Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 мая 2005 г. N КА-А40/4498-05
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2006 г. N КА-А40/3795-06-П
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.04, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.05, признано незаконным бездействие Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по непроведению зачета НДС за период с мая по сентябрь 2001 года и январь 2002 года в общей сумме 3.912.902,73 руб.
Межрегиональная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязана произвести ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" зачет НДС в сумме 3.912.902,73 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Применив ст.ст. 21, 32, 78, 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, суды указали, что заявитель уплатил НДС за услуги по переработке нефти субъекту Республики Беларусь - ПО "Нафтан", в связи с чем имеет право на применение налоговых вычетов.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя Общества, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит судебные акты недостаточно обоснованными, подлежащими отмене.
Настаивая на удовлетворении требований, заявитель ссылался на то, что в 2000-2002 годах он осуществлял переработку нефти на нефтеперерабатывающем заводе в Республике Беларусь.
Переработка осуществлялась через агента - ООО "Фирма "Тусар", который оказывал услуги по переработке нефти, а также по хранению и погрузке произведенных нефтепродуктов в соответствии с договором с белорусским нефтеперерабатывающим заводом - ПО "Нафтан".
В соответствии с законодательством Республики Беларусь с 01.01.01 при вывозе выработанных из давальческого сырья товаров в Россию, обороты по реализации услуг по производству указанных товаров облагаются НДС по ставке 20%.
Заявитель ссылался на то, что ПО "Нафтан" с 02.02.01 начислял НДС, исходя из стоимости переработки в отношении нефтепродуктов. Отгруженных в Россию, этот НДС перечислялся в бюджет Республики Беларусь агентом - ООО "Тусар" с перевыставлением счетов-фактур ОАО "НК "Роснефть".
Статьей 13 Федерального закона РФ от 05.08.00 N 118-ФЗ установлено, что с 01.07.01 главы 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации применяются с учетом следующих особенностей:
1. Реализация товаров в Республику Беларусь, реализация с территории Республики Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки, товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки и ввезенных на территорию Российской Федерации, а также реализация нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются в государства - участников Содружества Независимых Государств, приравниваются к реализации товаров на территории Российской Федерации.
2. При ввозе на территорию Российской Федерации происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, а также при ввозе нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость и акцизы таможенными органами Российской Федерации не взимаются.
3. При реализации товаров, указанных в предыдущем пункте, на территории Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается по ставкам и в порядке, которые предусмотрены для товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 01.07.01.
Статья 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" устанавливает, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым) к учету товарам, предназначенных для продажи и, материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Пункт 3 данной статьи предусматривает, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Таким образом, одним из оснований предъявления сумм НДС к возмещению является фактическая уплата данных сумм хозяйствующим субъектом государств - участников Содружества Независимых Государств.
При разрешении спора суд не дал оценки доводам налогового органа о том, что Обществом не представлены документы, подтверждающие уплату ООО "Фирма "Тусар" предъявленных сумм НДС за оказанные услуги.
Кроме того, суд не учел, что в силу ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается налогоплательщик в обоснование своих требований и которую применил суд при разрешении спора, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы.
Удовлетворяя требования о возмещении налога за спорный период, суд не проверил, соблюден ли Обществом установленный законом срок.
При таких данных судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.04 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2005 г. N КА-А40/4498-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании