Обзор нормативных документов
Аудиторская деятельность
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.05 г N 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696". Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополняются новыми семью стандартами. Правило (стандарт) N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях" устанавливает единые требования получения аудиторских доказательств в случае присутствия аудитора при инвентаризации материально-производственных запасов, раскрытии информации о судебных делах и претензионных спорах, оценке и раскрытии информации о долгосрочных финансовых вложениях и раскрытии информации по отчетным сегментам финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Правило (стандарт) N 18 "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников" устанавливает единые требования в отношении использования в ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (внешних подтверждений), используемой аудитором для получения аудиторских доказательств. Правило (стандарт) N 19 "Особенности первой проверки аудируемого лица" определяет единые требования в отношении проверки остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода в случаях, когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица проводится впервые или когда аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица за предыдущий период проводился другим аудитором. Правило (стандарт) N 20 "Аналитические процедуры" устанавливает единые требования применения аналитических процедур на стадии планирования и завершающей стадии аудита. Правило (стандарт) N 21 "Особенности аудита оценочных значений" устанавливает единые требования в отношении аудита оценочных значений, содержащихся в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Стандарт не применяется при проверке прогнозируемой или ожидаемой финансовой информации, но многие предусмотренные им процедуры могут использоваться для этой цели. Правило (стандарт) N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" определяет требования к сообщению информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица. Правило (стандарт) N 23 "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица" устанавливает единые требования в отношении использования заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, процедур документального оформления заявлений и разъяснений руководства, а также действий аудитора при отказе руководства аудируемого лица предоставить надлежащие заявления и разъяснения.
Налогообложение и бухгалтерский учет
Постановление Правительства Российской Федерации от 6.04.05 г. N 189 "О внесении изменения в Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 602". Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным выдавать документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, в целях определения налоговой базы при обложении НДС, является Минпромэнерго России. Изменяется перечень документов, подлежащих представлению организацией-экспортером в целях подтверждения получения авансовых или иных платежей в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.05 г. N 223 "Об утверждении перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров". В указанный перечень включены шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме имеющих специальное назначение), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья и метизов), драгоценные металлы и камни, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, а также готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
Приказ Минфина России от 3.03.05 г. N 31н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения". Утверждаются три формы налоговых деклараций: по НДС, по НДС по налоговой ставке 0% и по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, а также правила их заполнения. Декларации представляются организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками, а также налоговыми агентами в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Устанавливаются особенности заполнения деклараций при отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, по соглашениям о разделе продукции. По операциям по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.04 г. производится по налоговой ставке 0%, налогоплательщиками помимо обычной декларации представляется декларация по ставке 0%. Приказ применяется, начиная с представления налоговой декларации за март и I квартал 2005 г.
Приказ Минфина России от 3.03.05 г. N 32н "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения". Утверждаются пять форм налоговых деклараций: по акцизам на подакцизные товары, за исключением нефтепродуктов, табачных изделий и алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовых организаций; по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовых организаций; по акцизам на нефтепродукты; по акцизам на табачные изделия и по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), а также правила их заполнения. Приказ применяется, начиная с представления налоговой декларации за март 2005 г.
Приказ Минфина России от 15.03.05 г. N 39н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н". Согласно изменениям срок представления квартальной отчетности устанавливается в течение 30 дней по окончании квартала, а срок представления годовой отчетности - до 25 апреля года, следующего за отчетным годом. Сроки представления отчетности о лотереях изменяются в связи с решением Верховного суда Российской Федерации от 14.12.04 г. N ГКПИ 04-1436, согласно которому представление квартальной формы отчетности о проведении негосударственной лотереи до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, не соответствует действующему законодательству о бухгалтерском учете. Приказ вводится в действие в части установления срока представления квартальной отчетности со дня вступления в силу указанного решения Верховного суда Российской Федерации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18.03.05 г. N 03-05-01-04/59 "О налоге на доходы физических лиц со сверхнормативных суточных". Разъясняется, что в связи с решением Верховного арбитражного суда Российской Федерации от 26.01.05 г. N 16141/04, в соответствии с которым от обложения НДФЛ освобождаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных внутренними документами организации, производить перерасчет за период 2002-2004 гг. сумм НДФЛ, удержанного с суточных свыше 100 руб. в день, не нужно.
Письмо Минфина России от 22.03.05 г. N 03-04-08/60 "О применении НДС в отношении услуг по передаче исключительных прав". Вознаграждение, выплачиваемое правообладателю - российской организации в форме разовых (паушальных) и периодических (роялти) платежей пользователем - иностранной компанией, местом осуществления деятельности которой территория Российская Федерация не является, не облагается НДС.
Приказ Минфина России от 23.03.05 г. N 45н "Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации". В Регламенте устанавливаются правила организации деятельности Минфина России по реализации его функций и полномочий, в том числе общие правила организации взаимодействия Минфина России с находящимися в его ведении федеральными органами исполнительной власти.
Письмо Минфина России от 23.03.05 г. N 03-02-07/1-167. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов. Таким образом, НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить сверку данных налоговых органов и налогоплательщиков об уплаченных налогах.
Приказ Минфина России от 24.03.05 г. N 48н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Рекомендаций по ее заполнению". Утверждается форма Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам (форма по КНД 1151058), и рекомендации по ее заполнению. Приказ применяется, начиная с представления расчетов авансовых платежей за первый отчетный период 2005 г.
Приказ Минфина России от 28.03.05 г. N 50н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядка ее заполнения". Утверждаются форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (форма по КНД 1151059) и порядок ее заполнения. Декларация заполняется налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ за налоговый (отчетный) период. По итогам отчетного периода декларация представляется не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. По итогам налогового периода декларация представляется: организациями - не позднее 31 марта года, а индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Приказ применяется, начиная с представления декларации за первое полугодие 2005 г.
Письмо Минфина России от 28.03.05 г. N 03-05-01-07/6. Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу по НДФЛ не только в случае расходов на строительство или приобретения жилья в денежной форме, но и при передаче прав по векселю. Вместе с тем переданный в счет оплаты стоимости жилья вексель может признаваться в качестве расходов налогоплательщика только в том случае, если он сам был приобретен им в рамках гражданско-правовых отношений у третьего лица. Выданный продавцу от своего имени вексель в счет оплаты стоимости жилья не может признаваться расходом, поскольку векселедатель не передает продавцу жилья какое-либо имущество, а лишь принимает на себя обязательство в совершении платежа по векселю в будущем.
Приказ Минфина России от 8.04.05 г. N 55н "О порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес". Устанавливаются правила постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на игорный бизнес. Перечисляются документы, подлежащие представлению в налоговые органы для постановки на учет. Постановка на учет осуществляется в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес. В указанный срок налоговые органы обязаны выдать (направить по почте) уведомление о постановке на учет.
Письмо Минфина России от 20.04.05 г. N 03-04-08/104 "О правомерности представления в налоговые органы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за март месяц и I квартал 2005 года по формам, утвержденным приказом МНС России от 20 ноября 2003 года N БГ-3-03/644 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость". Налогоплательщики вправе представлять в налоговые органы налоговые декларации за указанный в названии налоговый период как по формам, утвержденным приказом МНС России от 20.11.03 г. N БГ-3-03/644, так и по формам, утвержденным приказом Минфина России от 3.03.05 г. N 31н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения".
Приказ ФНС России от 14.02.05 г. N САЭ-3-09/40@ "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц". Утверждается форма N Р80002 "Сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц", используемая для размещения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в сети Интернет на сайте ФНС России. Приводится состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, предоставляемых для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации".
Приказ ФНС России от 4.04.05 г. N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению". Утверждаются четыре формы документов: форма N 23 (полная) "Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам", форма N 23-а (краткая) "Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам", форма N 39-1 "Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам" и форма N 39-1ф "Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам". Также приводятся правила заполнения указанных форм.
Банковское законодательство
Указание Банка России от 18.02.05 г. N 1551-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Изменения вносятся в форму отчетности 0409135 "Информация об обязательных нормативах" в связи с исключением обязательного норматива Н5.
Указание Банка России от 28.03.05 г. N 1568-У "О порядке бухгалтерского учета в банках-агентах и признанных банкротами банках операций, предусмотренных Указанием Банка России от 17 ноября 2004 года N 1517-У "Об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, и о порядке взаимодействия банков-агентов с Банком России". Устанавливается порядок бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением банками-агентами выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, и бухгалтерского учета в банках-банкротах сумм выплат Банка России.
Письмо Банка России от 29.03.05 г. N 48-Т "О применении статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". При выявлении фактов приобретения группой юридических и(или) физических лиц, связанных соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, акций (долей) кредитных организаций, если указанные приобретения не были согласованы с Банком России, территориальным учреждениям Банка России рекомендуется направлять информацию о выявлении подобных фактов в соответствующую кредитную организацию. При этом под приобретением группой лиц понимается получение указанных акций (долей) в собственность (или в доверительное управление) учредителями (участниками) кредитной организации - членами группы лиц непосредственно, а также получение права распоряжаться такими акциями (долями) путем получения возможности оказывать существенное влияние прямо или косвенно (через третьи лица) на учредителей (участников) кредитной организации. Территориальные учреждения Банка России проводят согласование участия в уставном капитале банка на базе предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы, а также документов о системе взаимоотношений между участниками группы лиц, связанных соглашением.
Информационное письмо Банка России от 31.03.05 г. N 31 "Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и нормативных актов Банка России". Без ограничений осуществляется выплата резидентами со своих текущих валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, нерезидентам дивидендов в иностранной валюте по акциям российских эмитентов, являющимся внутренними ценными бумагами. Уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля. Разъясняется, что в платежном поручении Банка России на возврат суммы резервирования поле "Очередность платежа" не заполняется.
Письмо Банка России от 4.04.05 г. N 53-Т "Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.2003 N 1346-У". Устанавливаются рублевые эквиваленты уставного капитала для создаваемых банков и небанковских кредитных организаций, собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии, а также собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка на II квартал 2005 г.
Письмо Банка России от 6.04.05 г. N 55-Т "О применении отдельных положений Указания Банка России от 7 февраля 2005 года N 1548-У "О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)". Разъясняются отдельные положения приложения 3 к Указанию Банка России от 7.02.05 г. N 1548-У, устанавливающего требования к технической укрепленности и оборудованию передвижных пунктов кассовых операций банка (филиала). Перечисляются документы, устанавливающие технические требования к транспортным средствам для перевозки денежной выручки и ценных грузов, к их броневой защите, к дверям и люкам, являющимся защитными банковскими средствами, к защитным многослойным стеклам, а также к сейфам и хранилищам ценностей.
Письмо Банка России от 8.04.05 г. N 59-Т "О направлении информации о банках, устанавливающих повышенные процентные ставки по вкладам физических лиц". В Банк России подлежит представлению информация за период с марта 2005 г. по январь 2006 г. о банках, в том числе не вошедших в систему страхования вкладов, привлекающих денежные средства физических лиц по процентным ставкам выше средних ставок по соответствующему региону. Подчеркивается, что политика такого привлечения вкладов может быть обусловлена рядом причин, в том числе и тех, которые необязательно свидетельствуют о недостатках либо проблемах в деятельности конкретного банка.
Указание Банка России от 11.04.05 г. N 1571-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополняется новыми счетами 30232 (пассивный) и 30233 (активный) "Незавершенные расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт". Счета предназначены для учета сумм незавершенных расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт. Исключается ряд счетов, предназначенных для расчетов с использованием банковских карт. Изменяется характеристика счета 20208 "Денежные средства в банкоматах", 40903 "Расчетные чеки" и ряда других. В перечень операций кредитных организаций, подлежащих дополнительному контролю, включены операции по счету 40820 "Счета физических лиц-нерезидентов".
Предпринимательская деятельность
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.05 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Устанавливается порядок ведения организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков. К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению. Формы бланков утверждаются Минфином России. Документы, оформленные на таких бланках, являются первичными учетными документами (за исключением бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования). Ранее утвержденные формы бланков строгой отчетности могут применяться до утверждения новых форм, но не позднее 1 января 2007 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.05 г. N 174 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. N 249". Изменяется порядок взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Устанавливается, что конкретный размер ставки регулярного платежа определяется Роснедрами в пределах установленных минимальных и максимальных ставок. Пользователи недр ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в ФНС России и Роснедра расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Минфином России по согласованию с МПР России.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.05 г. N 204 "О порядке осуществления расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами". При осуществлении расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами резидент обязан резервировать сумму, равную в эквиваленте 25% суммы осуществляемой валютной операции, на срок 15 календарных дней. Данное требование о резервировании не распространяется на операции, регулирование которых осуществляет Банк России.
Приказ ФАС России от 10.03.05 г. N 36 "Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг". Устанавливаются процедура и порядок определения доминирующего положения страховых и перестраховочных организаций, а также обществ взаимного страхования на рынке страховых услуг. Установление доминирующего положения страховщиков осуществляется антимонопольным органом по согласованию с Минфином России. Наличие доминирующего положения страховщика не является нарушением антимонопольного законодательства, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за его деятельностью со стороны антимонопольного органа в целях недопущения злоупотреблений этим положением. Положение страховщика, доля которого за отчетный период превышает на федеральном страховом рынке 10% или на региональном - 25%, признается доминирующим.
Приказ ФСФР России от 16.03.05 г. N 05-3/пз-н "Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг". Приказом регулируются отношения, возникающие между ФСФР России и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с утвержденным порядком осуществляется лицензирование брокерской, дилерской, депозитарной, клиринговой деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи. При первичном обращении за получением лицензии соискателю лицензии выдается лицензия со сроком действия 3 года. Лицензия без ограничения срока действия выдается только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которого у соискателя лицензии имеется лицензия сроком действия 3 года на момент принятия решения лицензирующим органом о выдаче лицензии без ограничения срока действия. Перечисляются виды деятельности, совмещение которых на рынке ценных бумаг допускается. Положение, согласно которому к лицензионным требованиям и условиям отнесено наличие у лицензиата не менее 1 контролера, для которого работа у лицензиата является основным местом работы, вступает в силу по истечении 3 месяцев с даты вступления в силу приказа.
Приказ ФСФР России от 16.03.05 г. N 05-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг". Новые стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг определяют правила, регулирующие эмиссию акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц, порядок регистрации проспектов ценных бумаг. Действие документа не распространяется на эмиссию государственных и муниципальных ценных бумаг, а также на эмиссию облигаций Банка России. В новом документе содержатся существенные изменения по сравнению с ранее действовавшими Стандартами эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 18.06.03 г. N 03-30/пс. Вводится требование о предоставлении документов об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и осуществление государственной регистрации. Снимаются ограничения, запрещающие профучастникам рынка ценных бумаг оказывать эмитентам услуги по подготовке проспекта ценных бумаг (услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг) при наличии каких-либо гражданско-правовых обязательств между ними. При этом вводится требование о необходимости раскрытия информации о таких обязательствах в проспекте ценных бумаг. Исключаются отдельные дополнительные функции финансовых консультантов на рынке ценных бумаг, связанные с контролем за размещением ценных бумаг и раскрытием информации в ходе эмиссии ценных бумаг. Устраняются препятствия для приобретения ценных бумаг в ходе их размещения профучастниками, оказывающими эмитенту услуги финансового консультанта или услуги по размещению ценных бумаг (андеррайтингу), а также любых ценных бумаг эмитента до государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Вводится новый механизм ценообразования при размещении ценных бумаг, основанный на особых условиях торгов (аукциона), предусматривающих направление двух видов заявок на приобретение (конкурентных - конкурирующих по цене и неконкурентных), определение эмитентом минимальной цены размещения (цены отсечения) и удовлетворение поданных заявок. Вводится правило об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента.
Приказ ФСФР России от 16.03.05 г. N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг". Утвержденным положением регулируются состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг. Также устанавливаются требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам. Положение распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации. Положение не распространяется на Банк России, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг. По сравнению с ранее действовавшим положением, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 2.07.03 г. N 03-32/пс, новое положение содержит ряд существенных изменений. Так, исключается правило об уведомлении организатора торговли на рынке ценных бумаг о намерении и содержании раскрываемой информации не менее чем за 30 минут до ее раскрытия в ленте новостей. Вводится требование о раскрытии акционерными обществами, обязанными раскрывать информацию на рынке ценных бумаг, бухгалтерской отчетности (квартальной, годовой, индивидуальной, консолидированной), подготовленной по МСФО или US GAAP, а также содержания такой отчетности, а в случае ее аудита - также итоговой части аудиторского заключения. Текст годового и ежеквартального отчетов должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Приказ ФСФР России от 30.03.05 г. N 05-8/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов". Устанавливаются новые требования к составу и структуре активов акционерных и паевых инвестиционных фондов. Так, денежные средства, находящиеся во вкладах в одной кредитной организации, могут составлять не более 25% процентов стоимости активов. При этом оценочная стоимость ценных бумаг может составлять не более 50% стоимости активов, муниципальных ценных бумаг - не более 10% стоимости активов, а оценочная стоимость облигаций российских хозяйственных обществ, облигаций иностранных коммерческих организаций, ценных бумаг международных финансовых организаций и ценных бумаг иностранных государств - не более 10% стоимости активов. В зависимости от состава активов фонд может быть фондом денежного рынка, фондом облигаций, фондом акций, фондом смешанных инвестиций, фондом прямых инвестиций, фондом особо рисковых (венчурных) инвестиций, фондом фондов, фондом недвижимости, ипотечным фондом или индексным фондом. Состав и структура активов инвестиционных фондов должны быть приведены в соответствие с новыми правилами в течение одного года с даты вступления в силу приказа.
Письмо ФСФР России от 30.03.05 г. N 05-ОВ-01/4644 "О кодексах профессиональной этики управляющих компаний, специализированных депозитариев, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений". Кодексы профессиональной этики управляющих компаний, специализированных депозитариев, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, рекомендуется принимать на основании Типового кодекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.04 г. N 770. Перечисляются положения, которые должны отражаться в принимаемых кодексах.
Трудовое законодательство и социальная защита
Постановление Правительства Российской Федерации от 1.04.05 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно". Определяются порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов либо возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда. Компенсация производится 1 раз в 2 года. Заявление о компенсации по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган ПФР по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Выплата указанной компенсации производится в том же порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1.04.05 г. N 335-р. Федеральным органам исполнительной власти даются поручения, связанные с обеспечением отдыха, оздоровления и занятости детей в 2005 г. В частности, ФСС РФ поручено осуществить для детей застрахованных граждан полную или частичную оплату стоимости путевок, наборов продуктов питания, стоимости проезда сопровождающих лиц в установленных законом о бюджете ФСС РФ размерах.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.05 г. N 226 "Об утверждении Правил финансирования в 2005 году расходов на социальные программы, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации". Устанавливается порядок направления, расходования и контроля за целевым использованием средств ПФР, предназначенных для финансирования в 2005 г. мероприятий, указанных в названии. Финансируемые социальные программы, в частности, предусматривают предоставление неработающим пенсионерам единовременной материальной помощи, приобретение средств индивидуальной реабилитации, предметов первой необходимости и осуществление подписки на периодические печатные издания.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.05 г. N 230 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". С 1 января 2005 г. коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенных до 1 января 2005 г., составляет 1,094.
Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.05 г. N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве". Приводится схема определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве. По степени тяжести повреждения несчастные случаи на производстве подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие. Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья являются характер полученных повреждений и осложнения, связанные с этими повреждениями, развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения; а также последствия полученных повреждений здоровья. Наличие одного из указанных квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.
Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 5.04.05 г. N 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Изменения и дополнения обусловлены принятием ряда нормативных актов, необходимостью разъяснения ряда вопросов, в частности, связанных с определением размера возмещения вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и с индексацией сумм возмещения вреда. Поясняется, что с 15 февраля 2001 г. до 1 января 2005 г. возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности. Однако если размер компенсации не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся. Суды вправе произвести индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с применением коэффициента роста МРОТ с 1 июля 2000 г., равного 1,581, а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515, при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм исходя из индекса роста потребительских цен. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г. Поскольку задержка выплаты сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
Контактный телефон (095) 247-62-38 www.garant.ru
"Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а