Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 мая 2005 г. N КА-А40/3430-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 3 мая 2005 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2005 г. N КА-А40/12813-05-п
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Вентиляция. Отопление. Кондиционирование" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции МНС России N 28 по Юго-Западному административному округу города Москвы от 19.05.2004 N 09-58-82 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании возвратить из бюджета налогоплательщику налог на добавленную стоимость в размере 4 716 890 руб. за январь 2004 года и проценты за нарушение срока возмещения НДС в сумме 195 010,38 руб. Общество также просило взыскать с Инспекции расходы на оплату услуг представителя в сумме 134 596 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2004, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2005, заявленные требования удовлетворены, поскольку согласно п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, ст.ст. 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации организацией своевременно и в полном объеме представлен пакет надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов за январь 2004 года в связи с экспортом продукции. Расходы на оплату услуг представителя удовлетворены в сумме 10 000 руб.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как товар, полученный по счету-фактуре от 06.10.2003 N 191, не был реализован в рамках внешнеторгового контракта; представленные счета-фактуры оформлены с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 НК РФ, а именно: отсутствуют номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров и адрес грузополучателя; Обществом представлены счета-фактуры, факт оплаты которых не подтвержден первичными документами на общую сумму 18 407 332,52 руб., в том числе НДС - 3 067 888,75 руб.; выписки банка не содержат сведений, прямо указывающих на поступление валютной выручки именно от ОАО "Днепровагонремстрой" по экспортному контракту от 10.01.2003 N 47/6.2-8-03; платежные документы от 16.10.2003 N 883, от 29.10.2003 N 474 и от 29.10.2003 N 475, счета от 09.10.2003 N 8, от 23.10.2003 N 9, от 28.10.2003 N 9 и от 08.09.2003 N 42 не представлены к проверке; наименование банка отправителя и расчетный счет отправителя, имеющиеся в представленных сводных реестрах электронных платежных поручений, не соответствуют реквизитам ОАО "Днепрвагонремстрой", указанным в контракте; наименование товара, задекларированного налогоплательщиком в грузовой таможенной декларации N 10124020/241003/0005722, и наименование товара, указанное в приложении от 14.05.2003 N 6 к контракту от 10.01.2003 N 47/6.2-8-03, а также наименование товара, приобретенного по счету-фактуре от 06.10.2003 N 191, не совпадают; представленные Обществом ГТД и товаросопроводительные документы не подтверждают факт экспорта товара; копии грузовых таможенных деклараций N 10124020/061003/0005342 и N 10124020/101003/0005479 не содержат расшифровки подписи должностного лица таможенного органа в нарушение письма ГТК России от 15.04.2003 N 01-06/15919 "О применении личной номерной печати и штампов таможенного оформления"; в копии платежного поручения от 09.09.2003 N 909, не заверенной надлежащей образом, отсутствуют наименование банка отправителя и банка получателя, а также расчетный счет отправителя; судебные расходы налогоплательщика завышены и не соответствуют сложности дела с учетом неоднократных аналогичных судебных споров; из периода расчета процентов в соответствии с требованиями п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04 не исключены две недели на исполнение заключения по форме 21 УФК Минфина России по г. Москве.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, в судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из соблюдения налогоплательщиком требований ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, документального обоснования права Общества на применение налоговой ставки 0 процентов и возмещение НДС. При этом суд нашел доказанным факт экспорта товара, поступления валютной выручки, оплаты поставщиками налога на добавленную стоимость в спорном размере со ссылкой на конкретные документы.
Доводы налогового органа о том, что товар, полученный по счету-фактуре от 06.10.2003 N 191, не был реализован в рамках внешнеторгового контракта, поскольку наименование товара - устройство вводное, задекларированного налогоплательщиком в грузовой таможенной декларации N 10124020/241003/0005722 (т. 1 л.д. 109), и наименование товара, указанное в приложении от 14.05.2003 N 6 к контракту от 10.01.2003 N 47/6.2-8-03, а также наименование товара, приобретенного по счету-фактуре от 06.10.2003 N 191 (т. 3 л.д. 97), не совпадают (в ГТД и в приложении NN 6, 7, 8 к контракту от 10.01.2003 N 47/6.2-8-03 указано устройство вводное Э-12.02.45.00.00; по договору с ООО "НПЦ "Экспресс" на приобретение товара указано устройство вводное Э-12.03.45.00.00), не опровергает факт экспорта товара, поскольку указанные Инспекцией расхождения касаются модификации товара, что объясняется наличием большого количества различных технических условий рассматриваемых механизмов. То, что товар с наименованием "устройство вводное Э-12.03.45.00.00" по всем своим характеристикам, качествам и другим техническим данным соответствует товару с наименованием "устройство вводное Э-12.02.45.00.00", подтверждается письмами предприятий-изготовителей и покупателя (т. 1 л.д. 116).
