Вопросы и ответы
Вправе ли Федеральная налоговая служба издавать обязательные для исполнения налогоплательщиками нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами?
Согласно п. 2 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Указанное положение было внесено в часть первую НК РФ на основании Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
В соответствии п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" существовавшее ранее Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом функция данного Министерства по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, а также по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов Российской Федерации.
В свою очередь, Государственный таможенный комитет Российской Федерации стал называться Федеральной таможенной службой. Одновременно Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации были переданы функции по принятию соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с тем в п. 1 ст. 4 НК РФ четко указаны органы, имеющие право издавать в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Из содержания вышеназванных положений следует, что федеральными органами исполнительной власти, в отношении которых прямо установлен запрет на издание нормативных правовых актов по вопросам налогов и сборов, являются Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. В настоящее время они вправе издавать только те документы, которые носят рекомендательный характер и могут применяться в процессе работы их территориальными органами. Однако налогоплательщики не обязаны руководствоваться данными документами, а должны выполнять требования, содержащиеся в законодательных положениях.
Следует ли предприятию уплачивать единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений в случае осуществления им ежемесячных доплат к стипендиям студентов, обучающихся в профессиональном училище?
На основании положения подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками единого социального налога. Одновременно в силу п. 1 ст. 236 НК РФ в качестве объекта налогообложения для данной категории налогоплательщиков определены выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Указанные лица на момент производства выплат проходили обучение в профессиональном училище. При этом они не состояли в трудовых отношениях с данной организацией и не заключали с налогоплательщиком гражданско-правового или авторского договора, поэтому в данном случае объект обложения единым социальным налогом отсутствовал (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2004 г. по делу N А05-12451/03-26).
Правомерно ли начисление пеней на суммы налогов, не удержанных налоговым агентом?
Как установлено в п. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Статья 19 НК РФ предусматривает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или в кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату этого налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. В п. 4 ст. 24 НК РФ указано, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. В том случае, если налоговый агент не исчислил и не удержал налог, то обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, только в случае удержания суммы налога налоговый агент становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет указанной суммы и соответствующих пеней. Поэтому начисление пеней на суммы не удержанных налогов неправомерно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2004 г. по делу N А26-4635/03-29).
Объясните, пожалуйста, в чем заключаются новые правила определения местонахождения имущества налогоплательщика для целей исчисления и уплаты отдельных видов налогов?
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества, транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Новая редакция п. 5 ст. 83 НК РФ содержит технически обоснованные правила, определяющие место нахождения имущества налогоплательщика для целей исчисления и уплаты отдельных видов налогов:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - это место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для иных транспортных средств место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для прочего недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Данный подход к определению места нахождения имущества налогоплательщика представляется наиболее рациональным и обоснованным с точки зрения эффективности процесса взимания налогов. В прежней редакции место нахождения морских, речных и воздушных транспортных средств определялось по месту нахождения (жительства) собственника имущества, а иных транспортных средств - по месту (порту) приписки или месту государственной регистрации.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. Это органы юстиции; советы адвокатских палат субъектов РФ; органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств; органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ряд других. Кроме того, организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Какие виды налоговых платежей в соответствии с положениями действующего законодательства обязаны уплачивать нотариусы?
Среди основных видов платежей, которые предусмотрены в качестве обязательных для нотариусов законодательством о налогах и сборах, следует выделить налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ), единый социальный налог (глава 24 НК РФ), а также налог на добавленную стоимость, взимаемый с частных нотариусов.
Следует отметить, что деятельность государственных нотариусов не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это связано с применением положения подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении данных лиц. В соответствии с указанной нормой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при представлении организациям и физическим лицам определенных прав.
Деятельность частных нотариусов подпадает под признаки п. 4 и п. 5 ст. 38; ст. 39 и подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. В случае если нотариусы выполняют действия по которым предусмотрена обязательная нотариальная форма, налогом на добавленную стоимость облагается взимаемая частным нотариусом плата по тарифам, соответствующим размеру государственной пошлины.
Вместе с тем, если частный нотариус за совершение нотариальных действий, предусматривающих обязательную нотариальную форму, взимает тариф в размере, превышающем размер государственной пошлины, то с суммы указанного превышения платится налог на добавленную стоимость.
Услуги, оказываемые частными нотариусами (плата по этим сделкам), по которым не предусмотрена обязательная нотариальная форма, облагаются налогом на добавленную стоимость.
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры финансового права
Академии экономической безопасности МВД России,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры финансового права Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2005, N 3