Доменное имя и нарушение прав владельца товарного знака
В настоящее время в России наблюдается бурный рост интереса к глобальной компьютерной сети Интернет. Ее возможности находят применение как в некоммерческих, так и в коммерческих целях: она используется как справочная система, средство массовой информации, источник знаний, с ее помощью совершаются сделки, все чаще через Интернет производители рекламируют и продают свои товары и услуги, осуществляются финансовые расчеты.
Функционирование Интернета вызывает правовые проблемы, разрешение которых часто вызывает сложности. В ряде случаев к отношениям, возникающим через посредство Интернета, можно применить действующие нормы, некоторые же вопросы требуют специального регулирования.
Одной из проблем, с которыми за последние годы столкнулась судебная практика, стала проблема нарушения прав на результаты интеллектуальной и творческой деятельности в сети Интернет, в частности, исключительных прав на товарный знак. Чаще всего споры разгораются по поводу использования в доменных именах наименований, аналогичных или сходных до степени смешения с наименованиями, зарегистрированными в качестве словесного товарного знака. Сформировалась потребность в регулировании специфических прав на объекты Интернета. Среди этих объектов выделяется доменное имя.
Что такое доменное имя?
Доменное имя - это индивидуальный адрес компьютера (адрес IP), подключенного к Интернету, средство адресации соответствующего информационного ресурса (домена)*(1). Использование доменного имени значительно упрощает установление связи пользователя с компьютером, на котором расположен искомый информационный ресурс.
Нередко по доменному имени можно определить общее содержание информационного ресурса (web-сайта). Так, по адресу www.megashop.ru расположен интернет-магазин, в котором можно заказать разнообразные товары, по адресу www.cska-football.ru находится сайт футбольного клуба ЦСКА.
Приобретение доменных имен нормативно не урегулировано и подчинено внутреннему регламенту, принимаемому национальными организациями, уполномоченными американской фирмой Internet Assigned Numbers Authority (IANA). В России регистрацией доменных имен в зоне RU ведал Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС). В настоящее время по поручению РосНИИРОС регистрацию доменов второго уровня осуществляет автономная некоммерческая организация "Региональный сетевой информационный центр" (АНО "РСИЦ"). С 1 января 2005 г. РосНИИРОС прекратил обслуживание доменов.
Доменные имена закрепляются в заявительном порядке в случае отсутствия ранее зарегистрированного аналогичного имени*(2). Доменное имя может состоять из различных знаков, используемых в письменности: букв, цифр, знаков препинания. При этом применяются исключительно буквы латинского алфавита.
Доменное имя не является единственным используемым средством адресации в сети Интернет. Пользователи могут попасть на нужный сайт и через цифровые адреса, через активные ссылки, размещенные в информационных и поисковых системах, на других ресурсах. Чаще всего эти ссылки не содержат в себе доменного имени, а только предлагаемую тематику, наименование владельца ресурса, обозначение самого ресурса, например, "Дешевое автострахование", "Театральные билеты", "Форум "Туристического журнала"". Нередко такие тематические ссылки на ресурс не имеют абсолютно никакого сходства с его доменным именем.
Система сетевой адресации исключает возможность регистрации одинаковых доменных имен, каждое доменное имя уникально. В литературе отмечалось, что необходимым условием охраны фирменного наименования и товарного знака является их новизна*(3). Это же свойство присуще и доменному имени*(4).
Средства индивидуализации коммерческого оборота
Участники коммерческого оборота используют различные средства для того, чтобы выделить, сделать узнаваемым конкретное юридическое лицо, его предприятие, продукцию, выполняемые работы, оказываемые услуги в ряду аналогичных. Средства индивидуализации являются объектами исключительных прав, приравненными к объектам интеллектуальной деятельности. К таким средствам относятся: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания (ст. 138 ГК РФ), наименование мест происхождения товара (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", далее - Закон о товарных знаках), коммерческое обозначение (ст. 1027 ГК РФ) и т.д. Закрытого перечня средств индивидуализации законодательство не содержит.
Фирменное наименование служит средством индивидуализации юридического лица (субъекта), коммерческое обозначение - средством индивидуализации его предприятия*(5) (объекта), товарный знак, знак обслуживания и наименование мест происхождения товаров - средствами индивидуализации товаров, работ, услуг (объекта)*(6).
Важно подчеркнуть, что средства индивидуализации, о которых идет речь, по смыслу закона присущи исключительно коммерческому обороту, а правообладателями становятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность: юридические лица, граждане-предприниматели.
Можно ли доменное имя включить в состав средств индивидуализации, являющихся объектами исключительных прав?
Поскольку пользователи обычно попадают на нужный информационный ресурс, набирая в специальной адресной строке доменное имя, последнее ассоциируется с содержанием информационного ресурса, становится его отличительным обозначением. Несмотря на то что доменное имя - не единственное средство адресации, оно, тем не менее, является самым доступным и используемым из имеющихся. Доменное имя уникально, наличие двух одинаковых невозможно. Как отмечал М. В. Мозгов, доменное имя идентифицирует самостоятельный объект, существование которого обусловлено существующей системой адресации в адресном пространство Сети*(7).
Доменные имена все чаще становятся предметом гражданско-правовых сделок. Показательно, что РосНИИРОС отказался от установленного в Регламенте и тарифах на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне .RU (далее - Регламент) запрета на сделки купли-продажи домена. Соответствующие изменения в Регламент вступили в силу с 20 февраля 2004 г.
Следует согласиться с А.А. Осокиным в том, что наименования доменов являются самостоятельным объектом права. Это довольно специфичный вид интеллектуальной собственности, но не более чем, например, наименования мест происхождения товаров*(8).
Итак, доменное имя индивидуализирует содержание информационного ресурса и в этом смысле является средством индивидуализации информационного ресурса в сети Интернет, и точно так же, как известные средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (выполняемых работ, услуг), становится объектом гражданского оборота. Непосредственным предметом индивидуализации является содержание информационного ресурса. Довольно точным представляется определение доменного имени как сетевого средства индивидуализации*(9).
Несмотря на все более широкое использование Интернета и растущее количество споров по поводу доменных имен нормативное регулирование их использования практически отсутствует. Запрет на размещение товарного знака в доменном имени, введенный Федеральным законом от 11 декабря 2001 г., которым внесены изменения в Закон о товарных знаках, является единственным случаем нормативного упоминания доменного имени, причем не самым, на наш взгляд, удачным.
Классификация доменных имен
1. Доменные имена по целевому назначению информационных ресурсов, находящихся по этому адресу, можно разделить на коммерческие, некоммерческие и смешанные.
Коммерческие домены - это имена информационных ресурсов, используемых их владельцами или иными лицами в целях извлечения прибыли. Среди таких доменов, в свою очередь, можно вычленить группы.
К первой группе относятся ресурсы, являющиеся непосредственными инструментами извлечения прибыли. Условно назовем их непосредственно коммерческими. Через них происходят страхование, заказ товаров, билетов на зрелищные мероприятия и др.
Вторую группу составляют ресурсы, не используемые непосредственно в целях извлечения прибыли, но информирующие пользователей о товарах и услугах владельца ресурса и других лиц, рекламирующие эти товары и услуги, сообщающие о производителях и исполнителях, о порядке и условиях заключения договора. С помощью этих ресурсов создаются условия и предпосылки для успешной коммерческой деятельности. К этой категории можно отнести информационные страницы в сети Интернет, принадлежащие производственным, инвестиционным, страховым компаниям, банкам и проч. Ресурсы этой группы назовем непосредственно информационными, или рекламными.
Существуют ресурсы, совмещающие обе эти цели, - универсальные коммерческие ресурсы. Они принадлежат к третьей группе.
Рассматривая доменное имя как средство индивидуализации, необходимо ответить на вопрос о его месте в системе традиционных средств индивидуализации.
Российскому законодательству известно понятие коммерческого обозначения (глава 54 ГК РФ "Коммерческая концессия"), однако его правовой режим не разработан. В. Ю. Бузанов определяет коммерческое обозначение как-тo, что как-либо символизирует предпринимательскую деятельность коммерческой организации или, выражаясь языком Гражданского кодекса, ее предприятие. Речь идет об оригинальных (в той или иной степени) названиях магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, аптек и т.д., которые потребители встречают на каждом шагу*(10).
Закон определяет предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие является объектом прав и признается недвижимостью (ст. 132 ГК РФ). В развитых правопорядках в состав предприятий включают клиентеллу, т. е. устойчивые хозяйственные связи с потребителями продукции или услуг, весьма важные в условиях конкурентного рыночного хозяйства*(11).
Коммерческие информационные ресурсы также используются для осуществления предпринимательской деятельности. Они могут быть такими же объектами прав, как программа или база данных ЭВМ. Объектом прав, фактически исключительных, служит и домен, адресующий пользователей на этот ресурс и его индивидуализирующий. Информационный ресурс формирует устойчивые связи с контрагентами. С данной точки зрения коммерческие информационные ресурсы сходны с предприятием - в том смысле, как его определяет закон. Различие заключается только в том, что ресурсы не являются недвижимостью. Назовем коммерческий информационный ресурс сетевым предприятием. Этот термин, с одной стороны, подчеркивает сходство с предприятием, с другой - показывает специфику информационного ресурса, его отличие от предприятия.
Коммерческие домены, индивидуализируя сетевое предприятие администратора, представляют собой сетевое коммерческое обозначение.
Некоммерческие домены. В отличие от традиционных средств индивидуализации, информационные ресурсы и доменные имена широко используются в некоммерческих целях. Самые известные некоммерческие ресурсы - это сайты государственных органов, политических и других некоммерческих организаций, различные информационные ресурсы, объединяющие своих пользователей по интересам (спортивные, туристические и т.д.), справочные и многие другие. Владельцами (администраторами) доменных имен могут быть и юридические лица, и граждане, причем последние независимо от того, являются ли они предпринимателями.
Очевидно, что до тех пор, пока доменное имя применяется в некоммерческих целях, быть средством индивидуализации по смыслу ст. 138 ГК РФ и затрагивать интересы владельцев прав на товарный знак они не могут.
Смешанные домены. К этой категории, как упоминалось, относятся домены, ресурсы которых служат как коммерческим, так и некоммерческим целям. Чаще всего основное содержание соответствующего ресурса не имеет коммерческого характера, однако там размещается реклама товаров и услуг, нередко не имеющих абсолютно никакого отношения к основному содержанию.
2. По личности владельца различаются домены, принадлежащие физическим лицам и юридическим лицам. При этом физические лица могут быть владельцами домена независимо от того, являются ли они предпринимателями без образования юридического лица.
3. Существуют и иные критерии классификации доменов: по иерархии, по отраслям, стране регистрации и др. Однако, поскольку для темы настоящей статьи эти систематизации не имеют значения, на них мы останавливаться не будем.
Доменное имя и исключительное право на товарный знак
В наименовании домена нередко используются обозначения, совпадающие со словесными товарными знаками или схожие с ними до степени смешения. Это вызывает споры между администраторами доменов и владельцами исключительных прав на товарный знак.
Можно ли утверждать, что доменное имя помимо информационного ресурса индивидуализирует также товары и услуги, предлагаемые на сайте, что доменное имя является объектом исключительных прав, что его выбор и использование должны осуществляться с учетом наличия прав на другие средства индивидуализации, в частности, права на товарный знак?
Конфликт между различными средствами индивидуализации в коммерческом обороте давно известен как законодателю, так и коммерческой и судебной практике. Несмотря на более строгую правовую охрану исключительного права на товарный знак - в сравнении с фирменным наименованием и другими объектами промышленной собственности - закон тем не менее не оставляет без защиты и владельца прав на другие средства индивидуализации. Так в п. 3 ст. 7 Закона о товарных знаках установлено, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Далее мы подробнее рассмотрим смысл и значение этой нормы. Сейчас же ограничимся констатацией того факта, что коллизия существует и есть пример законодательного ее разрешения.
Как уже отмечалось, доменное имя по своей природе не имманентно коммерческому обороту и широко используется в некоммерческих целях. Следовательно, понятие доменного имени нельзя рассматривать исключительно через призму средств индивидуализации в коммерческом обороте. И весь спектр отношений, связанных с доменными именами, не может быть урегулирован с помощью правовой категории "средства индивидуализации", понимаемой как средства коммерческой индивидуализации, а имеющаяся нормативно-правовая база явно недостаточна для разрешения многих проблем, возникающих в результате использования средств индивидуализации*(12). Тем не менее доменные имена, используемые в коммерческом обороте, безусловно, являются его неотъемлемой частью, и их использование не может игнорировать исключительные права других лиц на товарный знак.
Рассмотрим на примерах случаи использования доменного имени в целях реализации товаров и услуг.
Товар, предлагаемый на различных интернет-ресурсах, обычно введен в хозяйственный оборот производителем или другим собственником. В соответствии со ст. 23 Закона о товарных знаках регистрация товарного знака не дает правообладателю права запретить использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия. Это означает, что использование в рассматриваемом случае в доменном имени Интернет-сайта обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака в отношении предлагаемых к продаже товаров, введенных в гражданский оборот правообладателем или с его согласия, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, не является нарушением исключительных прав правообладателя на товарный знак. Этот товар имеет свой товарный знак, физически нанесенный на товар, упаковку или иным предусмотренным Законом о товарных знаках способом. Товарный знак и индивидуализирует в глазах покупателя интересующий его товар. Товар ассоциируется у покупателя с его товарным знаком, а совпадение или сходство знака с доменным именем эти ассоциации только укрепляет.
В Сети, как отмечалось, можно получить и разнообразные услуги. Информационные ресурсы в этом случае являются орудием оказания услуг, а доменное имя, индивидуализируя содержание ресурса, ассоциируется у пользователей с оказываемыми услугами. В этом случае доменное имя становится средством индивидуализации этих услуг и в этом качестве может столкнуться с исключительными правами на товарный знак. Возникает вопрос, можно ли, и если можно, то при каких обстоятельствах квалифицировать использование домена как нарушение прав на товарный знак? Вспомним, что согласно ст. 1 Закона о товарных знаках товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Следовательно, основное и единственное назначение товарного знака - это индивидуализация товаров (работ, услуг). В этом заключается его главное отличие от доменного имени, назначение которого состоит в адресации на информационный ресурс и дальнейшей индивидуализации этого ресурса. Индивидуализация работ (услуг) - это приобретенное качество доменного имени, не имеющее нормативного закрепления.
Из установленного законом специального назначения товарного знака следует, что в случае конфликта между товарным знаком и доменным именем право на товарный знак охраняется в первую очередь. Речь, разумеется, идет о случаях, когда доменное имя используется в коммерческих целях. При этом использование доменного имени в некоторых случаях можно квалифицировать как нарушение права на товарный знак. Для этого необходимо, во-первых, чтобы в доменном имени использовался сам товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения, во-вторых, чтобы доменное имя использовалось в отношении тех же товаров (работ, услуг), для которых и зарегистрирован соответствующий знак (п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках). Ограниченность действия исключительного права на товарный знак рамками товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществлена регистрация этого права, предопределяет возможность принадлежности прав на абсолютно одинаковые товарные знаки большому количеству лиц в отношении различных товаров (работ, услуг).
Рассмотрим вопрос о формах защиты нарушенного права на товарный знак. На практике истцы обычно требуют запретить ответчику использование доменного имени или обозначения, сходного с ним до степени смешения. В случае вынесения решения, признающего администрирование домена нарушением прав истца, регистрирующий орган аннулирует регистрацию. При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенным (п. 4.16 Регламента). Между тем, как следует из закона, не существует нарушения права на товарный знак "вообще": нарушение всегда существует в отношении определенных товаров (работ, услуг), и одинаковый товарный знак может принадлежать разным лицам, поэтому такое категоричное решение не вытекает из сути нарушения.
Согласно ст. 12 ГК РФ и ст. 46 Закона о товарных знаках защита прав от незаконного использования товарного знака осуществляется следующими способами:
- подача требования о прекращении нарушения;
- взыскание причиненных убытков (либо денежной компенсации, установленной п. 4 ст. 46 Закона о товарных знаках;
- публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
- удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков им в целях их последующего уничтожения.
Таким образом, если использование доменного имени будет квалифицировано как нарушение права на товарный знак, то прекращение нарушения означает прекращение использования информационного ресурса с доменным именем, совпадающим с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения, только в отношении тех товаров (работ, услуг), которые защищены товарным знаком. Использование этого доменного имени в некоммерческих целях, а также в отношении других товаров (работ, услуг) не возбраняется.
Значит, если лицо А имеет исключительное право на товарный знак Х в отношении услуги "реклама", а лицо Б является администратором домена Х.ru, который адресует пользователей на информационный ресурс, содержащий рекламу, то по смыслу Закона о товарных знаках право А на товарный знак будет защищено после удаления всякой рекламы с этого информационного ресурса. Судебное решение в случае обращения А в суд должно заключаться в запрете использовать домен Х.ru исключительно в отношении рекламы. Если Б будет использовать информационный ресурс с этим адресом как сайт поклонников йоги или, будучи администратором домена Х.ru, вообще не создаст никакого информационного ресурса, нарушения исключительного права А не произойдет. Решение о полном запрете использования доменного имени или обозначения, сходного с ним до степени смешения, и как следствие аннулирование регистрации доменного имени не вытекают из требований закона. Более того, преимущество лица, чьи права на регистрацию домена нарушены (какие, кстати, права?), перед другими лицами, обладающими исключительными правами на такой же товарный знак в отношении других товаров (работ, услуг), ничем не обосновано. Никакими особыми правами на доменное имя перед другими обладателями исключительного права на одинаковый товарный знак, лицо, обратившееся в суд с иском к администратору домена, не имеет.
Суммируя сказанное, можно утверждать, что использование аналогичного или сходного с товарным знаком обозначения в доменном имени можно квалифицировать как нарушение исключительного права на товарный знак только тогда, когда доменное имя используется в отношении тех же товаров (работ, услуг), что и товарный знак. Формой защиты исключительного права на товарный знак в таком случае является запрет использовать доменное имя в отношении этих товаров (работ, услуг).
Нередко недобросовестно регистрируются домены, созвучные известным товарным знакам с целью привлечь внимание пользователей Интернета. В этих случаях признаки нарушения исключительного права на товарный знак могут и отсутствовать. Однако помимо непосредственно предусмотренных в Законе о товарных знаках существуют и иные правовые механизмы защиты прав добросовестного владельца исключительных прав на товарный знак. Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (ст. 10-bis, 10-ter) предусматривает защиту от недобросовестной конкуренции, в частности, запрещает все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать путаницу в отношении предприятия, продуктов или промышленной либо торговой деятельности конкурента.
Итак, на наш взгляд, существующий правовой механизм достаточен для эффективной защиты исключительных прав на товарный знак от нарушений, связанных с использованием аналогичных или сходных обозначений в доменных именах.
Из сделанного ранее вывода о принадлежности коммерческого доменного имени к средствам индивидуализации вытекает необходимость и его самостоятельной защиты. Не исключено, что доменное имя, индивидуализирующее сетевое предприятие, может стать объектом недобросовестных притязаний лиц, зарегистрировавших созвучный товарный знак*(13). Законодатель ввел определенные ограничения на возможность регистрации товарного знака в случае, если этим нарушаются исключительные права других лиц. Тем самым введены условия приоритетной защиты других исключительных прав. Эти случаи перечислены в ст. 7 Закона о товарных знаках. Такие же ограничения должны быть установлены и применительно к доменному имени. Положения закона о том, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака, должны быть в полной мере распространены и на администратора домена. В отсутствие же прямых норм закона добросовестные администраторы домена могут применять для защиты своих прав положения о злоупотреблении правом (ст. 10 ГК РФ) и нормы Парижской конвенции о недобросовестной конкуренции.
Судебная практика
С развитием Интернета и использованием его в коммерческих целях стали возникать споры между владельцами товарных знаков и администраторами созвучных доменов. В основном обладатели исключительных прав на товарный знак заявляли о нарушении этих прав администраторами доменных имен.
Первым судебным спором, по которому правовую позицию пришлось высказать Президиуму ВАС РФ, стало дело N А40-25314/99-15-271 Арбитражного суда г. Москвы. Спор этот представляет значительный научный и практический интерес, так как в дальнейшем суды при рассмотрении подобных исков опирались на выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ по этому делу. Кроме того, рассматриваемый спор стал толчком к изменению законодательства о товарных знаках.
Корпорация "Истман Кодак Компани", владелец товарного знака "Кодак", обратилась к предпринимателю без образования юридического лица Грундулу, владельцу доменного имени www.kodak.ru, с иском о запрете использования наименования kodak в доменном имени. Арбитражный суд первой инстанции в иске отказал, указав, что основной целью наименования домена в сети Интернет является отличие одной области информационного пространства от другой, что домен не является ни товаром, ни услугой, что на сайте имеется указание о том, что он не принадлежит истцу. Суд сослался также на отсутствие правового регулирования спорных отношений.
Это решение было поддержано апелляционной инстанцией. При этом арбитражный суд апелляционной инстанции, согласившись с доводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что товары, предлагаемые к продаже на сайте ответчика, были введены в оборот самим истцом.
Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил оба судебных акта без изменения.
Президиум ВАС РФ, рассмотрев протест заместителя Председателя ВАС, отменил принятые по делу судебные акты и направил его на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Президиум указал, что согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать путаницу в отношении предприятий, продуктов либо промышленной или торговой деятельности конкурента. По мнению Президиума, доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость. Президиум указал на необходимость исследования вопроса о смешении доменного имени с товарным знаком и получении ответчиком возможности привлечения покупателей для товаров под товарным знаком Kodak, рассмотрения вопроса о применении или ином введении в хозяйственный оборот ответчиком чужого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения*(14).
С некоторыми выводами Президиума ВАС РФ трудно согласиться. В частности, его мнение о трансформации доменного имени в средство, выполняющее функцию товарного знака, вряд ли справедливо во всех случаях. По меньшей мере, к доменам, не используемым в коммерческих целях, такой вывод определенно неприменим. К тому же что означает выражение "средство, выполняющее функцию товарного знака"? Что это за объект права? Следует ли из этого, что раз домен стал средством, выполняющим функцию товарного знака, то и его правовая защита возможна лишь в рамках защиты исключительного права на товарный знак, и право на такую защиту возникает лишь в результате права на товарный знак?
По нашему мнению, в спорах подобного рода следует устанавливать:
1) совпадение или сходство товарного знака и доменного имени;
2) использование администратором домена совпадающего или сходного с товарным знаком домена в отношении однородных товаров и услуг;
3) факт (или его отсутствие) введения в хозяйственный оборот соответствующих товаров самим истцом;
4) отсутствие в требованиях владельца исключительных прав на товарный знак признаков злоупотребления правом.
Президиум, полагаем, исходил из упрощенного представления о домене как о феномене, рассматриваемом исключительно в рамках прав на товарный знак. Однако доменное имя является самостоятельным средством индивидуализации - сетевым коммерческим обозначением.
Не представляется достаточно убедительным использование Президиумом аргумента о коммерческой стоимости доменов, содержащих товарный знак или торговое наименование. Разумеется, домен может иметь коммерческую стоимость. Однако наличие коммерческой стоимости вытекает из того, что домен является самостоятельным средством индивидуализации - сетевым коммерческим обозначением, и размер его стоимости будет пропорционален его известности и репутации обозначаемого этим доменом сетевого предприятия. Может вообще не существовать товарных знаков, совпадающих или сходных с доменом, однако на его коммерческой стоимости это никак не отразится.
Президиум ВАС РФ занял позицию признания абсолютного приоритета исключительных прав на товарный знак над правом на доменное имя. Такая позиция подразумевает необходимость при выборе доменного имени регистрировать право на аналогичный товарный знак. Однако с таким же основанием этот подход можно применить и к лицам, регистрирующим товарный знак: прежде чем обратиться в патентное ведомство, потрудитесь проверить, не существует ли аналогичного или сходного доменного имени. Анализируемый судебный акт ВАС РФ едва ли должен служить образцом для формирования правоприменительной практики.
Как отмечалось, в ранее действовавшей редакции Закона о товарных знаках отсутствовало специальное правовое регулирование использования товарных знаков в доменных именах. В названном акте (п. 2 ст. 4) давалось общее определение нарушения прав владельца товарного знака: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. Федеральным законом от 11 декабря 2001 г. в Закон о товарных знаках были внесены изменения, и это определение было детализировано, перечислены конкретные случаи неправомерного размещения товарного знака или изображения, сходного с ним до степени смешения. Так, запрещено их размещение в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации*(15). Однако, на наш взгляд, принятая поправка к закону не только не разрешает имеющиеся проблемы, но и создает дополнительные. Универсальное и однозначное решение коллизии "товарный знак - доменное имя" в пользу первого совершенно не учитывает фактически сложившиеся отношения и игнорирует тот факт, что доменное имя также стало средством индивидуализации. Со своими особенностями, своими предметом и потребностью в самостоятельной юридической защите.
Все чаще практика сталкивается с правовыми проблемами использования доменного имени. Появляются все новые работы, свидетельствующие о том, что невозможно игнорировать существование этого феномена. Задача науки и практики - найти место доменного имени в системе объектов исключительных прав на объекты промышленной собственности. В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть взаимодействие этого феномена с одним из традиционных объектов промышленной собственности - товарным знаком. Изучение вопроса приводит к выводу о необходимости четкого правового регулирования проблемы, исключающего его однозначную зависимость от права на товарный знак и учитывающего правовую природу доменного имени.
В.А. Плотников
"Законодательство", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Регламенте и тарифах на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне .RU, утвержденном директором РосНИИРОС 15 февраля 2002 г., дается следующее определение: "Домен - область пространства иерархических имен сети Internet, которая обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Домен идентифицируется именем домена".
*(2) Подробнее о доменных именах, их системе, администрировании и регистрации см.: Герцева Е. Н. Проблемы квалификации недобросовестного использования доменных имен в Интернете // Законодательство. 2000. N 11. С. 47-54.
*(3) Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 522, 552.
*(4) В обоих случаях можно говорить лишь об относительной новизне - по отношению к актуальному состоянию. Не исключено, что и знак, и домен ранее уже существовали, но правовая охрана аналогичного знака, а также регистрация и администрирование аналогичного домена были прекращены.
*(5) Подробнее о коммерческом обозначении как средстве индивидуализации см.: Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. N 8. С. 36-39.
*(6). А. П. Сергеев отмечает, что законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) состоит из двух взаимосвязанных, но все же относительно самостоятельных частей, а именно законодательства о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и законодательства о средствах индивидуализации продукции, работ и услуг. Хотя в главном своем назначении они совпадают, каждое из них играет свою роль в хозяйственном обороте (Сергеев А. П. Указ соч. С. 28).
*(7) Мозгов М. В. Доменное имя - объект интеллектуальной собственности: Доклад на 4-й конференции "Право и Интернет. Теория и практика" //http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=286&back_url= http%3A%2F%2Fwww%2Eparkmedia%2Eru%2Fconf%2Easp%3Fob%5Fno%3D276%26back% 5Furl%3Dhttp%253A%252F%252Fwww%252Eparkmedia%252Eru%252Fconf%252Easp% 253Fob%255Fno%253D218.
*(8) Осокин А.А. Правовой статус наименований доменов и товарные знаки. Доклад на 4-й конференции "Право и Интернет. Теория и практика" //http://www.parkmedia.ru/conf.asp?ob_no=290&back_url=http%3A%2F%2Fwww% 2Eparkmedia%2Eru%2Fconf%2Easp%3Fob%5Fno%3D276.
*(9) Наумов В. Правовые проблемы адресации в Интернете // Мир Internet. 1999. N 5. http://www.iworld.ru/magazine/index.phtml?do=show_article&p= 38153875.
*(10) Бузанов В.Ю. Указ. соч. С. 36.
*(11) Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. Т.1. С. 306.
*(12) Законодательство рассматривает средства индивидуализации как средства коммерческой индивидуализации. Между тем социально-экономическая практика вызывает потребность индивидуализации не только участников коммерческого оборота, но и некоммерческих организаций. В частности, каждая некоммерческая организация имеет свое наименование, чаще всего помимо указания на организационно-правовую форму содержащая оригинальное название. Однако, в отличие от фирменного наименования, наименование некоммерческой организации законодатель прямо не включил в состав средств индивидуализации и не обеспечил непосредственной юридической защитой. Между тем, потребность в защите средств индивидуализации некоммерческих организаций связана с правом на защиту их деловой репутации. С этой точки зрения доменные имена, используемые в некоммерческих целях, должны, на наш взгляд, рассматриваться как объекты исключительных прав. Эта проблема требует и теоретического, и практического решения.
*(13) Об угрозе "обратного захвата" доменных имен см.: Мордвинов В.А. Доменное имя - основа товарного знака XXI века: Доклад на 4-й конференции "Право и Интернет. Теория и практика" - http://www.parkmedia.ru/ conf.asp?ob_no=287&back_url=http%3A%2F%2Fwww%2Eparkmedia%2Eru%2Fconf% 2Easp%3Fob%5Fno%3D276.
*(14) Вестн. ВАС РФ. 2001. N 5.
*(15) В этой поправке усматривается явное влияние рассмотренного постановления Президиума ВАС РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доменное имя и нарушение прав владельца товарного знака
Автор
В.А. Плотников
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2005, N 5