Наша организация сдала ИС в ПФР по сроку 04.02.2004, как было установлено органом ПФР.
7 сентября 2004 г. были поданы корректирующие сведения в части стажа по 26 человек (ранее указывался стаж начало 01.01.2003, а необходимо было указать 04.01.2003, так как все работники были приняты 4 января 2003 г.).
28 октября 2004 г. ПФР выставляет штраф в размере 10% (12 000) от суммы страховых взносов по корректирующим сведениям.
Правомерны ли действия ПФР, если данные корректирующие сведения были поданы нами самостоятельно, и при их приеме ПФР никакого штрафа не предъявлял?
Согласно п. 2 ст. 14, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2002) страхователи обязаны представлять в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФ РФ) сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования", в ред. от 31.12.2002).Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
В случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, применяются указанные выше финансовые санкции.
Размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Однако одновременно ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ устанавливает за то же нарушение штраф в размере 1000 руб.
Какую из указанных норм применить может определить только суд. Судебные инстанции по данному вопросу принимали как сторону органов ПФ РФ (постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2003 N Ф09-3601/03-АК), так и сторону налогоплательщика (например, постановления федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 23.12.2002 по делу N Ф03-А16/02-2/2685 и Уральского округа от 07.04.03 по делу N Ф09-908/03-АК).
В свою очередь, и ПФ РФ разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФ ФР следует применять ответственность, предусмотренную абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (письмо ПФР от 05.08.2003 N КА-09-25/8276 "О применении норм по взысканию штрафных санкций").
Вместе с тем с 1 июля 2002 г. вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), согласно ст. 1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов РФ, устанавливающие административную ответственность, не действуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), на основании сведений не осуществляется налоговый контроль.
КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ). Однако ПФ РФ не является государственным органом (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1).
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 1 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Вводным законом, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ, не был поддержан в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2003 N Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ), а также в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 N Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.2003 N Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ), от 20.08.2003 N Ф04/4288-666/А75-2003.
Принять решение о применении конкретной нормы законодательства по данному вопросу может только суд.
Е.В. Сорокина
консультант по вопросам налогообложения
15 мая 2005 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 10, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).