Порядок обращения в военный суд по гражданским делам
В Российской Федерации законодательно установлен достаточно сложный порядок обращения в суды общей юрисдикции по гражданским делам.
Сложность заключается в том, что гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, и в том числе военным судам, входящим в их систему, разделяются на "спорные", т.е. дела, в которых суд рассматривает и разрешает возникший спор, и "бесспорные", т.е. дела, в которых спора нет. Наличие спора о праве либо его отсутствие в делах, рассматриваемых и разрешаемых в судах - это основной критерий разграничения различных видов производств по гражданским делам. Но это только основной критерий.
"Спорные" дела, кроме того, разделяются на исковые дела (исковое производство) и дела, возникающие из публичных правоотношений (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений). В последнем случае критерием разграничения искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, является характер спора или иначе - характер спорного правоотношения.
Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел различается в зависимости от того, частный или публичный характер имеет возникший спор.
Если спор имеет частный характер и возник между "равными" субъектами, т.е. между субъектами, не состоящими в отношениях "власти и подчинения" (например, между гражданами - гражданские, семейные, жилищные и иные споры; между гражданами как работниками и работодателями - трудовые споры; между гражданами и общественными организациями) - это дела искового производства.
Если спор имеет публичный характер и возник между "неравными" субъектами, т.е. одной стороной возникшего спора является гражданин или организация, не наделенные властными полномочиями, а другой стороной спора является орган государственный власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, наделенные властными полномочиями, - это дела, возникающие из публичных правоотношений*(1).
Чтобы более полно разобраться с теорией разграничения искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, необходимо отметить, что право, как система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, разделяется на публичное и частное.
Публичное право - это совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) общегосударственный интерес.
Частное право - это совокупность отраслей права, направленных на защиту частного интереса гражданина (организации).
Публичными правоотношениями являются отношения, регулируемые конституционным (государственным), военным, налоговым, финансовым, таможенным, административным правом, а также другими отраслями права. Одной стороной таких правоотношений обязательно выступает лицо, наделенное государственно-властными полномочиями.
К частным правоотношениям относятся гражданские, семейные, трудовые и иные правоотношения.
Дела, в которых отсутствует спор о праве, рассматриваются и разрешаются судами в порядке особого производства. К таким делам в соответствии со ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) относятся дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение (т.е. фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций)*(2);
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
Военные суды Российской Федерации рассматривают и разрешают дела особого производства только в случаях, если они дислоцируются за пределами территории Российской Федерации.
Дела особого производства возбуждаются в суде на основании принятого заявления. При подаче в суд заявления к нему прилагаются документы, необходимые для правильного разрешения дела, а также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, размер которой составляет 100 руб.*(3).
На практике по делам особого производства у лиц, обращающихся за судебной защитой, проблем, как правило, не возникает. Проблемы возникают при определении порядка обращения в суд по делам, в которых имеется спор о праве, и особенно по тем делам, которые подсудны военным судам.
В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские дела по искам и заявлениям о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)*(4).
Сложность в определении порядка обращения в военный суд заключается в том, что гражданские дела, в которых имеется спор о праве, рассматриваются и разрешаются военными судами в различных процессуальных порядках (производствах), т.е. в порядке искового производства или производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Дела указанных производств возбуждаются на основании разных процессуальных документов, лица, участвующие в деле, именуются по-разному, имеются процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений*(5), по отношению к правилам искового производства.
Дела искового производства - это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений*(6).
В частности, гражданские правоотношения - это отношения, регулируемые гражданским законодательством.
Гражданское законодательство в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В то же время в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих вышеуказанные отношения, а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение ГК РФ и законов.
Семейные правоотношения соответственно регулируются семейным законодательством, жилищные правоотношения - жилищным законодательством и т.д.
Дела искового производства возбуждаются военным судом на основании принятого им искового заявления*(7). Стороны в исковом производстве именуются "истец" и "ответчик".
Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, установлены ст. 131 ГПК РФ.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска*(8), если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В исковом заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
Согласно ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагаются:
- его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
- текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
- доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
В отличие от искового производства дела, возникающие из публичных правоотношений, возбуждаются военным судом на основании принятого им заявления.
В указанных делах нет истца и ответчика. Лицо, подавшее заявление, именуется заявителем, а не истцом, другой стороной процесса является орган государственной власти, орган местного самоуправления (от имени которых выступают законодательно установленные лица), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, которые занимают в гражданском судопроизводстве самостоятельное процессуальное положение и ответчиками не являются.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, - это в соответствии со статьей 245 ГПК РФ дела:
1) по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов*(9);
2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих*(10);
3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Порядок рассмотрения судами в России дел, возникающих из публичных правоотношений, как самостоятельный вид гражданского судопроизводства, сформировался в советское время. Как отмечает М.К. Треушников, потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объяснялась традиционно несколькими обстоятельствами: 1) неравным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) и иных публичных правоотношениях; 2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства по отношению к гражданам, а в отдельных случаях - и к другим субъектам права*(11).
Однако необходимо отметить, что не все ученые согласны с тем, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, на суд не возлагается задача разрешения спора о праве. А.Ф. Клейман, К.С. Юдельсон и другие ученые полагают, что по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд разрешает спор о праве, но не о праве гражданском, а о праве административном (публичном).
Военнослужащие вправе в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, оспорить в военном суде решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
1) нарушены права и свободы военнослужащего;
2) созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
3) на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пп. 1 и 2 имеются в виду такие права и свободы, которые связаны с прохождением военнослужащим военной службы (публичные правоотношения).
Подавая в военный суд заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, многие военнослужащие ошибочно в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, пытаются защитить свои субъективные частные права, для защиты которых в ГПК РФ предусмотрено исковое производство.
Справедливости ради отметим, что многие дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваемые и разрешаемые военными судами, так или иначе затрагивают субъективные частные права военнослужащих, например, право на жилище, право на получение денежного довольствия и иные права. В этих спорах, возникающих из публичных правоотношений, имеется тесная связь с "цивилистическими" правоотношениями*(12). В этих делах, как обоснованно отмечает А.Т. Боннер, разрешить публично-правовой спор по существу практически невозможно, не вникая в существо "цивилистических" правоотношений*(13). Отсюда и все ошибки на практике.
Если при приеме заявления военным судом будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду*(14), судья оставляет заявление без движения, о чем выносится соответствующее определение, и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ.
Что такое спор о праве, подведомственный суду, законодательно не определено. Можно встретить самое различное толкование этого положения закона.
Правильным, по мнению автора, следует понимать такое толкование, в соответствии с которым под спором о праве, подведомственном суду, следует понимать спор о праве гражданском*(15).
Судья военного суда выносит определение об оставлении заявления без движения только в том случае, когда при предъявлении иска данное дело останется подсудным тому же суду; если подсудность изменяется, судья отказывает в принятии заявления, о чем выносится определение.
В определении об оставлении заявления без движения судья предоставляет заявителю разумный срок для оформления искового заявления и его подачи в военный суд.
Если заявитель в установленный судом срок не выполнит требований судьи об оформлении искового заявления, то судья военного суда на основании ст. 136 ГПК РФ выносит определение о возвращении заявления. После вынесения данного определения заявление и приложенные к нему документы возвращаются заявителю.
Если наличие спора о праве, подведомственном суду, выяснится позднее, при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то военный суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
После принятия в 2002 г. ГПК РФ судебная практика по разграничению в военных судах дел, возникающих из публичных правоотношений, и дел искового производства окончательно не сформировалась. Вопрос этот сложный, однако он не остается без внимания Верховного Суда Российской Федерации, который дает судам соответствующие разъяснения.
На основе постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" от 21 декабря 1993 г. N 10 Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации были даны методические рекомендации, которые в современной трактовке определяют, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений*(16), рассматриваются, в частности, дела об оспаривании таких действий органов военного управления и воинских должностных лиц, как:
- необоснованная задержка присвоения очередного воинского звания;
- незаконное снижение или лишение воинского звания в дисциплинарном порядке;
- применение других дисциплинарных взысканий;
- отказ в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего и членов его семьи, по семейным обстоятельствам, по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;
- необоснованное понижение в должности;
- необоснованное и незаконное увольнение с военной службы;
- отказ в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законом и иными нормативными актами;
- возложение обязанностей, не предусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскими уставами;
- незаконное возложение материальной ответственности;
- необеспечение положенными видами довольствия (денежным, вещевым, квартирным и др.);
- отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещения;
- отказ в выдаче или свидетельствовании органами военного управления и воинскими должностными лицами копий документов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним военнослужащих*(17).
Данные методические рекомендации сохраняют свою актуальность, несмотря на то, что постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 10 признано утратившим силу, в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ.
Существенными и правильными являются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9, которое сохраняет силу в части, не противоречащей ГПК РФ.
В отношении разграничения искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в указанном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержатся следующие разъяснения.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы*(18). Поэтому при разрешении дел судам необходимо иметь в виду, что порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
В указанных случаях*(19), по мнению автора, возникающие споры, связанные с осуществлением военнослужащими права на труд, должны рассматриваться и разрешаться военными судами в порядке гл. 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений), несмотря на то, что трудовые споры рассматриваются в порядке искового производства. Указанный вывод также основан на положении, закрепленном в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
В то же время нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. В этом случае, по мнению автора, возникающие споры должны рассматриваться и разрешаться в порядке искового производства, так как носят частноправовой характер.
Из содержания п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 можно сделать вывод, что при определении порядка рассмотрения гражданских дел (исковое производство или производство по делам, возникающим из публичных правоотношений) военные суды руководствуются также следующим.
В порядке гл. 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от перечисленных в ст. 255 ГПК РФ решений и действий (бездействия) органов военного управления и командира (начальника) воинской части.
При этом необходимо иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из публичных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.
В данных случаях все требования военнослужащих (т.е. требования и частноправового, и публично-правового характера) должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, должен вынести решение об обязанности соответствующего органа военного управления или командира (начальника) воинской части устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод военнослужащего или препятствие к осуществлению военнослужащим его прав и свобод.
В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления или командиром (начальником) воинской части не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из публичных отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.
Примером таких дел может являться иск военнослужащего о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения, об обеспечении военнослужащего и членов его семьи санаторно-курортным лечением и др.
Рассмотренные основания разграничения видов гражданского судопроизводства на современном этапе признаются правильными многими учеными и должны быть использованы в практике деятельности военных судов.
В заключение автор выражает полное согласие с мнением А.Т. Боннер, что "логика развития так называемого производства по делам, возникающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений, в конце концов должна привести к полной его ликвидации"*(20). Дела, возникающие из публичных правоотношений, можно и нужно рассматривать в порядке искового производства, законодательно в ГПК РФ установив только особенности их рассмотрения. В результате таких изменений гражданского процессуального законодательства, если они будут иметь место, порядок обращения в суды общей юрисдикции будет простым и понятным, а количество допускаемых ошибок участниками гражданского процесса в этой части будет сведено к минимуму.
Л.И. Шевчук,
полковник юстиции, старший преподаватель кафедры трудового права,
гражданского и арбитражного процесса Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Этим делам некоторые журналисты дали свое название - "споры с чиновниками".
*(2) Дела об установлении родственных отношений, факта нахождения на иждивении, факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти, факта признания отцовства, факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факта владения и пользования недвижимым имуществом, факта несчастного случая, факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти, факта принятия наследства и места открытия наследства, других имеющих юридическое значение фактов.
*(3) Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (с 1 января 2005 г. Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" утратил силу).
*(4) Пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9.
*(5) По мнению автора, в целях исключения реально существующих проблем необходимо законодательно вернуться к ранее действовавшему порядку рассмотрения гражданских дел, исключив из гражданского процесса производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, заменив его исковым производством с изъятиями рассмотрения споров, возникающих из публичных правоотношений.
*(6) Пункт 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ.
*(7) Дела, возникающие из публичных правоотношений, возбуждаются на основании заявления (ранее - жалобы), а не искового заявления.
*(8) Порядок определения цены иска изложен в ст. 91 ГПК РФ.
*(9) Конституционных (уставных) судов или арбитражных судов в Российской Федерации.
*(10) Подробнее см.: Шевчук Л.И. Новый ГПК и право военнослужащего на обращение в суд//Право в Вооруженных Силах. 2003. N 9. С. 29-32.
*(11) См.: Гражданский процесс: Учебник/Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. С. 421.
*(12) Жилищные, трудовые и иные правоотношения.
*(13) См.: Гражданское процессуальное право: Учебник/Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 311.
*(14) Часть 3 ст. 247 ГПК РФ.
*(15) Подробнее см.: Гражданское процессуальное право. С. 315 (автор главы - А.Т. Боннер).
*(16) До принятия ГПК РФ 2002 г. это производство в соответствии с ГПК РСФСР 1964 г. называлось иначе - производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
*(17) См.: Примерные методические рекомендации о порядке рассмотрения жалоб военнослужащих в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // СПС "Гарант".
*(18) Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9.
*(19) За исключением рассмотрения иска командира воинской части к военнослужащему о привлечении к материальной ответственности.
*(20) Гражданское процессуальное право С. 318 (автор главы - А.Т. Боннер).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок обращения в военный суд по гражданским делам
Автор
Л.И. Шевчук - полковник юстиции, старший преподаватель кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 4