Согласно ч. 2, 4, 5 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив в совокупности выписки банка, платежные поручения, сводные реестры электронных платежных поручений, мемориальные ордера и паспорта сделки, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о получении валютной выручки по спорному контракту, поскольку в выписках банка имеются ссылки на номера платежных документов. Кроме того, суммы перечисленных денежных средств, указанные в спорных документах, совпадают, ссылка на номер и дату контракта имеется в соответствующих платежных поручениях к каждой из выписок банка.
Выписки банка соответствует требованиям Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком России от 05.12.2002 N 205-П, и являются выписками из лицевого счета налогоплательщика.
Согласно п. 2.1 части 3 названного Положения в реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты. Наличие в спорных документах ссылок на номер контракта и на наименование плательщика не предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, и их отсутствие в связи с этим не лишает данные выписки доказательственной силы.
Согласно ст. 88 НК РФ если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Доказательства того, что Инспекция воспользовалась предоставленным ей правом с целью получения объяснений у Общества в отношении спорных выписок банка, в материалах дела отсутствуют.
Довод налогового органа о том, что платежные поручения от 16.10.2003 N 883, от 29.10.2003 N 474 и от 29.10.2003 N 475, счета от 09.10.2003 N 8, от 23.10.2003 N 9, от 28.10.2003 N 9 и от 08.09.2003 N 42, указанные в сводных реестрах, не представлены к проверке, не основаны на налоговом законодательстве и не могут являться основанием к отказу в возмещении НДС.
Кроме того, как пояснил налогоплательщик в отзыве на кассационную жалобу, что также нашло отражение в обжалуемых судебных актах, при сопоставлении данных, содержащихся в представленных сводных реестрах электронных платежных поручений и в выписках банка, можно сделать вывод, что выручка поступила именно от ОАО "Днепровагонремстрой" по экспортному контракту от 10.01.2003 N 47/6.2-8-03. Так, в представленной выписке банка от 16.10.2003 в поле "Док" указан номер платежного документа 883, а в поле "Кредит" сумма операции 8 319 198,00. В представленном к проверке сводном реестре электронных платежных поручений указано платежное поручение N 883 от 16.10.2003, согласно которому в качестве плательщика (отправителя) выступает ОАО "Днепровагонремстрой", Днепропетровск, Украина, а получателем - ООО "НПП "ВОК", сумма платежа составляет 8 319 198,00, в поле "Назначение платежа" указано, что платеж производится по контракту от 10.01.2003 N 47/6.2-8-03 за оборудование на пассажирские вагоны.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Предоставленным данной нормой правом для истребования спорных платежных поручений и счетов налоговый орган не воспользовался.
Ссылка Инспекции на то, что в копии платежного поручения от 09.09.2003 N 909, не заверенной надлежащей образом, отсутствуют наименование банка отправителя и банка получателя, а также расчетный счет отправителя, не основан на материалах дела и требованиях налогового законодательства, поскольку, как пояснило Общество в отзыве на кассационную жалобу, что также установлено судами первой и апелляционной инстанций, налоговому органу в комплекте документов был представлен мемориальный ордер от 09.09.2003 N 909, а не платежное поручение, как указано в решении Инспекции.
Из буквального текста статей 164, 165, 171, 176 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что возникновение у налогоплательщика - экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость связано с представлением иных платежных документов, кроме выписки банка.
Зачисление выручки на счет, отличный от указанного в контракте, несоответствие наименования банка отправителя и расчетный счет отправителя в сводных реестрах электронных платежных поручений реквизитам ОАО "Днепрвагонремстрой", указанным в контракте, не опровергает факта поступления валютной выручки при условии выполнения требований ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявления о фальсификации банковских документов Инспекцией не сделано. На недобросовестность налогоплательщика налоговый орган не ссылался.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются: грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом особенностей, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 165 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1.15 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 16.12.1998 N 848, с момента оформления и принятия таможенным органом ГТД последняя становится документом, свидетельствующим юридический факт выпуска товара в режиме экспорта.
Как установлено судами, факт экспорта подтвержден грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен полностью", международными товарно-транспортными накладными (CMR), также содержащими отметки таможни "Выпуск разрешен" с оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица.
Налоговый орган ссылался на то, что копии грузовых таможенных деклараций N 10124020/061003/0005342 и N 10124020/101003/0005479 не содержат расшифровки подписи должностного лица таможенного органа в нарушение письма ГТК России от 15.04.2003 N 01-06/15919 "О применении личной номерной печати и штампов таможенного оформления".
Пункт 2.3 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 16.12.1998 N 848, действовавшей на момент оформления ГТД, определяет порядок заполнения граф должностным лицом таможенного органа, в соответствии с которым внесение в графу отметки о принятом решении заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, при этом расшифровка подписи должностным лицом не предусмотрена.
Ссылка Инспекции на письмо ГТК России от 15.04.2004 N 01-06/15919 "О применении личной номерной печати и штампов таможенного оформления", предусматривающее обязанность должностного лица четко указывать свою фамилию, не применима в данном случае, поскольку согласно названному письму должностное лицо обязано четко указывать свою фамилию в случаях, при которых проставление личной номерной печати исключается.
Претензии налогового органа о том, что спорные документы содержат недостоверные сведения, а именно: штампы таможенного органа "Товар вывезен", подписи и личные номерные печати должностного лица таможенного органа, проставленные на оборотной стороне копий ГТД и CMR идентичны; отметки таможенных органов в оригиналах документов не соответствуют отметкам в представленных к проверке копиях: копии ГТД и CMR не воспроизводят информацию подлинного документа и все его внешние признаки (часть их), устранены налогоплательщиком в суде первой инстанции путем представления оригиналов ГТД, CMR и копий других документов, что нашло отражение в решении суда. Суд также указал на то, что претензий к оригиналам и новым копиям Инспекция не высказывала.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Как установлено судами, налоговому органу Общество представило счета-фактуры, выставленные поставщиками, платежные поручения, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость, что не оспаривалось Инспекцией, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о наличии у Общества права на предусмотренный ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет.
Однако, основанием для отказа в возмещении налога, изложенным в решении Инспекции, явилось то обстоятельство, что по некоторым счетам-фактурам не представлены первичные документы, подтверждающие факт оплаты товара и, следовательно, НДС в сумме 3 067 888,75 руб.
Данному обстоятельству судами дана надлежащая правовая оценка. При этом суды установили, что из приведенной в решении налогового органа таблицы следует, что налогоплательщиком не представлены к проверке документы, подтверждающие уплату НДС в сумме 134 059,54 руб. Каких-либо оснований для отказа в возмещении 2 933 829,21 руб. (3 067 888,75 руб. - 134 059,54 руб.) Инспекцией не указано.
В судебных актах содержится оценка представленных счетов-фактур и первичных документов к ним со ссылками на даты и номера конкретных документов, подтверждающих уплату в полном объеме налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению. Приводя названный довод также в кассационной жалобе, налоговый орган не указал мотивов, по которым считает выводы судебных инстанций неправомерными. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Довод Инспекции о том, что представленные счета-фактуры оформлены с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 НК РФ, а именно: отсутствуют номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров и адрес грузополучателя, - не могут являться основанием для отказа в возмещении налога, поскольку перечисленные недочеты спорных счетов-фактур, представленных налогоплательщиком в судебное заседание первой инстанции, устранены в соответствии с требованиями пункта 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налога на добавленную стоимость" и пунктом 5 статьи 9 Федерального Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Данное обстоятельство отражено в обжалуемых решении и постановлении.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает судебные акты в части обязания Инспекции МНС России N 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы возвратить проценты в размере 195 010 руб. 38 коп. подлежащими отмене, с передачей дела в этой части на новое рассмотрение, поскольку в мотивировочной части решения и постановления судом указана сумма процентов в размере 24 730,65 руб., тогда как согласно резолютивной части возврату подлежат 195 010 руб. 38 коп.
В материалах дела имеется уточненный расчет суммы процентов, произведенный налогоплательщиком (т. 3 л.д. 69), оценка которого в судебных актах судами первой и апелляционной инстанции не дана.
Суду первой инстанции при новом рассмотрении дела необходимо установить размер процентов, подлежащих возмещению Обществу, дать оценку доводу налогового органа о том, что в нарушение Постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04 судом при проверке расчета суммы процентов неправомерно не исключены две недели, предусмотренные п. 4 ст. 176 НК РФ для возврата Отделением Федерального казначейства денежных сумм, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 05.10.2004 N 5351/04 и от 21.12.2004 N 10848/04.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования о возмещении НДС за счет Инспекции МНС России N 28, поскольку ею не представлены доказательства того, что на момент судебного разбирательства Общество было поставлено на учет в другой налоговой Инспекции.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 названного Кодекса расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Суды первой и апелляционной инстанций, определив, что с налогового органа подлежат расходы в размере 10 000 рублей, правомерно исходили из необходимости несения таких расходов в целях восстановления нарушения права с учетом длительности взаимоотношений сторон по оказанию такого рода услуг, степень сложности рассмотрения дела, а также положения п. 3.5 договора о результатах обжалования решения налогового органа, в соответствии с которыми происходит оплата заказчиком услуг по договору.
В связи с чем, довод Инспекции о том, что судебные расходы налогоплательщика завышены и не соответствуют сложности дела с учетом неоднократных аналогичных судебных споров, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку доказательств взыскания судебными инстанциями иных сумм процентов по аналогичным спорам налоговым органом не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 06.10.2004 по делу N А40-29714/04-75-332 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24.01.2005 N 09АП-5445/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части обязания Инспекции МНС России N 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы возвратить проценты в размере 195 010 руб. 38 коп. отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В остальной части решение и постановление судов оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2005 г. N КА-А40/3430-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании