Не путайте разные штрафы
Не секрет, что периодически инспекторы штрафуют фирму, вовсе не за то нарушение, которое она допустила. Поясним, где контролеры не правы.
Статья 119 НК
Привлечь агента. Налоговый кодекс выделяет две категории плательщиков налогов. Это компании, которые перечисляют налоги и сборы по результатам непосредственно своей деятельности и те, которые должны перечислять налоги за других - налоговые агенты. Достаточно спорным остается вопрос, можно ли привлечь последних по статье 119 за непредставление налоговой декларации.
Например, судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17 декабря 2002 г. по делу N А56-19695/02, как и судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28 мая 2003 г. по делу N Ф04/2306-581/А46-2003 решили, что ответственность налогового агента за непредставление декларации будет правомерна. Фирмы (в том числе налоговые агенты) обязаны представлять ее согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса. Например, в декларации по НДС даже предусмотрен раздел 2.2. "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом". А в статье 24 кодекса сказано, что налоговые агенты обязаны представлять в инспекцию документы для проведения контроля за правильным исчислением, удержанием и перечислением налогов. Это как раз налоговая декларация. Следовательно, за ее непредставление фирму можно привлечь к ответственности по вышеуказанной статье.
Однако существует противоположная точка зрения: в статье 119 кодекса субъектом ответственности назван только налогоплательщик. Значит, налогового агента штрафовать никак нельзя. Ведь определения этих терминов закреплены в разных статьях кодекса (ст. 19 и ст. 24 НК РФ). К тому же в нем есть объяснение, кто такие налоговые агенты, и не указано, что у них есть обязанность представлять декларации, в отличие от налогоплательщиков, для которых это установлено (ст. 23 НК РФ). Так думают, например, судьи ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 28 сентября 2004 г. по делу N А19-5139/04-20-Ф02-4030/04-С1), судьи ФАС Дальневосточного округа (постановление от 27 октября 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-2/2637) и судьи ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 16 октября 2003 г. по делу N А29-1005/2003А).
Опоздали с балансом. У инспекторов не будет оснований привлекать фирму по статье 119 НК и в случае, если она сдала бухгалтерский баланс не вовремя.
Так, судьи ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28 февраля 2002 г. по делу N Ф08-495/20025 четко указали: по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса инспекторы могут оштрафовать фирму только за непредставление налоговой декларации. А бухгалтерский баланс ей не является. Правда, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 кодекса, фирмы обязаны представлять в налоговую не только декларации по налогам, но и бухгалтерскую отчетность. Поэтому, если эти документы не представлены в установленные сроки чиновники могут привлечь фирму к ответственности по статье 126.
Статья 126 НК
Что могут потребовать. Статья 126 Налогового кодекса не менее проблемная. Ответственность по ней устанавливается за непредставление в срок документов, предусмотренных законом. Например, с просрочкой в сдаче баланса все просто. Точно известно, какие документы и в каком количестве фирма должна направить в инспекцию. Другое дело, если документы требует налоговая в ходе камеральной или встречной проверки.
Основной вопрос - что могут потребовать инспекторы и в каком количестве. И как будут определять, сколько документов фирма "забыла" показать.
Во-первых, контролеры в своем требовании должны указать точное количество запрашиваемых документов (постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2004 г. по делу КА-А41/4199-04). Во-вторых, в требовании должны быть перечислены точные наименования и реквизиты документов, такие как дата составления и номер (постановление ФАС Московского округа от 14 сентября 2004 г. по делу КА-А40/8105-04). Если в требовании указано не все, то считают, что документы истребовать нельзя. Значит, и ответственности за их непредставление не будет.
И при всем этом, контролеры могут затребовать не "какие угодно" документы, а только те, которые нужны для проведения налогового контроля. Вот конкретный пример. От инспекции поступило требование представить "все счета-фактуры за май". В суде оно вполне может быть признано не соответствующим нормам закона. Ведь из него не следует, какое количество, и какие именно счета-фактуры должны быть представлены. Нет оснований, чтобы конкретизировать требуемые документы. Штраф по статье 126 НК надо рассчитывать из количества не представленных документов. В нашем случае, чтобы привлечь компанию к ответственности налоговой надо установить общее количество счетов-фактур за май у этой фирмы. Если этой информации нет и в требовании количество документов не указано - привлечение к ответственности по статье 126 НК невозможно.
А. Андропова,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.