителей МИ МНС РФ по КН N 1 и ИМНС РФ N 9 (3-тье лицо), поддержавших доводы жалобы, представителя ОАО "ЦТК", возражавшего против отмены решения суда по изложенным в нем и письменном отзыве на жалобу основаниям, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Суд, с учетом требования об обязании Инспекции совершить действия по начислению и уплате процентов, правильно применил ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод в жалобе об уплате государственной пошлины не в полном объеме отклоняется как не соответствующий предмету заявленных требований об обязании Инспекции совершить определенные действия.
Утверждение в жалобе о том, что проценты подлежат начислению в случае непринятия Инспекцией решения об отказе в возмещении (о возмещении) НДС, противоречит положениям ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку начисление процентов закон связывает с нарушением права налогоплательщика на своевременное возмещение ему налога и служит способом гарантии этого права.
Таким образом, вышеизложенные доводы жалобы противоречат нормам материального и процессуального права.
Между тем, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
ОАО "ЦТК" 20.01.2003 представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за декабрь 2002 г., согласно которой к возмещению был указан налог в сумме 38.071.120 рублей, и документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки и налоговых вычетов, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации и документов налоговым органом принято решение от 18.04.03 N 04-04/971 об отказе в возмещении НДС, которое признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.03 по делу N А40-24868/03-109-323. Этим же решением суда на Инспекцию возложена обязанность по возмещению заявителю НДС в сумме 38.071.120 рублей путем возврата.
С заявлением о возмещении НДС в сумме 38071254 руб. путем возврата ОАО "ЦТК" обратилось в Инспекцию 18.07.2003 г.
Сумма налога была возмещена инспекцией следующим образом:
- 13.233.289 руб. - 10.02.04 путем зачета;
- 11.337.831 руб. - 18.02.04 путем возврата;
- 13.500.000 руб. - 18.02.04 путем зачета.
В связи с этим расчет процентов сделан заявителем с 22.04.03 (дата истечения со дня представления налоговой декларации трехмесячного срока для возмещения НДС) до 10.02.04 исходя из всей суммы НДС в размере 38071254 руб., а с 10.02.04 по 18.02.04 - исходя из суммы 24837831 руб. налога, не возмещенного на 10.02.04.
Направляя дело в части требований об обязании начислить и уплатить проценты на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в своем постановлении от 26.08.2004 г. указал суду первой инстанции на необходимость установления обстоятельств, связанных с подачей налогоплательщиком в налоговый орган заявления о возврате НДС и моментом возникновения у налогового органа обязанностей по возврату сумм НДС.
Повторно рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из текста ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что отсутствие заявления налогоплательщика о возмещении ему суммы НДС при представлении последним налоговой декларации, указанной в п. 4 ст. 164 НК РФ, и документов по ст. 165 НК РФ влечет отказ налогового органа в возмещении налогоплательщику суммы НДС путем возврата. Суд первой инстанции также указал, что в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ заявление о возврате налога налогоплательщиком подается в случае принятия налоговым органом положительного решения о возмещении НДС.
Между тем, вывод суда основан на ошибочном толковании ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 176 Кодекса устанавливает порядок и сроки возмещения налога на добавленную стоимость в форме зачета или возврата, в том числе по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с названным пунктом возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, предусмотренной пунктом 6 статьи 164 Кодекса, и документов в соответствии со статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврате соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Если налоговым органом принято решение об отказе в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения этого решения.
В случае если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решения об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.
При наличии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, налоговые органы самостоятельно в первоочередном порядке производят зачет и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Возврат осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа о возврате налога налогоплательщику, которое принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из анализа статьи 176 Кодекса следует, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика.
ОАО "ЦТК" обратилось в Инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы налога только 18.07.2003 г., в связи с чем проценты на сумму НДС, подлежащую возврату, следует исчислять со следующего дня, после подачи заявления, то есть с 19.07.2003 г.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о начислении за нарушение инспекцией сроков возмещения налога на добавленную стоимость процентов до подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о возврате налога неправомерен и, следовательно, им допущено неправильное применение норм материального права.
С учетом вышеизложенного у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных ОАО "ЦТК" требований на сумму 1.615.908 руб. процентов, начисленных за период с 22.04.03 по 18.07.03 включительно, в связи с чем оспариваемый судебный подлежит отмене с отказом заявителю в удовлетворении требований в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 284, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 18.11.2004 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-51942/03-98-607 изменить.Отменить решение суда в части признания незаконным бездействия МИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в непринятии решения (заключения) о начислении и уплате из бюджета ОАО "Центральная топливная компания" процентов в сумме 1.615.908 руб. и обязания МИ МНС РФ по КН N 1 принять и направить в УФК по г. Москве решения (заключения) о начислении и уплате ОАО "ЦТК" процентов в размере 1.615.908 руб.
В удовлетворении заявления ОАО "Центральная топливная компания" в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2005 г. N КА-А40/2014-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании