Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 мая 2005 г. N КА-А40/3585-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 12 мая 2005 г.
Решением от 15.12.2004 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2005 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, Инспекция МНС РФ N 26 по ЮАО г. Москвы обязана возвратить (далее - Инспекция) Обществу с ограниченной ответственностью" Икслейтон" (далее - Общество) из федерального бюджета налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 627 548,67 руб.
Законность и обоснованность решения и постановления проверены в кассационном порядке на основании кассационной жалобы Инспекции ФНС РФ N 26 по г. Москве (правопреемника ИМНС РФ N 26 по ЮАО г. Москвы), в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судами норм таможенного и налогового законодательства.
В заседании суда представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд 1 инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом, сумма, которую Инспекция обязана возвратить Обществу, представляет собой разницу между суммами НДС, уплаченного в связи с приобретением товарно-материальных ценностей (работ, услуг), и суммами НДС, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг) в апреле 2003 года.
Из материалов дела усматривается, что в названном периоде Общество осуществляло реализацию на территории России товаров народного потребления и продуктов питания, приобретаемых в рамках контрактов на ввоз продукции в таможенном режиме свободного обращения.
После ввоза товара на территорию РФ таможенная стоимость декларируемого товара была скорректирована таможенным органом, в связи с чем Обществом уплачены откорректированные таможенные платежи.
Оприходование товара Общество осуществляло по таможенной стоимости, увеличенной на суммы фактически уплаченных таможенных пошлин, рассчитанных с учетом откорректированной таможенной стоимости.
Налог на добавленную стоимость Общество принимало к зачету в соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ в сумме, исчисленной с учетом откорректированной таможенной стоимости товаров и фактически уплаченной таможенным органам при ввозе товаров на территорию РФ.
Право на возмещение НДС заявлено в налоговой декларации за апрель 2003 года, поданной в налоговую инспекцию 20 мая 2003 года (т. 2, л.д. 15-26).
При этом, согласно декларации, к возмещению следует 621 613 руб.
В заявлении о возврате НДС за апрель 2003 года, представленном в Инспекцию 20 мая 2004 года (т. 2, л.д. 27), названа та же сумма, что и в декларации.
Однако в заявлении, адресованном в суд, заявитель без каких-либо объяснений увеличил сумму НДС, подлежащую возврату за апрель 2003 года, до 627 548, 67 руб., то есть на 5 935,67 руб.
В заседании кассационной инстанции представитель Общества пояснил, что уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за апрель 2003 года в Инспекцию не сдавалась, а разница в суммах объясняется доплатой таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товара.
Между тем, эти обстоятельства подлежат проверке и оценке судом на относимость и допустимость доказательств, предъявленных заявителем.
В решении и постановлении судов отсутствует анализ документов, подтверждающих оплату скорректированных таможенных платежей, не названы их номера и даты. Не содержится в судебных актах ссылок на номера и даты документов, подтверждающих оплату заявителем стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, номера и даты счетов-фактур, относящихся к этим товарам (работам, услугам).
Поскольку в данном деле заявлено требование о возврате налога, доказывание права на таковое является обязанностью заявителя.
Как видно из представленной в материалы дела копии решения Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.04 г. по делу А40-46755/04-117-437, по материалам выездной проверки соблюдения Обществом законодательства о налоге на добавленную стоимость (в том числе в апреле 2003 года), Инспекцией принято решение от 16.08.2004 г. N 04-15/9298 о привлечении ООО к налоговой ответственности за занижение налоговой базы.
Названное решение налоговой инспекции, как и акт налоговой проверки, послуживший основанием для его принятия, в деле отсутствуют, что делает затруднительным установление оснований, по которым налоговая инспекция отказала Обществу в возмещении НДС за апрель 2003 года.
В силу ст. 160 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью).
Исходя из толкования статьи 160 НК РФ, налоговый орган в отзыве на заявление указал, что налогоплательщик при увеличении таможенной стоимости обязан увеличить налоговую базу при реализации товаров на территории России.
Суд первой и апелляционной инстанции оценил позицию налогового органа как ошибочную, указав, что статьей 160 НК РФ регулируются только правоотношения по определению налоговой базы при ввозе товара на территорию РФ, тогда как налоговая база при реализации товаров на территории России определяется по правилам статьи 154 НК РФ исходя из цен, устанавливаемых при совершении сделок, и НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе товаров, принимается к возмещению а общеустановленном порядке.
Законодательное определение таможенной стоимости дано в Таможенном кодексе, согласно ст. 117 которого под таможенной стоимостью понимается основа для исчисления таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов.
В силу п. 1 ст. 53 НК РФ таможенная стоимость - это налоговая база таможенных платежей, то есть стоимостная характеристика объекта налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с нормами налогового законодательства налоговая база НДС и акциза при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется налогоплательщиком согласно предписаниям НК РФ и таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 153, 191 НК РФ).
Налоговая база НДС по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (п. 1 ст. 160 НК РФ).
Положения статей 153, 160 Налогового кодекса относятся к исчислению налоговой базы при ввозе товара на таможенную территорию России и связаны с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в связи с таким ввозом.
В то же время порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено этой статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС и налога с продаж.
В силу статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам доли соответствующих налоговых баз.
Из положений статьи 168 НК РФ не следует, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик должен исчислять НДС исходя из цены, определяемой как таможенная стоимость товара.
В п. 1 ст. 19 Закона "О таможенном тарифе" закреплено, что таможенной стоимостью ввозимого на российскую таможенную территорию товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы. Цена сделки корректируется с учетом установленных надбавок и вычетов.
В Законе РФ "О таможенном тарифе" используется понятие - "таможенная оценка", представляющая собой целенаправленную деятельность по определению таможенной стоимости с помощью общепринятых правил. При использовании одних методов таможенная стоимость устанавливается на основе документальных данных (внешнеторговый контракт, счет-фактура, консульская фактура и т.д.), в то время как другие методы предполагают оценку стоимости товаров в таможенных целях, осуществление которой возложено на таможенные органы.
Согласно ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:
1) обложение товара таможенной пошлиной;
2) ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;
3) применение нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок.
В соответствии со ст. 18 Закона определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:
- по цене сделки с ввозимыми товарами;
- по цене сделки с идентичными товарами;
- по цене сделки с однородными товарами;
- вычитания стоимости;
- сложения стоимости;
- резервного метода.
В силу ст. 19 Закона таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
страховая сумма;
б) расходы, понесенные покупателем:
комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
стоимость контейнеров и(или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, - это общая сумма уже осуществленного платежа или того, который предстоит осуществить покупателю в пользу продавца за импортируемые товары, но оплата которого на момент таможенного оформления товаров еще не произведена.
В материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие определить причину корректировки таможенной стоимости товара и метод, использованный для ее определения.
Между тем, эти данные могут оказать влияние на выводы суда о добросовестности заявителя при реализации товара потребителям на территории России (с учетом занижения стоимости) и предъявления НДС к зачету, поскольку порядок корректировки учитывает в качестве одного из компонентов цену последующей перепродажи товаров.
Компоненты корректировки цены сделки с ввозимыми товарами определены в Законе РФ "О таможенном тарифе" как дополнительные начисления к цене сделки.
Суд отметил, что доказательств недобросовестности заявителя Инспекция не представила.
При этом суды обеих инстанций не дали оценки тому обстоятельству, что НДС, уплаченный на таможне (2 040 288,03 руб.), значительно превышает НДС, исчисленный при реализации товара на территории России (1 385 333,62 руб.).
При новом рассмотрении дела суду следует затребовать у налогового органа копии акта выездной налоговой проверки и решения N 04-15/19298 от 16.08.2004 г., уточнить основания увеличения требования о возврате налога в сравнении с деклараций по НДС, поданной за апрель 2003 г., выяснить, по какой причине Общество исчисляло налог на добавленную стоимость при реализации товаров на территории России без корректировки в соответствии с таможенной стоимостью, установить основания корректировки таможенной стоимости, оценить обстоятельства дела исходя из соответствия действий налогоплательщика нормам ст. 40 НК РФ и относимости представленных заявителем доказательств к указанному налоговому периоду, с учетом правовых положений, регулирующих порядок определения цены товара, ввезенного на таможенную территорию России для последующей перепродажи.
Определением суда от 29.04.2005 г. исполнение решения суда и постановления Девятого апелляционного суда по данному делу было приостановлено до окончания производства в кассационной инстанции. В связи с окончанием производства в кассационной инстанции приостановление подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15.12.2004 г. Арбитражного суда г. Москвы, постановление от 10.02.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-50608/04-90-534 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Отменить приостановление судебных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 мая 2005 г. N КА-А40/3585-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании