О возможности введения понятия
"лицо молодежного возраста" в уголовное
и другие отрасли законодательства
Статьей 60 Конституции РФ установлено, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В этом же возрасте наступает и гражданская дееспособность, предусмотренная ст. 21 ГК РФ, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Между тем некоторые права и обязанности возникают и в более старшем возрасте. В юридической литературе отмечается, что "установленный Конституцией 18-летний возраст для самостоятельного осуществления гражданином РФ прав и обязанностей не исключает необходимости определения для некоторых прав и обязанностей иных возрастных границ"*(1).
Так, согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может стать лицо, достигшее 21 года. Для занятия должности судьи ст. 119 Конституции РФ установлен возраст в 25 лет. Безусловно, это связано с тем, что до наступления указанного возраста индивид еще не является зрелым, не имеет определенного жизненного опыта и в полном объеме нести ответственность за свои действия не может. В 18 лет лицо достигает совершеннолетия, но взрослым еще не становится. Поэтому лиц в возрасте от 18 лет и немного старше относить к такой категории населения, как "взрослые", представляется спорным. Само понятие "возраст" состоит из нескольких сгруппированных временных отрезков. Думается, уместно сослаться на ранее применявшуюся в СССР периодизацию возраста, включавшую в себя ряд этапов.
Так, к юности относились - первый период (старший школьный возраст) - 15-17 лет, второй период - 17-21 год. Понятие "зрелый возраст" охватывало первый период - 21-35 лет, второй период - 35-60 лет*(2). Таким образом, лица до 21 года взрослыми не являлись и считались лицами старшего юношеского возраста. Возможно, такая градация возраста применима и в настоящее время.
В психологии отмечается, что "наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка"*(3). Поэтому не исключено, что к 18 годам и чуть старше индивид может одновременно находиться в таких пограничных состояниях, как еще не сформировавшегося взрослого человека, так и взрослого юноши и даже подростка.
Между тем уголовное законодательство предусматривает привлечение к уголовной ответственности лиц, не достигших 18 лет, то есть несовершеннолетних. Уголовная ответственность является суровым видом ответственности, однако согласно УК РФ к этому виду ответственности лицо может быть привлечено с 16, а в отдельных случаях - с 14 лет. Принято считать, что это объясняется повышенной степенью общественной опасности преступлений, совершаемых в этом возрасте, и необходимостью привлечения к уголовной ответственности лиц, являющихся несовершеннолетними.
Вместе с тем гл. 14 УК РФ предусматривает особенности при назначении уголовных наказаний несовершеннолетним и применения к ним мер принудительного воздействия, что связано с их психофизиологическими данными, обусловленными возрастом. Определенные гарантии несовершеннолетним, привлекающимся к уголовной ответственности, установлены уголовно-процессуальным законодательством при проведении предварительного расследования и судебного разбирательства, что также обусловлено возрастом несовершеннолетних и другими их особенностями.
Поэтому, если в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства лицо достигло 18 лет, но на момент совершения преступления 18 лет ему не исполнилось, в отношении него применяют процедуры, предусмотренные для несовершеннолетних. Такие же правила действуют и в случае совершения несовершеннолетним нескольких преступлений до достижения им 18 лет и в возрасте старше 18 лет. В литературе отмечается, что "эти правила установлены нормами главы 50 (УПК РФ), которые действуют наряду с общими правилами российского уголовного судопроизводства"*(4).
При этом в гл. 14 УК РФ, регламентирующей особенности уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних, появились нормы о возможности применения положений этой главы и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, согласно которым в исключительных случаях, с учетом характера совершенного деяния и личности, суд может распространить на этих лиц нормы УК РФ, относящиеся к несовершеннолетним. Однако им не может быть назначена такая мера, как помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Это вполне обоснованно, поскольку речь идет о взрослых лицах, помещать которых в закрытую среду несовершеннолетних явно нецелесообразно*(5). Однако однозначно относить лиц от 18 до 20 лет к взрослым нельзя. "Сегодня нет необходимости доказывать, что к 18 годам мировоззрение человека еще не сформировано настолько, чтобы соответствовать в полной мере мировоззрению взрослого человека. Прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них: уже за пределами 18-летия, как правило, к 20-21 году"*(6).
Вместе с тем при привлечении к уголовной ответственности лиц в возрасте от 18 до 20 лет каких-либо особенностей при производстве следственных и иных процессуальных действий уголовно-процессуальным законодательством не установлено. Однако следует отметить, что, например, функции законного представителя несовершеннолетнего подсудимого согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" могут быть продолжены при принятии судом решения о распространении на лиц в возрасте от 18 до 20 лет содержащихся в законе (ст. 96 УК РФ) положений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних*(7). Но в УПК РФ не предусмотрено, в какой именно момент суд может принять решение о распространении на лиц в возрасте от 18 до 20 лет положений об уголовной ответственности несовершеннолетних. Хотя из указанного постановления следует, что если речь идет о законном представителе несовершеннолетнего подсудимого, то распространение на лиц в возрасте от 18 до 20 лет положений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних имеет место в ходе судебного разбирательства. Однако в ходе досудебного производства на вышеуказанных лиц положения об уголовной ответственности несовершеннолетних не распространяются. Такой вывод является неутешительным, поэтому эта ситуация должна быть изменена.
В связи с этим в УПК РФ следует предусмотреть, в каких случаях на лиц в возрасте от 18 до 20 лет распространяются положения об уголовной ответственности несовершеннолетних, включая и досудебное производство. Кроме того, нуждается в определении возрастной период от 18 лет и чуть старше. Данный отрезок возраста следует рассматривать как переходный от несовершеннолетнего к взрослому. Хотя этот возрастной период получил название как молодежный, но его границы устанавливаются в разных пределах. Так, в юридической литературе говорится, что "молодежь - это категория населения в возрасте от 14 до 30 лет, обладающая особым конституционно-правовым статусом"*(8).
В постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" указано, что "государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет"*(9). В ряде законов субъектов Российской Федерации также говорится о лицах молодежного возраста. Так, в Законе Московской области "О государственной молодежной политике" указано, что молодые граждане (молодежь) - лица в возрасте от 14 до 30 лет, место жительства которых расположено на территории Московской области*(10).
В Законе города Москвы от 28 января 2004 г. "О молодежи" предусмотрено, что молодые граждане - это физические лица в возрасте от 14 до 25 лет, имеющие место жительства в городе Москве, физические лица в возрасте от 25 до 27 лет, имеющие место жительства в городе Москве и получающие профессиональное образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения, физические лица в возрасте от 14 до 27 лет, имеющие место жительства за пределами города Москвы, получающие образование в очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории города Москвы"*(11).
В Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержится понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К ним относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке*(12).
В Законе СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" было указано, что "государственная молодежная политика в СССР осуществляется на основе ряда принципов, в частности, на принципе обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленных возрастом их социального статуса"*(13). Таким образом, ранее обращалось внимание на роль и значение возраста в отношении лиц из числа молодежи.
Если же обратиться к законодательству иностранных государств, то можно найти понятие "лицо молодежного возраста", которое учитывается, в частности, при назначении уголовного наказания. Так, в ст. 115 Уголовного кодекса Польши под "лицом молодежного возраста" понимается лицо, которому на момент совершения запрещенного деяния не исполнилось 21 года и на момент вынесения приговора в первой инстанции - 24 года"14. При этом в УК Польши предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних с 17 лет, а в отдельных случаях - с 15 лет*(15).
В статье 69 Уголовного кодекса Испании говорится, что "к лицам в возрасте от 18 до 21 года, совершившим преступления, применяются положения закона об уголовной ответственности несовершеннолетних в специально предусмотренных случаях"*(16).
Уголовный кодекс Австрии содержит понятие "особые смягчающие обстоятельства". В § 34(1) УК этой страны указано, что "особым смягчающим обстоятельством является, в особенности, если лицо совершает деяние в возрасте от 19 лет до 21 года"*(17). В Законе о ювенальных судах ФРГ несовершеннолетние дифференцированы по субъектному составу на три возрастные группы. К третьей группе относится молодежь в возрасте от 18 до 21 года (§ 2 Закона)*(18).
Таким образом, законодательство зарубежных стран предполагает применение определенных мер как уголовно-правового, так и уголовно-процессуального и иного характера к лицам молодежного возраста. В отечественной юридической литературе говорится о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство в отношении лиц старше 18 лет. В частности, отмечается, что "верхнюю возрастную границу для преступников, к которым должно применяться наказание, предусмотренное уголовным законом для несовершеннолетних и имеющее особенности по сравнению с тем, которое применяется ко взрослым, более правильно определить лишь в 20 лет"*(19). В силу этого лица старше 18 лет находятся в определенном правовом положении, которое отличает их от других категорий населения, в силу чего лица этого возраста не могут нести ответственность, включая и уголовную, в таком же объеме, как и взрослые.
Так, возникает необходимость в выделении понятия "молодежный возраст", определении его границ и включении данного понятия в отраслевое законодательство, в частности, в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное. Представляется, что границы такого возраста могут быть установлены с 18 до 27 лет. Уголовная ответственность лиц молодежного возраста может рассматриваться аналогично уголовной ответственности несовершеннолетних. При этом следует учитывать и действие принципа справедливости, предусмотренного уголовным законодательством, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать в том числе и личности виновного (к данным о личности, безусловно, относятся и сведения о возрасте).
Полагаем, что в дальнейшем развитии института ответственности в уголовном законодательстве должны учитываться, в частности, положения, относящиеся к молодежному возрасту. Возможно, при этом в отношении лиц молодежного возраста могут быть разработаны новые меры уголовных наказаний.
Определенное отношение отношение "лицо молодежного возраста" может иметь и к уголовно-процессуальному законодательству. Возможно, что должны быть предусмотрены определенные особенности в проведении следственных и иных процессуальных действий в отношении этих лиц. В полной мере это относится и к применению мер пресечения, в частности заключения под стражу. Представляется, что применение этой меры к лицам молодежного возраста должно учитываться в такой же степени, как и в отношении несовершеннолетних.
Особое значение понятие "молодежный возраст" может иметь для уголовно-исполнительного законодательства. Так, если обратиться к ст. 139 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, то в ней предусмотрено оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших возраста 18 лет, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. Оставление осужденных, достигших совершеннолетия в воспитательных учреждениях для несовершеннолетних, преследует цели закрепления результатов исправления, завершения или получения ими образования и т.д. При достижении лицом 21 года оно переводится в исправительные учреждения для взрослых. Однако данные положения УИК РФ вряд ли можно считать правильными. В этой связи следует согласиться с В.В. Невским, полагающим, что "в случае перевода лица, достигшего 21 года, во взрослую колонию, оно будет двигаться по преступной стезе и теряется смысл нахождения его в воспитательной колонии. Необходимо оставлять несовершеннолетних в воспитательной колонии до окончания срока или до условно-досрочного освобождения"*(20).
Полагаем, если бы существовали воспитательные учреждения для лиц молодежного возраста или хотя бы отдельные участки в воспитательных колониях, то в таких случаях лица, достигшие 18 и более лет, могли бы находиться в этих местах до окончания отбывания ими срока наказания. Разумеется, они бы не переводились в исправительные учреждения, где содержатся взрослые осужденные, и не подпадали бы под их отрицательное влияние. В конечном счете, это положительно сказывалось бы как на защите прав и свобод лиц молодежного возраста, так и на уровне преступности. В этом, как представляется, может найти свое отражение государственная политика поддержки лиц молодежного возраста. Разумеется, что в данном направлении должен действовать не только федеральный центр, но и субъекты Федерации. Примером этому могут служить положения ст. 123 федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации, где установлено, что Конфедерация вправе предоставить кантонам участие в расходах с целью оказания поддержки учреждениям, где осуществляется деятельность, направленная на перевоспитание детей, подростков и молодежи*(21). Тем самым утверждается, что молодежь, наряду с несовершеннолетними, тоже нуждается в поддержке.
Изложенное позволяет сделать вывод, что имеются все основания для разработки в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и иных отраслях законодательства норм, учитывающих правовое положение лиц молодежного возраста, в частности, особенности привлечения их к уголовной ответственности; проведение в отношении них следственных и иных процессуальных действий; назначение им наказания; установление порядка его отбывания и т.д. Это может способствовать охране прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Российской Федерации.
В.И. Руднев,
ведущий научный сотрудник ИЗиСП,
кандидат юридических наук
"Журнал российского права", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Комментарий к Конституции РФ / Колл. авт. М., 2002. С. 450.
*(2) См.: Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С. 46.
*(3) Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. С. 148.
*(4) Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2004. С. 270.
*(5) См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Наумов. М., 1997. С. 239.
*(6) Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003. С. 26.
*(7) См.: БВС РФ. 2000. N 4. С. 10.
*(8) Шашенков А.А. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.
*(9) Ведомости РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
*(10) См.: Вестник Московской областной Думы. 2004. N 12. С. 185.
*(11) См.: Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 11. С. 5.
*(12) См.: СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
*(13) Ведомости СНД СССР. 1991. N 19. Ст. 533.
*(14) Уголовный кодекс Республики Польша / Под общ. ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1998. С. 45.
*(15) См.: Там же. С. 9.
*(16) Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.М. Решетникова. М., 1998. С. 30.
*(17) Уголовный кодекс Австрии / Пер. и предисл. А.В. Серебренниковой. М., 2001. С. 22.
*(18) См.: Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция. 2004. N 3. С. 66.
*(19) Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Указ. соч. С. 27.
*(20) Невский В.В. Некоторые предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства // Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования. М., 2002. С. 56.
*(21) См.: Конституции зарубежных стран. Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации / Сост. В.Н. Дубровин. М., 2001. С. 116.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О возможности введения понятия "лицо молодежного возраста" в уголовное и другие отрасли законодательства
Автор
В.И. Руднев - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2005, N 5