Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 июня 2005 г. N КА-А41/5257-05
(извлечение)
Акционерный коммерческий банк Сберегательный банк Российской Федерации (далее - Сбербанк России) в лице Видновского отделения N 7814 обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения N 52 без даты Государственного учреждения Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 42 (далее - ГУ МОРО ФСС России) о непринятии к зачету расходов страхователя-плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования.
Решением названного арбитражного суда от 01.02.05, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.05, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Сбербанк России в лице Видновского отделения N 7814 подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослался на то, что на страхователя не возложена обязанность проверять оформление листков нетрудоспособности. Также указал на нарушение порядка вынесения и оформления оспариваемого по делу решения.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Сбербанка России в лице Видновского отделения N 7814 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ГУ МОРО ФСС России просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В ходе проведенной документальной выездной проверки страхователя Видновского отделения N 7814 Сбербанка России по вопросу осуществления расходов на государственное социальное страхование были выявлены факты принятия к оплате больничных листов, оформленных с нарушением законодательства. Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.04.04 N 52, на основании которого принято решение N 52 о непринятии к зачету расходов в сумме 154175 руб. 38 коп., произведенных страхователем с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в системе обязательного страхования.
По предложению суда (с целью заключения мирового соглашения) стороны произвели дополнительную проверку, результатом которой явилось решение ГУ МОРО ФСС России от 19.11.04 N 122 о непринятии к зачету 85288 руб.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", подп. 3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Аналогичное правило предусмотрено п. 55 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утверждено постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, в котором указано, что расходы по выплате пособий, произведенные по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет средств предприятия, учреждения, организации.
Согласно ст. 22 вышеупомянутого Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, определен Инструкцией, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 19.11.1994 N 206, постановлением ФСС России от 19.10.1994 N 21.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минздравмедпрома РФ N 206 и постановления ФСС России N 21 следует читать как от "19 октября 1994 г."
Рассматривая спор, суд первой и апелляционной инстанции установили, что листки нетрудоспособности NN АЗ 1603576, АЦ 4734515, АЛ 2802938, АЧ 7065676, АЛ 1427288, АЮ 3114790, АТ 4911696, АЗ 1680762, АЛ 2802684, АЩ 2329472 продлены свыше срока без разрешения клинико-экспертной комиссии, листок нетрудоспособности АЦ 5663824 выдан единовременно и единолично свыше 10 дней, в лист нетрудоспособности N АП 2713993 внесены исправления, не заверенные печатью медицинского учреждения, в листке нетрудоспособности N АТ 5719985 отсутствует печать (в верхнем правом углу) и адрес медицинского учреждения, указание на вид нетрудоспособности, предписанный режим лечения, фамилия и должность врача, лист нетрудоспособности N АЮ 4041735 не содержит сведений на вид нетрудоспособности, в графе "режим" нет записи с какого числа назначен стационарный режим, при продлении листка не заполнена графа "режим", при выписке не записана фамилия и должность врача, в листках нетрудоспособности серии 57796 N 049894 и N АД 2620326 нечитаемые и отсутствуют (соответственно) печати в правом верхнем и нижних углах, в листке нетрудоспособности N БА 6346822 штамп медицинского учреждения и печать в правом углу плохо читаемы, адрес учреждения не записан.
Указанные листы нетрудоспособности не соответствуют требованиям п. 2.2., 2.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. По листкам нетрудоспособности NN АЧ 7273782, АЦ 5559261, АЦ 5463956, 58486 N 028693, 57793 N 039536, БЗ 3687184, БЗ 3604316 факт их несоответствия установленным требованиям Сбербанк России не отрицает. Дооформление больничных листков за 2002-2003 гг. решениями клинико-экспертных комиссий ЛПУ не признано судом в качестве основания для принятия расходов к зачету, т.к. состав комиссии назначается ежегодно, решения принимаются ей в момент осмотра и фиксируются в амбулаторных картах и книге записей заключений КЭК с подписью не менее трех человек. Суд указал, что законодателем не предусмотрено освобождение организации-страхователя от ответственности в случае устранения допущенных нарушений при оплате листов нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленного порядка. Напротив, установлена обязанность страхователя производить выплаты только на основании правильно оформленных документов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного Сбербанком России в лице Видновского отделения требования.
Довод жалобы о том, что ст. 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" не возлагает на страхователя обязанность проверять оформление листков нетрудоспособности, отклоняется. В соответствии с требованиями ст. 22 указанного Федерального закона пособие выплачивается при подтверждении наступления страхового случая документом, оформленным с соблюдением установленных правил. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования возлагается на страхователя, производящего выплаты по листам нетрудоспособности.
Ссылка в жалобе на то, что Сбербанк России не может нести ответственность за неправильное оформление листков нетрудоспособности работниками лечебных учреждений и нарушать трудовое законодательство, отказывая своим работникам в оплате неправильно оформленных больничных листков, отклоняется. Как указывалось выше, основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является надлежащим образом оформленный документ. Выплаты по листам нетрудоспособности производит страхователь-работодатель, который должен проверять соответствие предъявленных для оплаты документов установленным требованиям.
Указание в жалобе на несоответствие оспариваемого по делу решения требованиям п. 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС России от 17.03.04 N 24, а также на нарушение порядка вынесения и оформления решения ГУ МОРО ФСС России обсуждалось судом апелляционной инстанции и получило правовую оценку.
Довод жалобы о том, что в период рассмотрения дела Фонд вынес решение от 19.11.04 N 122, которым не принял к зачету произведенные Видновским отделением Сбербанка России расходы в сумме 85288 руб. и, таким образом, признал правомерным выплату пособий в сумме 68887 руб. 38 коп., указанных в оспариваемом по делу решении N 52, отклоняется.
Указанное решение принято по результатам дополнительной проверки, назначенной арбитражным судом первой инстанции для проверки исправленных больничных листков, ранее не принятых ГУ МОРО ФСС России, и возможности зачета произведенных по ним выплат. Поэтому утверждение о признании органом социального страхования правомерности выплаты пособий в сумме 68887 руб. 38 коп. неосновательно.
Ссылка Сбербанка России на то, что суд не учел факт устранения им большинства замечаний по листкам нетрудоспособности, отклоняется. Данное обстоятельство обсуждалось судом первой и апелляционной инстанции и не признано достаточным основанием для признания незаконным решения органа социального страхования о незачете части выплат, произведенных с нарушением требований законодательства.
Довод жалобы о применении судом при принятии решения по делу приказа Минздравмедпрома России от 13.01.1995 N 5, отмененного приказом от 10.12.02 N 373, отклоняется. При вынесении решения суд руководствовался нормами не только этого приказа, но и других действующих законодательных актов в области государственного социального страхования. Ссылка на этот приказ является ошибочной. Однако она не привела к судебной ошибке по делу.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.02.05 по делу N А41-К2-13854/04, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.05 N 10АП-539/05-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Видновского отделения N 7814 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о признании законным решения регионального отделения ФСС России о непринятии к зачету расходов организации на государственное социальное страхование по неправильно оформленным больничным листам.
Ссылка организации на то, что она не может нести ответственность за неправильное оформление больничных в лечебных учреждениях и из-за этого отказывать своим работникам в оплате неправильно оформленных больничных листков, признана несостоятельной. Суд указал, что основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является надлежащим образом оформленный документ. Выплаты по листам нетрудоспособности производит страхователь-работодатель, который должен проверять соответствие предъявленных для оплаты документов установленным требованиям.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона "Об основах обязательного социального страхования" и подп. 3 п. 18 Положения о ФСС России суммы пособий, выплаченные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности, не принимаются к зачету и относятся за счет средств предприятия, учреждения, организации. Аналогичное правило предусмотрено п. 55 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191).
Суд указал, что законодателем не предусмотрено освобождение организации от ответственности в случае устранения допущенных нарушений при оплате листов нетрудоспособности. Напротив, страхователь-работодатель, производящий выплаты по листам нетрудоспособности, обязан проверять соответствие предъявленных для оплаты документов установленным требованиям.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2005 г. N КА-А41/5257-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании