Налоговый орган направил в адрес нашей организации требование о представлении документов. Мы не согласны с этим требованием, считаем его необоснованным и не соответствующим закону. В связи с этим в вышестоящий налоговый орган нами была подана жалоба.
Просим разъяснить, каковы последствия подачи жалобы. Можем ли мы не исполнять требование налогового органа, ссылаясь на то, что его законность оценивается вышестоящим налоговым органом? Может ли налоговый орган в период рассмотрения нашей жалобы привлечь нас к ответственности за неисполнение обжалуемого требования?
Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок внесудебного обжалования предусмотрен разд. 7 НК РФ, а судебного - АПК РФ (для физических лиц, кроме споров, связанных с ведением ими деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей - ГПК РФ).
Как следует из ст. 141 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Только если сам налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, решит, что обжалуемый акт или действие не соответствуют закону, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия.
Это значит, что налоговый орган, решение которого обжалуется, вправе продолжать требовать его исполнения налогоплательщиком, а при обжаловании его действий - вправе продолжать их совершать.
По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган может принять решение об отказе в ее удовлетворении, а значит, обжалуемое решение (действие) останется в силе.
В этом случае налогоплательщикам стоит воспользоваться ст. 138 НК РФ, которая предоставляет им право одновременно с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган подать аналогичную жалобу в суд или сделать это позднее, если будет получен отказ от вышестоящего налогового органа.
При судебном обжаловании у налогоплательщика есть возможность добиться приостановления оспариваемого акта или действия налогового органа. Для этого одновременно с подачей соответствующего заявления ему следует ходатайствовать перед судом о принятии обеспечительных мер.
Основания и порядок принятия судом обеспечительных мер предусмотрен гл. 8 АПК РФ. Отметим, что установленный в ст. 91 АПК РФ перечень обеспечительных мер не является исчерпывающим, в каждом конкретном случае заявитель сам выбирает ту меру, которую считает необходимой и достаточной*(1). В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе просить суд приостановить исполнение требования налогового органа о представлении документов.
1 мая 2005 г.
"Налоговые споры", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об обеспечительных мерах см.: Г.А. Карпова. Страховка для предусмотрительных налогоплательщиков // Налоговые споры. 2005. N 1. С. 68.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677